"Зарекалась ворона дерьма не клевать - 2", или "иногда они возвращаются"... http://foto.mail.ru/mail/shlemsky/34/36.html Если срастётся, завтра устроим забег с участием ещё пары гравицап: Parasound DAC-1500 и Apogee DA-1000.
Итак, обещанный тест. Наконец-то нашлось время. Цель всего мероприятия проста, как мычание: выбрать что-то одно и наконец угомониться с цифрой. Ворочать железо можно бесконечно, но всему должны быт разумные пределы. Идея такова: оставить один цифровой источник, по возможности приличный, не вылезая при этом из бюджета примерно в 6K$ (вообще, чем меньше – тем лучше). В принципе, бюджет можно бы даже и увеличить, но я просто не вижу в этом смысла: формат того не стоит. Врезка: любители орать про рекламу, идейные борцы с клятыми барыгами могут сразу расслабить булки, взяться за руки и дружно парами идти на йух – ни один из подопытных источников не продаётся ) Вернёмся к нашим баранам… Условия «соревнования»: две разные системы в разных помещениях: 1). Комната ~ 76м3, пред McIntosh C22, концы одноимённые MC30, акустика Altec A7 (825/515В/802D/511В/фильтры 1-го порядка), провода WE. 2). Комната ~ 180м3, пред и моноблоки Electrocompaniet (ещё те, с акриловыми мордами), акустика JMLab Alcor/*1/ и Pioneer (aka Exclusive) 2301/*2/, провода Kimber KSAG. В сравнительных прослушках участвовали несколько моих друзей, как колхозом, так и индивидуально. Музыка самая разная, от джязза, оперного вокала и БСО до рочешника и Алёши Дмитриевича. Естественно, в нюансах «мнения учёных разошлись», но об этом ниже. Дома в качестве «точки отсчёта» я использовал Studer A80, для чего записал отрывки с нескольких фирменных катушек и копий с мастеров (классика, джаз, В.Высоцкий, местная вокалистка-гитарастка) на болванку Apogee; писалось на проф. резаке Yamaha YPDR/*3/. Слушал как с предом, так и без него. Участники тараканьих бегов: два сидюка – Victor XL-Z900 и Studer A730, и две гравицапы – Apogee DA1000 и Parasound DAC-1600. Victor/*4/: собственной разработки пассиковый транспорт, внутреннее соединение транспорт-цап двумя оптическими шинами, однобитник на JVC JCE-4501. Цифровые выходы TosLink и небалансный на RCA («тюльпане»). Вес около 15 кг. Оригинальный ритейл ~ 4K$. Викторовский транспорт использовала японская фирма Harmonics (о чём было гордо заявлено на их сайте) – сидюк под брендом Reimyo – CDP-777 c ритейлом 15K$/*5/. По сути 777 – это перелицованный и слегка твикнутый XL-Z999 (у 999 по сравнению с 900-м исчезли полированные накладные боковые панели, но зато добавились цифровые входы цапа; в 999EX «твикнули» интерфейс К2/*6/). Studer/*7/: транспорт CDM-3 (использовался в дорогом проф. компьютерном, медоборудовании, джукбоксах; в сидюках по причине дороговизны почти не применялся, кроме Штудера ставился в топовые Крелл и Люксман), цап TDA-1541S1 (с короной). Совместная разработка с Филипс, т.н. «CDS серия». Литое основное шасси, встроенный контрольный динамик (можно слушать «без ничего»), регулируемый выход на наушники и «питч контроль» - возможность изменять скорость воспроизведения (эта фича нужна была для броадкастинга). Вес 6 кг. Цифровой выход – только балансный. Оригинальный ритейл то ли 8 то ли 12K$, не помню точно. Не путать с D730: это уже более поздняя модель на CDM-4/36 и однобитнике. Оба сидюка имеют верхний загруз, вход world clock для внешней синхронизации и балансные выходы (у Штудера – через трансы). Apogee DA1000/*8/: по одному BB63P-K на канал, внешний блок питания. Входы: балансный, небалансный на BNC и TosLink. Выходы балансные с возможностью изменения уровня и конфигурации. До сих пор используют в студиях. Разработка ныне здравствующего Дэна Лаври, автора чипа Ultraanalog DAC D20400. Сегодня Дэн имеет собственную фирму имени себя любимого Lavry Engineering /*9/ и выпускает разное студийное оборудование, в т.ч. наверное единственный по-настоящему мультибитный 24/96 дак на чипе собственной разработки DA 924 с ценником порядка десятки. Ритейл Apogee DA1000 был ~ 2K$. Parasound DAC-1600 /*10/, как и другие одноимённые даки, Джон Керль заказывал где-то на стороне; автор мне неизвестен. Три транса и куча стабилизаторов в питании, по два BB63P-K на канал в балансном включении; живого места внутри нет, платы в два этажа. Самый большой выбор входов: балансный, небалансный на RCA, оптика TosLink и стекло AT&T. Выходы балансные и обычные. Ритейл ~ 1600$. Все источники, кроме Виктора, имеют возможность переключения питания на 220в. Итак, переходим к сладкому. Сидюки «как есть» с собственных балансных выходов: мне оказалось трудно выбрать победителя, предпочтения менялись в зависимости от жанра и настроения. Мнения моих друзей разделились 3 к 2 в пользу Штудера. Ещё один мой заочный товарищ, имевший возможность сравнивать 900-й и, кажется, микросейку (CDM-1MkII + TDA-1541) тоже выбрал «филипс». С формальной стороны («сцена» и пр.) придраться нельзя к обоим; различия на уровне тонких нюансов и вкусовщины. Если сформулировать особенности грубо, то Виктор чуть «бодрее», больше акцентирует манеру исполнителя, а Штудер «основательнее» и делает акцент на самой музыке, подача более цельная. В качестве транспортов: отличия в значительной степени сгладились, но характер подачи остался узнаваемым (при прямом сравнении). Хотя и с минимальным отрывом, но победителем признан Штудер, единогласно. Возможно, свою роль сыграл балансный интерфейс против обычного; чёрт его знает. К сожалению не пробовали с внешним клоком – викторовский 1000-й комплект в приличном состоянии мне в лапы не попался, а брать только цап не хотелось. Гравицапы: мнения учёных опять разделились. Один «ламповый хаендщик»-любитель дорогого AN и местный ламповый гуру-мастер предпочли Парасаунд; «хаендщик-студийщик» и ламповый DIY-маньяк однозначно выбрали Апогей. Мой выбор – определённо Апогей, с любым транспортом. Грубо особенности: Парасаунд теплее и на первый взгляд богаче, но отстранённее, типичный хаенд (в хорошем смысле). Апогей – рельефнее и собраннее, «слышно всё» (студия в хорошем смысле ). Респектабельность высокого класса против свежести и энергии через край. Мой личный рейтинг (в моём сегодняшнем тракте и комнате): 1 – Studer + Apogee 2 – Victor + Apogee 3 – Victor/Studer (сложно выбрать что-то одно) 4 – Parasound + любой из двух сидюков как транспорт
Гран При и Бронзовый бюст на родине героя – правильно, А80 ) /*11/
P.S. По большому счёту, первые три позиции – это выбор между Гварнери, Амати или Страдивари; а проще говоря – **ля собственного мозга и ушей.
P.P.S. При постановке опытов ни один аудиофил (а тем более меломан) не пострадал.
Ссылки:
*1 Система №2 (по первой ссылке фото Юры Лиховола):
К сожалению, из данного текста никаких выводов сделать нельзя. кроме одного: Вы долго выбирали и выбрали для себя плейер и ЦАП. Для читателей статья абсолютно бесполезна. ))