В посте # 1077, года полтора назад, когда серия Legacy только появилась https://www.hi-fi.ru/forum/messages/forum162/topic74831/message2335586/#message2335586 , основываясь на фотографиях кроссовера модели Arden (файл 2), я писал, что за исключением несколько иного типа регулировок ВЧ сигнала и их большего количества, схема Legacy Arden в точности повторяет таковую от 15DMT II, что и подтвердилось графиком АЧХ Legacy Arden от hifitest.de. на который я недавно наткнулся в сети (файл 3).
Если на графике АЧХ 15DMT II (файл 4) учесть: а) влияние помещения на частотах 80- 200Hz, б) гораздо меньшее сглаживание (1/12 октавы) , в) не реагирующий на частоты выше 15 kHz микрофон, то будет понятно, что перед нами одинаковые АЧХ.
Правда, в тесте упомянутого hifitest.de. видимо вышедшего позже (даты теста нигде не нашёл), кроссовер от Arden выглядит совсем иначе (файл 5). Проще всего, при их то бардаке, было бы предположить, что для того, чтоб лишь бы поскорее анонсировать новую серию, сначала они могли взять кроссовер от 15DMT II, а потом заменить его на вновь разработанный.
Но, за то, что в Legacy Arden, стоят всё же кроссоверы от 15DMT II, говорит, как их АЧХ измеренная hifitest.de., так и то, что именно в следствии сильной деградации крутых брендов за эти 25 лет, в умения настраивать АС на нормальную передачу музыки, они звучат лучше втрое более дорогих GRF90, являющихся классическим новоделом по всем аспектам.
На фотографии кроссовера от hifitest.de. названного ими арденовским (файл 5), я вижу ФНЧ второго порядка, плюс LCR режектор и ФВЧ второго порядка.
Вот если бы, как положено, в технических характеристиках серии Legacy, были указаны порядки фильтров входящих в неё АС, можно было бы сказать однозначно. Но, как вы наверное уже догадываетесь, ни в одной брошюре о серии Legacy ни слова об этом.
В общем, всё как всегда, то есть - полный бардак.
И напоследок, немного о дизайне и экономике
Что самое интересное, у Arden корзина покрашена "золотой" краской (файл 6), правда, уже не полностью как у Glenair (файл 7) (экономика должна быть экономной) и в отличии от чёрной корзины GRF90 (файл 8), крепится прямо на поверхность передней панели, не требуя её ослабления на свою толщину (~ 10 мм) для утопленной посадки, с последующим прикрытием "фиговыми листами".
Как можете видеть в файле 1, в плане деградации, дизайнеры крутых брендов ни в чём не отстают от конструкторов. Чем модель: новее, дороже и "престижнее", тем более аляповатые и неадекватные решения в ней применяются. На фоне этих двух недоразумений от современного "дизайна" фирмы, 15DMT II являются просто шедевром технического дизайна.
Кроме того, в отличии от Arden который так и рассчитан (ибо, как видите, это напольные АС на своих подставках), чтоб играть на уровне гениталий сидящего человека, 15DMT II имеет специальные стенды (файл 9), рассчитанные на то чтоб при установке на них, центр динамика, был на уровне ушей сидящего на диване, или кресле. Дабы не было пресловутого звучания из подвала.
Прежде чем что либо менять, не грех подумать (ведь голова существует не только для того, чтоб в неё еду пихать), почему в 1990 году, твои предшественники, создавшие серию DMT , а через пару лет Definition и Profile, сделали именно такую форму видимой части динамика, где подвес плавно переходит в корзину, а та, ровно так же - в переднюю панель.* Потому что, подумав: а) - не создашь ненужные точки дифракции,
б) - не ослабишь передней панели АС,
в) - не станешь делать всё ровно наоборот от того, что требуется - угловатую спереди и зализанную сзади, (да ещё и с широкими стойками, чтоб было больше нежелательных отражений) корзину динамика.
г) - не создашь вместо технического изделия, предмет интерьера цыганской кибитки.
Вопрос - кому я это всё пишу?! Ведь, будь у этих людей голова не только для пихания в неё еды, они уже лет шесть платили бы мне зарплату. И немалую.
P.S. Ну и немного забавной информации. Если обратите внимание на первый и последний файлы, то станет понятно, что оба "золотых" кольца на динамиках с таким подвесом, рисуются только в серии DMT. Отсюда и маркировка динамиков данной серии двумя буквами G(Gold). Например: DC-3833GG у System 15DMT.
_____________________________________________ * Многие, в том числе мои оппоненты, такие как "дуся дусева", покойный "РОМАН_В" и другие, считали серию DMT лучшей ( к сожалению, в том же чисто аудиофильском аспекте, который изначально ущербен, ибо за звуками не слышно музыки ) из всех серий от Tannoy. Что подтверждает то, что её создатель был явно умнее остальных своих коллег. Подозреваю также, что он же создал и самую меломанскую (правда , за счёт с некоторой потери аудиофильных качеств) серию - СРА . ** В итоге, его детища, по звучанию хоть и были лучше других серий фирмы, но всё же далеки от действительно адекватного воспроизведения музыки.
Да и как они могло быть иначе, если к примеру, для всех моделей серии DMT стандартом номинала катушек в ФНЧ являлся 2mH, а для СРА 1,5mH.
Какое уж тут адекватное воспроизведение музыки, при таком маркетингово-бухгалтерском подходе?!
Возможно, имея полную свободу действий от этой кретинской унификации, он и добился бы его. Но этого мы уже никогда не узнаем.
______________________________________________ * * Как видите, изменив лишь схемы кроссоверов, человек на практически идентичных динамиках, создал столь отличающиеся по звуковой подаче серии АС, как DMT и СРА.
Используя старые русские военные конденсаторы. Они представляют собой отличный продукт . Они легко и по доступной цене . Я думаю, что они также производятся в Италии , но, честно говоря конденсаторы россияне еще доступен на Ebay. Русские обычно используют конденсаторы , мне нравится много .
С уважением Gabriele
Ну и тут ( см. пост # 302), на Tannoy S10, турецкий янычар аудиофил менял танноевские конденсаторы на советские:
Продолжая тему "автоформера" Т1 в ВЧ фильтре танноевских динамиков с компрессионным ВЧ звеном типа "Перечница", рассмотрим монитор FSM. Как видите, и тут картина ровно такая же, как я показал во втором прикреплённом файле поста # 1132 https://www.hi-fi.ru/forum/messages/forum162/topic74831/message2478262/#message2478262 Где существует только одна позиция переключателя HF Energy, при которой ВЧ сигналу не приходится проходить через индуктивность очень немалого номинала. И которая обеспечивает нормальную АЧХ ВЧ сигнала и модуль импеданса. И на FSM, это положение "- 2".
Ну, а при переключателе HF Energy в позициях Level и +2, что с АЧХ ВЧ сигнала, что с модулем импеданса выше 1,5kHz, происходит чёрт знает что. Как впрочем и должно было быть, при прохождении через такие номиналы индуктивностей.
В свете всего приведённого, советую обладателям АС Tannoy с динамиками типа "Перечница", у которых в кроссоверах присутствует "автоформер" Т1, ставить переключатель Treble Energy только в ту позицию, где сигнал ВЧ не проходит через индуктивности Т1 и в отличии от остальных позиций, действительно может называться ФВЧ, а не чёрт знает чем. Тогда, глядишь и пресловутая проблема подбора усилителей к АС Tannoy, будет не столь актуальна.
P.S.А умникам, не удосуживающимся подумать, но с завидной упёртостью утверждающим, что эффект Доплера (модуляция ВЧ сигнала НЧ диффузором) отрицательно сказывается на качестве звучания коаксиальных динамиков, как только у них под рукой окажутся АС FSM или 215DMT(любой модификации), советую поставить переключатель LF Window в положение Closed (являющееся ФНЧ I порядка для НЧ диффузора коаксиального динамика) и лично убедиться, как без НЧ составляющих последнего, звук АС буквально схлопывается, становясь отвратительно плоским и мелким. И понять наконец, что эффект Доплера для коаксиального динамика, вовсе не зло, а благо, необходимое для получения полнокровной звуковой картины. Отсутствие которого не компенсировать никак, даже впихнув в АС десяток вспомогательных НЧ динамиков.
Модификация FSM То, что в позиции переключателя HF Energy, ВЧ сигнал не проходит через индуктивность, в основном сильно облегчает работу усилителей. Но совсем не означает, Что АС сразу начну звучать нормально.
Файл I. Берём схему HF Energy + -2 , и для наглядности нарисовав её несколько иначе, шунтируем резистор номиналом 68 ohm. Что даёт нам подъём СЧ.
Файл II. Шунтируем конденсатор 2,2uF, конденсатором 3,3uF. Что даёт нам подъём ВЧ.
Файл III. Ставим переключатель HF Presence в положение + 2. Исключая таким образом из схемы LCR режектор (L-0,7mH + C-4,7uF + R-50 ohm), он же - Notch Filter. Убивающий на музыку корню.
Всё это нужно для того, чтоб выровнять тональный баланс этих АС. Таннои и так совсем не живые по звуку. А тут ещё и дополнительный НЧ динамик, всё усугубляет.
Tannoy FSM – известные в профессиональных кругах мониторы дальнего поля. Анонсированы в 1985 году, как вершина линейки студийных мониторов высокой мощности. На каждой АС по два 15 дюймовых динамика, один из которых оснащен знаменитым Dual Concentric. Вес АС : 90 кг.
Настройка кроссовера позволяет использовать эти АС с любым усилителем и в любом помещении. ( ) Получилось, что эту систему сравнивали с моей (10” Telefunken в экране, однотактник Rullit, Teac T1 + Wadia 15 проапгрейженные): сначала послушали несколько дисков у меня, а затем поехали и послушали эту систему. К тому же сравнивали на джазе и вокале – коньке моей системы. Итак, вполне естественно, что по передаче высоких частот, масштаба, нижней середины система Михаила оказалась впереди! Баса объективно и субъективно больше, масштаб более реальный, но разрешение в басе хуже. Если на моей системе слышно даже как натянута кожа на барабанах, то на системе Михаила создавалось отличное давление на басе, но при этом таких нюансов не слышно - они просто отсутствуют. Как мне кажется, система Михаила Бондарева на базе Онкен имеет большее разрешение на басе при том же давлении. Сцена тоже более размазанная и нечеткая, что не удивительно при использовании таких АС в такой маленькой комнате. Достал уже этот аудиофильский фольклор, "объясняющий" банальную кривизну тонального баланса АС . . . "неподходящим" помещением. Вообще, система Михаила рисует полотно музыки крупными штрихами. Размашисто и с большой динамикой. Но мелкие штрихи передает плохо – они теряются за крупными. Микродинамика тоже достаточно сильно съедается по сравнению с широкополосниками. На мой взгляд, Михаил не совсем по назначению использует эти АС. Назначение у любых АС - адекватно воспроизводить музыку. Иных нет и быть не может. С помощью настройки кроссовера он приспособил эти АС к маленькой комнате, но, как мне кажется, если их поставить в комнату несколько раз большую, то сцена будет намного лучше и звук будет более когерентный. К тому же, как мне кажется, их нужно использовать с очень мощными усилителями,которые смогут держать под контролем такие тяжелые толстые диффузоры 15 дюймовых динамиков.
Снова этот фольклорный бред! И на сей раз, в нём, к "неподходящим" помещениям, добавились и "неподходящие" усилители.
- Если АС плохо воспроизводят музыку, то в этом виноваты все явления во Вселенной, вплоть до реликтового излучения, но никак не сами АС и их разработчики . . .
Кардинально изменив звучание коаксиального динамика, как по ВЧ, так и НЧ, необходимо также изменить звучание нижнего НЧ динамика. Вариантов изменения - два: файл 2 - с минимальным вмешательством - просто зашунтировав резистор 2,2 ohm, чтоб исключить его из схемы. Так как этому динамику, совсем уж нечего делать на ВЧ.
Файл 3 - С заменой номиналов элементов. Так как, по хорошему, на СЧ коаксиал и без него обойдётся. Нечего ему там подвывать.
В итоге, получается схема в файле № 4. Которую надо собрать и подключить к динамикам вместо оригинального кроссовера, не трогая его. Пусть остаётся внутри АС как курьёз.
Будь эти FSM нормально настроенными, человеку не пришлось бы городить подобных Франкенштейнов, добавляя к ним: НЧ, СЧ и ВЧ отдельными блоками. Но, как слышите - не помогло. Звук, как из соседней комнаты. Потому, что мало прибавлять к АС отдельные блоки, их ещё надо суметь гармонично согласовать.
А главное, что надо запомнить, чтоб всякие гуру не пудрили вам мозги, всякими там чудодейственными: активными, цифровыми и ещё какими кроссоверами, то это то, что ни один из подходов к построению АС, не может обойти актуальность настройки правильного тонального баланса, необходимого для адекватного воспроизведения музыки.
Всё остальное - вешание лапши на доверчивые аудиофильские уши.
Griroriy написал: ни один из подходов к построению АС, не может обойти актуальность настройки правильного тонального баланса, необходимого для адекватного воспроизведения музыки
1.А что, разве с этим положением (из руководств 30-х гг.) кто-то спорит?
2.P.S. Система на видео... странная.
1.Судя по результатам - ещё как. Иначе не было бы навязывания с маниакальным упорством, тезиса - каждый слышит по своему. Если же, не развешивать уши поддакивая всякой чуши, а задуматься хоть на секунду, то сразу станет ясно, что это типичный бред полуграмотных по определению маркетологов. Ведь,будь это действительно так, то никакой общечеловеческой оториноларингологии не могло бы существовать. Пришлось бы изобретать для каждого индивидуальную. Как для представителей разных биологических видов, если не классов. 2.Бредовая.
Хотел бы поделиться своим пониманием проблемы звуковоспроизведения.
Все сходятся во мнении, что идеальной системы адекватно воспроизводящей живое исполнение музыки нет, и быть не может, хотя бы потому, что способ получения звука принципиально разный. В одном случае, как там у классика « конским хвостом по бараньим кишкам», в другом - катушка, магнит и т. д.
Следовательно, всякое воспроизведение записи звука УСЛОВНО.
Но в этом нет беды. Ведь условность это фундаментальный признак искусства, в данном случае искусства инженерного. А коли это искусство, то в нем должны действовать его законы. Например,- экономия средств. В нашем случае, самым лаконичным решением был бы широкополосник, но это крайность, а по правилам искусства, крайностей следует избегать. « Ничего сверх меры» изрекли древние эллины. Достаточно двух полос? Опыт показывает, что достаточно. Таким образом, в сторону трехполосных систем следует смотреть с подозрением в черезмерности употребленных средств, а следовательно, в отходе от принципов искусства... Что уж говорить о четырех... пяти... ? Да это антихудожественно, я бы сказал, кощунственное надругательство над инженерным искусством.
Теперь об измерениях.
Да, известно, что Леонардо и Дюрер, пользовались в работе циркулем, но зрители как то обходятся восприятием на глаз. В работе над техническим устройством, разумеется необходимы измерения и продиктованные ими вычисления, но для чего они нужны при оценке результата, в нашем случае звучания? Что то это мне напоминает, ну да, вот это ... звуки умертвив, музыку я раз’ял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию... Сальеризм это, причем какой-то низкопробный... Нередко встречаются отзывы о тех или иных изделиях, имеющих прекрасные ТХ и мертвый звук...
А будь знающих музыку и не ангажированных аудио обозревателей хотя бы чуть больше, то такие отзывы, были бы сплошь и рядом. Оно и понятно - хорошего, независимо от цены, всегда мало.
Но вернемся к теме условности.
Если принять эту точку зрения, то становится очевидно, что желающие во что бы то ни стало получить звук « как в БЗК» попусту теряют время и средства.
Мы же ищем технику, подающую звук с той мерой условности и ее характером, которые порождают эмоциональное восприятие музыкальных событий, которое и является задачей этой техники.
Причем « правильная мера условности и ее характер» могут быть реализованы как на уровне эксклюзива, так и в упрощенном «бюджетном» варианте,- зависит от разработчика.
По поводу старого доброго лампового приемника никто худого слова не скажет, хоть по современным меркам это возможно архаика. Но, сколько же заслуженной ругани в адрес современной аудиопродукции... Просто, что то произошло с уровнем музыкальной культуры этого самого разработчика...
Кстати, тенденция к « преодолению» условности ( а следовательно превращению искусства в неискусство) сегодня пронизывает все сферы. Например, пресловутая режиссёрская опера ... Это когда Онегин - наркодилер, Ленский - байкер, Татьяна с Ольгой конечно же проститутки. Словом, все как в нашей жизни.
Те же симптомы практически во всех видах искусства.