Ниже привожу схему. Обратите внимание на то, как подключен DC динамик. А именно переключатель S2 с набором резисторов + ФВЧ второго порядка - C3 -30uF + L4-4mH . Когда в своё время, я настраивал систему Profile из двух отдельных АС - Р 632 (сверху) + Р 636 (снизу), которая аналогична Buckingham Monitor.Я понял несколько вещей: - Во первых - НЧ динамики ни в коем случае не следует фильтровать на одной частоте. Тем более подключая их параллельно или последовательно. Кстати, расположение в отдельных объёмах тоже не приветствуется. Каждому НЧ динамику свой фильтр и частота, режем нижний НЧ - низко и первым порядком, верхний гораздо выше - вторым + работа в общем объёме, желательно закрытый ящик. Таким образом и необходимую АЧХ получаем и масштаб не теряем. - Во вторых - DC должен обязательно находится в отдельном з.я., изменением объёма которого, только и можно регулировать его отдачу. Никакого электрического обрезания полосы снизу. Недопустим даже ФВЧ первого порядка в виде одного конденсатора, независимо от номинала/частоты и бренда. Несмотря на наличие трудящихся изо всех сил двух НЧ и независимо от частоты их среза, запирание DC снизу приводит к катастрофе. Полностью теряются все потенциальные достоинства коаксиальной конструкции - общая живость и объёмность, особенно в середине - в том числе и верхней . Всё становится плоским , выхолощенным и формальным, ВЧ от этого тоже сильно проигрывают . Слушать такого кастрата, нормальному меломану даже в голову не придёт.
Как видим, подданные его высочества герцога, совершили абсолютно все ошибки. Ну, лакеи - что с них взять?! Ничего не понимая в музыке - лишь выслуживаются. Но даже этого им туповото-усердным показалось мало и они решили ещё раз кастрировать несчастный DC, на сей раз уже сверху притом, особо неблагозвучным для него ФНЧ третьего порядка - L3-2mH + C4-14,7uF + L5-0,8mH .Вдруг его высочеству не понравится, что он - ничтожество слишком уж вольно распевает в его присутствии. Подобный фильтр (только ниже по частоте) стоит в Dimension TD 12 - знаю о чём говорю.
Для справки: по объёмам у Buckingham Monitor: НЧ =200 литров, DC = 30 литров, для данного случая мелковат, - 50-60 литров, было бы в самый раз. Кстати сопротивлениями как в S2 MF Level давить DC (как впрочем и НЧ - S1 LF Level) - тоже не лучшая идея. Вот что в совокупности, вынудило уважаемого Leon d---r, написать то что он написал.
Десерт для их Высочества.
Если внимательно посмотреть на фотографию DC динамика, то видно, что диффузор у него не является гиперболическим рупором для ВЧ, как у остальных танноевских коаксиалов, а даже наоборот немного вдавленный. Что хорошо заметно по слегка выгнутому наружному краю V - образной акустической линзы, которая повторяет профиль диффузора (красные стрелки). И именно поэтому, для придания хоть какой-то жёсткости, он частично гофрирован (жёлтые). Если же говорить о роли самой линзы, на мой взгляд, её положительное влияние на ВЧ сигнал сомнительно. А вот отрицательное на СЧ, за счет многочисленных отражений от её столь же многочисленных пластин - очевидно. Вместо того, чтоб решить проблему перечниц, методом подобным тому который я здесь предлагал, они всё напрочь изуродовали. Где они таких инженеров набирают ?
Griroriy пишет: Уважаемый Leon d---r в теме "выбор стерео системы" Вы написали : - "Loudspeakers: Tannoy Custom made DU316 drivers + cross overs ( в кладовке CPA12 и динамики от CPA15 купленные у звукооператора ставившего в Лондоне Phantom of the Opera и снявшего эти динамики по окончании проекта). Хотелось бы узнать Ваше мнение о CPA12 и по каким причинам "они в кладовке "? Я понимаю что вид у них не совсем домашний, но может есть ещё какие-то причины иного характера.
Григорий, причина намного банальнее. CPA12 в корпусе, но без кроссовера, а CPA15 без корпуса, но с кроссовером. Этим надо заниматься и для этого нужно время. Я не электронщик, но кроссовер собрать могу( по готовой схеме) и надеюсь, что в ближайшие месяц - полтора доведу эти проекты до состояния прослушивания.Начну с подбора схемы и деталей.
Внешний вид - это второстепенно т.к. когда я слушаю музыку - закрываю глаза.
Всё отличие кроссоверов 12CPA и 15CPA - в фильтре ВЧ : 12-й = С-4,7uF L-1mH , 15-й = C-6,8uF L- 0,71mh Остальное идентично. Если достать катушку лень, воткните в неё кусок железа и измерьте индуктивность L/C -метром. Хотя, конечно лучше купить с воздушным сердечником.Ставите слегка изменённый фильтр 15-го в корпус 12CPA и слушаете . Места крепления должны совпадать.
Вот если бы корпус СРА 12 был бы хотя-бы 100- 110 литров, то можно было бы обойтись изменением или заменой только катушки, или в крайнем случае заменить C- 6,8uF на C-5,6uF,если ВЧ будет много. Кстати Ваши корпуса к DU 316 - 130литров как Вы писали - подойдут идеально, да и посадочные места проблем не вызовут - те же 12" и кроме катушки ничего менять не придётся, тем более если он у Вас фазоинвертор. В дальнейшем могли бы иметь три уровня ВЧ сигнала : - С-4,7uF = -1,5dB , C-5,6uF = Level , C-6,8uF = +1,5dB - на все случаи жизни.
Leon d---r написал: Григорий, огромное спасибо за информацию. Катушки с воздушным сердечником у меня заготовленны, надо только отмотать, прибор для измерения индуктивности есть у товарища.Так, что это не задержит. Осталось подобрать С-4,7uF и C-5,6uF, и вперёд. В самом деле будет очень интересно переставить СРА 12 в большой корпус, если даст результат - построю для них специально. Жалко потрошить хорошо играющую систему, если есть возможность построить ещё одну.
Ну я собственно и предложил поэтапные действия - сначала СРА 12 в родном корпусе, плюс родной кроссовер. Далее, если в целом понравится, аккуратненько (не потроша ) попробовать в имеющемся у Вас корпусе подходящего размера, с упомянутой модификацией ВЧ фильтра, для получения иного масштаба. Думаю курочить ничего не придётся, если расположение посадочных отверстий динамиков совпадают.Аккуратно вывести провода от динамика наружу, где временно - для оценки звука и будет кроссовер СРА 12 - очень удобно для разных манипуляций с номиналами конденсаторов. А дальше, если понравится - вариантов много, хоть в этом оставить, хоть новый сделать. А потом, когда войдёте в раж, можно из СРА 15 сделать что-то типа Churcill. Но это уже для большого помещения. Фазоинвертор в виде буквы V и супертвиттер не обязательны, как впрочем и цилиндр с сигарой. Главное в нашем деле - кайф от музыки, который как выясняется просто так не купишь.
Ниже, АЧХ динамика DC-3134, в родом (слишком маленьком) корпусе СРА 12 .
Обладателям Profile P 638 недовольным звучанием своих АС.
Для оживления звучания необходимо: убрать резистор R- 5,6 Ohm в НЧ фильтре DC динамика и отключить один из трёх серых конденсаторов номиналами по 10 uF, таким образом изменив фильтр DC/НЧ с L- 1,2 mH + C-30uF (Z- 6,3 Ohm / 840 Hz / Cheb.) на L- 1,2 mH + C-20uF ( Z-5,5 Ohm / 1030 Hz / Butt.). Увеличить номиналы фильтра ВЧ - С-3 -3,3uF + R- 2,7 - 3,3 -3,9 Ohm. Можно также попробовать перевести фильтр дополнительного НЧ во второй порядок , поставив параллельно динамику конденсатор С-47 uF. Но это может как улучшить, так и ухудшить звучание - смотря как оценивать. Во вспомогательном НЧ динамике, аккуратно (чтоб не поцарапать черную краску диффузора) и постепенно по всей окружности, поддевая ногтем удалить центральную заглушку (сидящую на чёрном герметике) с утяжелителями в виде свинцовой дроби, или металлической шайбы, залитыми в термоклей. И вставьте фазовыравниватель в отверстие керна. Естественно, фазовыравниватель не должен касаться красного ламината основания звуковой катушки оставьте зазор 1,5 -2 мм, то-есть фазовыравниватель должен быть одного с керном диаметра. Корпус Profile P 638 разделён по вертикали поперечной перегородкой, с отверстием диаметром равным трубам фазоинверторов и заткнутой поролоновой заглушкой. В итоге DC и вспомогательный НЧ работают в отдельных объёмах. Только после вышеприведённых модификаций, советую удалить из трубы поролоновую заглушку, в противном случае этого делать не следует.
P.S.Если у вас модель просто Профайл - без индекса "Плюс"(как на фото выше), то верхняя крышка АС из довольно тонкой пластмассы с прямоугольными рёбрами жёсткости изнутри. Которые впрочем не спасают от довольно активного "подпевания". Удалите DC динамик и перевернув АС, залейте каким нибудь подходящим компаундом эти прямоугольные секции до краёв.
P.P.S Как вы понимаете, всё выше написанное, за исключением заливки верхней крышки , выбивания днища и удаления заглушки, относится в полной мере и к Saturn S 10 и даже в большей степени. А с корпусом там думаю свои проблемы - которых естественно не может не быть.
Процедура съёма пластмассового основания АС на котором смонтирован кроссовер: 1. - снять крышку для дополнительного утяжеления АС (дробь, песок), 2. - приставьте деревянный брусок и достаточно увесистым молотком (аккуратно и постепенно, постукивая по всему периметру) выбейте основание.
Не всё старое лучше нового. По крайней мере 20 лет назад. Модель 611 (1991-1993) выпущенная непосредственно после модели DC 2000 (1988-1991), в отличии от последней, уже была оснащена полноценным волноводом тюльпан, как и видно на фотографии. Вдобавок, корпус приобрёл шестигранную форму препятствующую образованию внутри корпуса стоячих волн , что и послужило поводом для названия серии - SIXES . Ещё одна умная вещь - основание, обеспечивающие большую устойчивость АС, очень органично вписывающиеся в общий дизайн . Видно, что в проекте серии SIXES, самым умным был Дизайнер (тот что работал на Кульмане и чертил на Ватмане) . На этом положительные нововведения видимо кончаются. Рисунок 2 - Минимальное значение импеданса -2,8 Ohm . . . имеем то что имеем. Рисунок 3 - Как видим в кроссовере появился фильтр второго порядка. Но не на DC динамике, как в последующей за ней серии Profile, а как ни странно на вспомогательном басовике.Не знаю что они себе думали. В итоге получается что DC работает с полным провалом середины, а её (середину) должен обеспечивать вспомогательный НЧ ,естественно физически удалённый от рупорной пищалки. В итоге получились этакие "Зингали". Спрашивается для чего надо так издеваться над коаксиальной конструкцией , превращая её из точечного источника в чёрт знает что? Рисунок 3 - пояснение: в спецификации для DC указана частота 400 Hz и при значении Z-6 Ohm индуктивность L должна быть -2,4 mH. Но та-же самая частота, при первом порядке и одинаковом значении Z-6 Ohm была указана для НЧ у Profile 636 и 638, хотя в действительности у первой - 2,1 mH а у второй 1,9 mH.Исходя из одинакового с Р 638 размера динамиков думаю всё-же - 1,9 mH. К сожалению в схеме приведённой в сети на которую я опираюсь нет номиналов катушек (видимо у человека не было под рукой L/C метра) Вот я и привёл уточнение в скобках. Спросите зачем же они так неточно пишут? Думаю что охломонам руководящим изданием брошюр, очень нравится когда вряд выстраиваются красивые на их взгляд " Crossover Frequency 400 Hz & 2,5 KHz " . Что и сделано в брошюрах как SIXES так и Profile, применимо к АС с DC динамиками. Согласитесь дебилам это должно доставлять массу удовольствия. Рисунок 5 приведен для объяснения непонятного на первый взгляд цвета корзин динамиков на рисунке4, плюс - ножки-подставки.
P.S. Думаю, переделка кроссовера приведённая ранее, может быть актуальна и для 611 модели, да и заливка верхней крышки компаундом актуальна, так как она аналогична крышке Profile Р 638.
Раз уж речь зашла о сериях Sixes, Profile и Saturn, хочу рассказать про Profile Р638 моего приятеля. После приобретения которых, он долго искал усилитель в пару к ним. Но, то один не нравился, то другой Ему всё "не хватало мощности". Как он заявлял - " Усилок не тянет".
В конце концов, увидев у меня принесённый мною накануне винтажный Pioner SA - 9900 http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=6&ved=0CDcQFjAF&url=http... он изъявил желание послушать его со своими Р638. Чему я был абсолютно не против потому, что хоть усилитель в целом был очень даже неплох, но не устраивал меня воспроизведением вокала с каким-то тихим жужжанием, которое я явственно слышал на Dimension TD 12 G (c моим кросовером). С оригинальным, не то что этого жужжания, а самого вокала толком не слышно, что уже говорить о Profile Р638. А в понимании этого моего приятеля, хороший усилитель, это прежде всего - мощный усилитель. Одним словом он его купил, ибо "усилок потянул" и был весьма доволен вплоть до того момента, как примерно через полгода, у того стала срабатывать защита в левом канале.
А обнаружилось вот что. Из-за того, что мой приятель имел привычку, будучи в хорошем расположении духа давать жару соседям выкручивая регулятор громкости не скупясь, на Profile Р638 от высокой температуры звуковых катушек, вспухла волдырями красная пленка-ламинат (волдыри были глубже - под самой катушкой) и упёрлась им в керн, из-за чего диффузоры перестали двигаться.
Ремонтировать АС, пришлось конечно же мне. Не оставлять же приятеля в беде. Снял диффузоры, срезал (очень аккуратно) волдыри которые занимали половину поверхности, залил дырки цапон лаком, дал высохнуть, зачистил наждачной бумагой. И так много раз. После того, как обработал таким образом всё, приклеил их на место.
В добавок ко всему, ввиду того, что мой приятель поздно спохватился, выходные транзисторы усилителя тоже "приказали долго жить". Ремонтом усилителя, в свободное от дел время вот уже год (видимо дел много) , занимается наш общий товарищ электронщик. А незадачливому Герострату, мне пришлось одолжить один из своих "не тянущих" усилителей, чтоб ему было на чем слушать музыку.
Всю эту историю я тут рассказал потому, что многие люди, даже с высшим техническим образованием, свято верят в цифры которые производители пишут в паспортах на свои поделки.
Вы не поверите, но на наш с товарищем ( электронщиком ) вопрос: - Как же можно было давать такую мощь на колонки ???!!!, он, свято веря в то что говорит заявил: - В паспорте колонок написано 300 ватт пиковой мощности, рекомендуемая мощность усилка - 10 - 175 , а у Пионера всего 110!
Стоит ли говорить, что мы хором напомнили ему притчу про то, что написано на сарае и что на самом деле в нём лежит. На что он, ничуть не смутившись, заявил: - Это ФИРМА и такого быть не может потому . . . что не может быть никогда !!!
Люди в массе своей, даже если и поймут что их обула фирма(заметьте, уже с маааленькой буковки) всё равно не теряют доверия к этой писанине, а только начинают: - Искатьфирму круче( та была дерьмовой ) Налицо - ярко выраженный религиозный тип "мышления" - будь он неладен.
Leon d---r написал: Имеет ли смысл(хотя всё это индивидуально) использовать с Tannoy DC Super Tweeter . Если да, что они могут привнести, а что испортить. Если да, то какие - родные:Tannoy ST50, ST100, ST200 , или есть какие-нибудь другие рекомендации.
Заранее спасибо за ответы.
Уважаемый Leon d---r, лично я в переделанном варианте своих Dimension TD 12, СВЧ пищалку отключил ввиду того, что никакого улучшения звучания она не даёт - скорее наоборот. А вот изгадить модуль и фазу АС вполне может рис. 3 - синий и зелёный овалы. Ниже для наглядности привожу измерения журнала Стереофайл : рисунок 1 Dimension TD 12 (слева направо: ФИ , НЧ , ВЧ , СВЧ - красным), рисунок 2 Dimension TD 12 АЧХ . Обратите внимание на провал на 13 KHz на первом рисунке.Вместо того чтоб устранить этот провал более адекватной схемой ВЧ фильтра, пришпандолили СВЧ, которая в его устранении не сильно то и помогла , но зато устроила пик на 16KHz. Рисунок 3 - сплошная кривая - модуль импеданса (в графике не помещается), пунктир - фаза.И это после того. как во всех рекламных брошюрах , они кичатся фазой не пересекающей 0 (примерно как жёлтая кривая) и что DC динамикам не нужны навороченные фильтры.
На мой взгляд все эти сабвуферы и супертвитеры - чистый развод. Вместо того чтоб изо всех сил стараться улучшить звучание, они занимаются своими привычными торгашескими приёмчиками. Что вообще можно ожидать от людей , сварганивших такое как на рисунках 2 и 3. В нынешнем мире хорошее звучание за отдельные деньги не продашь, а всякое саб. и супердерьмо ещё как. Удивительное дело, не могут нормально воспроизводить обычный диапазон, а лезут его расширять. Это всё равно, что не умея толком ходить, пытаться бегать. Рисунки 4(АЧХ) и 5(модуль и фаза) Tannoy Churchill - без всяких СВЧ, но с простыми фильтрами, согласитесь - намного лучше.
Вернёмся в прошлый век и посмотрим, что ещё необычного тогда было у фирмы. С 1986 по 1989 производилась модель Greenwich, которая была младшей в серии Prestige. А необычность её была в том, что ВЧ звено было не перечницей, а 15-ти миллиметровой купольной пищалкой, с пулевидным фазовыравнивателем в центре. Довольно необычный и смелый шаг, после тотального господства 52-х миллиметровых(2") перечниц, поставить хоть и в 8" DC такого купольного лилипута. Кроме Greenwich с подобной пищалкой (правда не в серии Prestige) было ещё две модели: - DC 100 - 8" и DC 200 -10". Greenwich - технические данные : рекомендуемая мощность усилителя - 20-120 вт импеданс 8ом / 6ом чувствительность -93дб диапазон -45гц - 20кгц НЧ-2008С ВЧ -2008/2588 номер кроссовера -1052 частота раздела -1,8кгц корпус - распределённый порт -40 литров габариты в см. 58х38х28 вес -15кг.