Общепринятые на сегодня формальные критерии оценки качества звучания создали иллюзию самодостаточности, исчерпывающей проблемы воспроизведения записей музыки.
Эти аудиофильские критерии о пространственной локализации источников звука и о натуральности звуков - являются полезными только при условии осознания служебной, дополнительной роли таких критериев оценки звучания.
Иначе, эти проработанные в деталях, системы выслушивания эффекта обмана слуха звуковыми натуроподобными миражами, полностью загораживают ключевые проблемы передачи музыки.
Дело в том, что слово "искусство" однокоренное со словом "искусственный".
То есть, любое искусство нарабатывает свой арсенал искусственных приёмов, не претендующих на обман органов чувств.
Но, претендующих на поиск способов передать смысл и задумку художественного произведения особенными условными приёмами.
Которые позволяют донести изюмины смысла до самого сердца зрителей и слушателей, читателей.
Например. За первые пару десятков лет наработки опыта постановки и съёмки кинофильмов выяснилось, что максимум сопереживания и впечатления получается не при подобии документальным съёмок событий сценария.
Так, натуральное падение человека с моста в воду, выглядит нестрашным полётом тряпичной куклы.
Если же, закрепить под одеждой каскадёра свинцовые утяжелители, получаются ужасающие и вызывающие доверие своим драматизмом кинокадры.
Задолго до кино, свои условности установились в театральном искусстве.
"Естественная" манера речи и натуральные лица на сцене, из зрительного зала воспринимаются очень невнятно.
Как вялое бормотание и плоские бледные блины, с еле угадываемыми чертами, вместо человеческих лиц с живыми эмоциями.
Поэтому, была выработана сценическая манера отчётливой речи и грим, подчёркивающий выразительность лиц актёров.
То есть, искусность требует особой "театральной" правды.
То, что в быту выглядит ходульно и утрированно, в искусстве и есть натурально и верно.
Аналогично и в музыке. Даже так называемые "естественные" музыкальные инструменты, не растут на деревьях. А являются искусственно созданным (ходульным) оснащением для выражения музыки.
Как только создали звукозапись, начался отсчёт времени поиска соответствующих приёмов искусства для максимума передачи музыки и актёрской речи через аудио технику.
Разумеется, как и в других видах искусства, выяснилось, что этот оптимум вовсе не совпадает с бледным копированием звуковых волн.
И этот оптимум нельзя найти только приборами, показывающими уровень отклонений звукового сигнала на входе устройства записи, от сигнала на выходе устройства воспроизведения.
Особенно это проявилось при записи синтезированной музыки, связанной с частичным применением электромеханических и электронных музыкальных инструментов.
Но и при записи акустических инструментов и живых голосов, сам факт влияния на звук микрофонной записи, потребовал нахождения приёмов обработки записей способствующих максимальной передаче актёрской игры музыкантов.
Оказалось, что эти приёмы так же формально ухудшают аутентичность передачи звуков, как формально ухудшают натуральность физиономий и речи театральных актёров грим и актёрская манера - говорить ясно и выразительно.
Зато, оптимизируется передача замысла музыки.
Значит ли это, что ненатуральность приёмов художественной звукозаписи вносит неопределённость в оценку качества звучания аппаратуры?!
С точки зрения "ветеринарного" подхода, зафиксированного в современном аудиофильстве, так и есть.
Метафора не направлена против профессии доктора Айболита.
Она вот о чём: - нормальный человек не настолько тёмен и дик, чтобы, заинтересовавшись особой противоположного пола, лезть к ней смотреть зубы, как при покупке кобылы.
А ведь именно так, аудиофилы любители и профессионалы, начинают оценку звучания исследуемой
аппаратуры: какая у неё звуковая сцена, локализация, натуральность инструментов и голосов, НЧ, СЧ, ВЧ . . .
И теряют почву под ногами, если не оценивают поверхностные признаки эффекта обмана слуха натуроподобным звучанием. И поэтому, нуждаются в сличении звуков с живым исполнением.
Это неверный и скользкий путь. Хотя на поверхности кажется логичным.
Во-первых, слуховая память очень коротка. Несколько секунд между сравниваемыми звуками и точность сравнения падает многократно.
Во-вторых, особенности живого звучания, сильно связаны с манерой звукоизвлечения каждого музыканта, с концертным залом, с тембрами конкретных образцов музыкальных инструментов.
В-третьих, такой, "ветеринарный" подход оставляет без внимания суть дела: - как передаются эмоции музыки через испытуемую аппаратуру?
Чтобы не бегать по замкнутому кругу этого аудиофильского цирка, с его поверхностными и крайне недостоверными способами оценки звучания, следует применять гораздо более разумные и надёжные критерии оценки звучания.
Так как, союз музыкального исполнительства и прикладного искусства звукозаписи, имеет целью донести до слушателей максимум актёрской игры музыкантов, максимум точных эмоций, интонаций, игры ритмов, то и оценивать качество звучания аппаратуры, следует именно по слышимости этих драгоценных составляющих в звукозаписях.
При таком способе экспертизы, резко расширяется число музыкальных дисков пригодных для изучения музыкальных способностей аудио техники.
Годятся не только записи живых оркестров и пуристские (без обработки) виды записей джаза. В пользу идёт также прослушивание эстрадной и рок музыки, с её специфическими приёмами художественно оправданных искажений натуральности звучания.
Дело в том, что талантливо исполненная музыка разных жанров, схожа по логике наполнения и развития палитры эмоций в течение времени произведения, с такими недвусмысленными видами искусства, как театр и кино.
При оптимальном звучании аудио системы, восприятие эмоций музыки можно уподобить наблюдению за спектаклем, где актёры изображают разных понятных персонажей.
Зависит от задумки композитора. Например, в старом джазе, сочинение может выражать встречу с хулиганом на прогулке или диалог двух персонажей.
Когда аудио аппаратура настроена без учёта передачи смысла музыки, тогда понять разыгрываемые сцены невозможно.
Например, я слышал колонки, которые по передаваемым ритмам и настроениям, превращали Кармен сюиту в Гопак.
И это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Ведь на сегодняшний день, подавляющая часть аудио энтузиастов: – разработчиков и потребителей, именно такую технику производят и слушают.
Бессмысленные способы тестирования аппаратуры, заблокировали какую либо возможность выйти из замкнутого круга аудиофильских представлений о качестве звучания. От которых давно пора отказаться и вернуться к нормальным, но уже позабытым подходам к этой теме - направленным на решение проблем воспроизведения музыки, как вида осознанного актёрского искусства передачи художественных образов, с помощью интонаций и ритмов, создающих возможность, при желании слушателя, воспринимать эмоции музыки.©
dzhanikyan@gmail.com
- Пока не воспользовался интернетом, не знал, что на свете столько идиотов. © Ст. Лем
Аргументы (словеса) - ничто, факты, в виде реального звучания - всё.