Наконец попалась в руки схема кроссовере 12DMT mk2 http://www.hilberink.nl/tannoy2/tannoydmt12v2xover.pdf причём опубликованная со смешной ошибкой - С - 10uF на минусе ФНЧ. И поскольку теперь есть обе, то чтоб понять, в чём же разница и для чего вообще, требовалось делать модификацию, решил прогнать их на симуляторе. (см.рис.III графики 1 и 2)
Получилось, что в 12DMT II подняв на пару dB ВЧ и провал на верхней середине, на столько же провалили собственно середину
Ладно, предположим, мало ли что могла показать программа, тем более, что она написана не для коаксиального динамика. Лучше смотреть на реально измеренный график 12DMT mk2, ниже. Причем на фирменный, не имеющий ничего общего с реальностью(см.рис.III, график 4), внимания обращать, не стоит. Лучше уж частное измерение, на графике 5. А там ситуация у 12DMT мк2 не лучше. Если относительно НЧ, у СЧ и ВЧ уровень -3dB -6dB соответственно, то провал в районе 3KHz там на целых -12dB!
Хорошо, и измеренный график не истина в последней инстанции. Мало ли, кто и как измерял. Слушать надо! Забегая вперёд скажу, что на 1/3 октавных полосах розового шума, слуховые ощущения (см.рис. III, график 6) гораздо ближе к тому что показывает симулятор, чем к измеренному графику.
Итак, собрал оба кроссовера и стал сравнивать. Звук 12DMT - просто глух. Не знаю, зачем вообще такой звук создавать. Может под него хорошо спится? Вот и получается, что на фоне своего предшественника, 12DMT mk2 прозрачнее и живее.Но вот методы, достижения этой самой "прозрачности и живости" - путём провала середины, весьма сомнительные. Вместо того, чтоб поднять ВЧ вровень с остальным диапазоном и уменьшить провал на верхней середине, они почему то провалили ещё и середину, назвав это 12 DMT Mark2.*
Дальнейшее, непосредственное сравнение с кроссовером СРА-12, полностью подтвердило, бездарность такого подхода к формированию звука. Ровно также, как 12DMT был глух по сравнению с 12DMT mk2, так и последний был мутным и анемичным относительно СРА-12. Каждый раз при переключении казалось, что кто-то прикрывает динамик невидимой подушкой. А при последующем сравнении, уже с моим кроссовером, подушка стала очень даже видимой и местами даже осязаемой. Но это сравнение, было уже как-бы вне конкурса, просто не смог удержаться. Потому что, как справедливо выразился наш форумчанин под ником "Архимед" - сравнивать сделанное для себя, с тем, что делает фирма (на продажу) - себя не уважать.
Если же говорить о продукции фирмы, то я снова убедился, что самый нормально настроенный кроссовер, из всего что я у них слышал, это именно СРА-12. Может и не шедевр, но в целом, полноценно воспринимать музыку, вполне позволяющий. Да и модуль импеданса, у него несравненно более гладкий. Так что и усилителю с ним работать легче. Почему бы Tannoy, было не пойти по этому пути? Ведь даже чисто по бухгалтерски, в этом кроссовере (учитывая их экономию даже на шурупах (см. фото кроссоверов ниже), в полтора раза меньше элементов. Возможно, одна лишняя катушка, всё же дороже обходится.
А может СРА-12, с его несравненно более ровным графиком АЧХ и сбалансированным звуком, делал какой то конкретный человек, занимающийся только проф сектором, а в бытовом и студийном заправляли совсем другие люди?
Так что, обладателям любой модификации 12DMT, не подверженным синдрому распальцовки, я бы посоветовал, просто спаять кроссовер от СРА-12 (там и делать то нечего) и поставить взамен оригинального.Последний же вообще не трогать, пусть так и остаётся на своём месте. А вдруг, когда то захотите продать. А вам в качестве покупателя попадётся фирмопоклонник, которому главное чтоб АС были "некопанные", а звук - "фирменным" (!!!). Ибо, иных ориентиров "качества АС" у него нет, так как в музыке он ни в зуб ногой. Согласитесь, таких зомби много.
Вы же, после установки кроссовера от СРА-12, задействовав слух и мозг, можете убедится в преимуществах последнего на практике. Аналогичный совет и обладателям других АС с 12" динамиками "тюльпан", например "Edinburgh". И пусть никто не питает иллюзий, как относительно викторианского вида, так и принадлежности к серии с помпезным названием. Пользуйтесь пылезащитными очками... и лапшезащитными козырьками, господа.
Фирмопоклонники же (надеюсь, со слегка поредевшими рядами) по прежнему, как ни в чём не бывало, могут растопыривать пальцы на форумах, рассуждая о "фирменном звуке" и прочей дребедени, не имеющими никакого отношения к воспроизведению музыки, веселя этим, уже и своих бывших коллег. _______________________________________________________________________________________________________________________
* Хотелось бы конечно надеяться, что в НЧ фильтре mk2, в отличии от 12DMT, стоит катушка номиналом не 2mH, а 1,2mH http://www.hilberink.nl/tannoy2/tannoydmt12v2xover.pdf Тогда бы СЧ не были настолько провалены. Но исходя из того, что во всех остальных ФНЧ серии DMT и DMT mk2, номинал катушки равен 2mH (унификация ), надежда напрасная. Кроме того, остаётся ещё проблема ВЧ, их ведь тоже надо корректировать.
Так что, для самым ленивых обладателей 12DMT mk2, есть два варианта модификации, указанных в графиках 7 и 8, рисунка III. В седьмом, надо только зашунтировать (можно даже без пайки - на "крокодилах", дабы в случае чего, кроссовер оставался, в абсолютно аутентичном состоянии, если конечно, для кого-то это так важно) катушку (L'- 2,8 mH ) в ФНЧ и резистор R'- 3,3 Ohm в ФВЧ. На графике показан уровень в положении переключателя уровня ВЧ = +1,5 dB. Поверьте, звук намного лучше и живее, чем у оригинала.Там даже появляется некоторый намёк на панч.
В восьмом, надо добавить ещё и конденсатор 1,3uF, что даст более открытый звук и прибавит панча. Уровень ВЧ показан при резисторе R'- 3,3 Ohm и положении переключателя уровня ВЧ = Level.Но тогда, номинал шунтирующей катушки, в ФНЧ, надо уменьшить до 2 mH.
Примечание: катушки разнести подальше друг от друга, или, если нет возможности - расположить перпендикулярно осями. Но не ближе, хотя бы нескольких сантиметров.
Повторяю, - тупым увеличением уровня НЧ, или провалом остального диапазона, что по сути одно и то-же, панча никогда не получить. Так его можно только заменить на невнятное гудение, что и слышим в реальности. Ну не бывает в музыке такого примитива, как в головах некоторых горе разработчиков не слушающих её - НЧ, СЧ и ВЧ по отдельности. И жонглировать ими, этим циркачам, как им в голову взбредёт - не получится.
Ниже привожу конкретный пример того, как они, из катушки номиналом 2mH, в обеих сериях DMT, лепят ФНЧ коаксиальных динамиков.(см.рис. IV) Бред какой-то! Это же не детские кубики. Как вообще, до такой унификации (ради того, чтоб большим оптом закупать один номинал катушки) можно было додуматься? Причём, что на 12DMT, что на 15DMT (т.е. при одинаковых пищалках, установленных в рупоры разного размера), может стоять абсолютно тот-же фильтр НЧ. А как-же быть с таким понятием, как частота среза этого самого рупора (Horn Cut), зависящая от размеров его устья, с которой необходимо согласовывать характеристики НЧ фильтра? По крайней мере спасибо хотя бы за то, что хотя бы ФВЧ разные. А то ведь могли бы, как за четверть века до них - в Monitor Gold, что в 12", что в 15", поставить полностью идентичные кроссоверы.
DMT; 10 & 10 II = L-2mH (ФНЧ первого порядка) 12 & 15 = L-2mH + C-16,8uF (ФНЧ второго порядка) 12 II = L-2mH + C- 10uF (ФНЧ второго порядка) + Zobel = R-2,2 Ohm + C-20uF 15 II = L-2mH + C- 30uF (ФНЧ второго порядка) + Zobel = R- 10 Ohm + C-30uF 215 & 215 II = L-2mH + C-36,8uF (ФНЧ второго порядка)
На днях получил такое письмо, от человека начавшего проект АС на динамиках Tannoy DC 3142: __________________________________________________ Григорий, может Вам интересны пара DC 3142 на продажу. Дело в том, что я выкупил на ebay (на свой страх и риск) себе пару б.у. еще выгоднее, но осталось предложение по новым, от лондонской компании - пара 639 Евро! с доставкой (в Беларусь)! Я Вам вышлю их предложения со всеми скидками которые я выбивал, если Вам интересно. __________________________________________________
Так что, если кто заинтересован, пишите мне в личную почту, дам E-mail товарища из Беларусии. Лично у меня, пара этих динамиков уже есть. Но будет очень жаль, если такие прекрасные (без преувеличения) динамики, да ещё за такую цену, которые я очень рекомендую, так и останутся в Британии. Уверен, что для человека, желающего иметь у себя дома действительно отличные АС, причём, за минимально возможную цену для такого уровня, это именно то что надо. Думаю, что в случае чего, товарищ продающий их, поделится и чертежами корпуса АС. Напомню, если кто не в курсе, динамик DC-3142 звучит лучше, чем DC-3150 установленный В Dimension TD12. О чём я писал:http://www.hi-fi.ru/forum/messages/forum44/topic74831/message1878266/#message1878266 Сам товарищ из Витебска, заказал корпус, который видите ниже:
P.S. Чтоб было ещё понятнее: http://www.fullcompass.com/product/315045.html Посчитайте, во сколько обойдётся заказать подобные, или на свой вкус, корпусы и кроссоверы (если конечно, сами не сможете спаять шесть деталей), а после поинтересуйтесь, сколько сейчас стоит АС от Tannoy c 12" бумажным динамиком. Кстати, в последней серии Prestige - "GR", АС с 12" динамиками уже нет вообще. Последними были Yorkminsner в серии Prestige "SE". Да и то это были не "тюльпаны", а "перечницы". А последними 12" "тюльпанами", были Edinburgh, из предшествующей "SE", серии "HE". Как видите, постепенно самый оптимальный вариант (с параллельным и маниакальным повышением цен) был изъят. Серия Dimension с их TD12, также снята с производства. А в серии Glenair, 12" вообще не было, только 10" и 15". Видимо этот недалёкий и чисто маркетинговый замысел, зрел у них уже тогда. Только вот в чём его суть, никак не пойму. Впрочем, их тоже сняли с производства, чтоб не дискредитировали остальные серии, своей относительно невысокой ценой.Так что прощайте 12" динамики в приличных корпусах. Да что там - в приличных , в бытовом секторе их вообще не осталось.
Ладно, коль скоро нет 12" "тюльпанов", посмотрим за какую цену предлагаются 10" "перечницы", в субтильном и бликующем корпусе: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd... Да уж - 875 000 руб. - $22 500, всего то на порядок дороже, чем то что можно сделать, как товарищ из Беларусии! А может всё же есть, что подешевле?! https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd... Есть конечно же и "подешевле", но это уже, как видите, совсем иной уровень - мало того, что обрезанный "недотюльпан", так ещё и с дополнительным НЧ динамиком подгуживателем. Ну тут совсем скромные 350 000 руб.- $9000. Разве это деньги?!
P.P.S. Меня всегда интересовало, что происходит в мозгу потребителя, который и не думает шевелиться, когда ему предлагают, что то действительно стоящее, да притом за минимально возможные деньги? Видимо, не будучи в состоянии "понять в чем "подвох", он думает, что это полное попадалово - "вот ведь ушлые гады, никак не соображу, где и в чём меня дурят?!" Видать иное, ему в голову прийти просто не может.
Как видите, некоторые люди, в основном с запада, следуя моим советам, в итоге остаются довольными достигнутым результатом. Хотя в данном случае, наш европейский друг, поставил незначительно изменённый кроссовер от моделей V12, T12, i12, с динамиком DC-3142 на борту, который я и хвалил, но никак не кроссоверы к нему. Впрочем, это возможно вина онлайн переводчика. Для нашего же народа, продолжающего так истово молиться на запад, что возникают опасения за сохранность лбов некоторых, советы от своих, вызывают инфантильно - непреодолимое желание - обязательно поступить наоборот.
Дело в том, что для бытовых АС, я рекомендовал кроссоверы от серии СРА соответствующего размера. В данном случае, поскольку это Glenair 15, надо было от СРА-15. Тем более, что в последнем, в отличии от того что он поставил:
1.Обошлись без ФНЧ с аппроксимацей по Линквитцу-Рейли, который, как показала практика, для коаксиала не очень подходит. 2.Без режектора в ФНЧ. 3.Получив при этом, намного более гладкий модуль импеданса и АЧХ. 4.Более быстрый спад пищалки с понижением частоты, что немаловажно для её сохранности и это при номинале C-6,8uF, против C-5,1uF и никаких предохранителей в виде галогенных ламп, через нить накала которой в i, T и V 12 проходит ВЧ сигнал (вряд ли улучшаясь при этом), не требуется.
Но тем не менее, по его мнению, он получил намного более приемлемый звук, относительно оригинального кроссовера Glenair 15. Что в принципе видно даже по графикам АЧХ, хоть на симуляторе, хоть на измеренном. как видите, там басовик (рис.I, синняя кривая) в отличии от Glenair 15, не лезет как очумелый "помогать" пищалке (зелёная кривая), в итоге, оказываясь почти на её уровне. Хотя относительно нормального спада у СРА-15, его активности в районе 5 - 10KHz, всё-же ненормальна.Нечего ему там резвиться. Вот никак не пойму смысла этой их, относительно новой извращенческой фишки, в виде 15" лопухов, исполняющих роль пищалок, которая в Glenair 15, доведена до абсурда. А эта красная кривая (см. рис.II - верхний график), судя по всему, изображающая разницу, которую он слышит относительно оригинала, скорее всего, была нарисована им от руки и наложена на график АЧХ Glenair 15. Потому что, измеренная самой фирмой АЧХ T12 & i12, указана красной кривой на нижнем графике рис.II. Обратие внимание, на абсолютно не соответствующую действительности, оценку на слух, уровня верхних ВЧ. В нарисованном им графике, он по уровню, более чем вдвое (+7dB)отличается от измеренного. Из чего можно, лишний раз, сделать вывод о том, что эта область совсем не так важна, для человеческого слуха, как пытаются внушить правоверным аудиофилам производители, пудря им мозги байками, о важности применения супер твиттеров, которые работают в диапазоне 13 - 54KHz. Так что, в который раз, повторюсь - пусть лучше научатся нормально настраивать действительно важную часть диапазона, добиваясь правильного баланса, а не тупо делать "бум - тыц" АЧХ. Потому что в этом случае, даже сами эти "бум" и "тыц", получаются неполноценными. Первые - без панча, а вторые - вместо меди, выдают политую кислотой жесть. Что то вроде "боуу" и "тзсс".
P.S. Извините за банальность, но правильный тональный баланс в аудио, так же важен, как к примеру, баланс белого в видео. Ведь никто в здравом уме и не будучи дальтоником, независимости от физического принципа и разрешающей способности - ЭЛТ, плазма, ЖК, не будет называть свой монитор с нарушенным балансом белого - "жанровым" и с любовью пялиться в него. А сразу скажет, что он просто неисправен и предпримет усилия по исправлению этого дефекта. А если это невозможно, заменит его именно на исправный, но никак не со смещением в иную часть спектра. К сожалению, ввиду нашей физиологии , в аудио (извините за каламбур) всё не столь очевидно. "Жанровость", во всём своём безобразном разнообразии (в виде, к примеру задранных НЧ и ВЧ) стала практически нормой и даже навязывается как несомненное достоинство. Но как не рекламируй, а со временем, любое нарушение баланса "достаёт" и начинается неизбежный поиск новых АС , со скорее всего, несколько иной кривизной баланса. Которая поначалу (на контрасте) нравится , но со временем (опять же, в силу кривизны) также надоедает. Отсюда и столь частая смена АС.
2. Как и нет необходимости грамотной акустической обработки комнаты. Человек привыкает к комнате примерно за 15 минут и потом перестает слышать ее вклад в звучание, но этот вклад от этого не исчезает,он остается и мешает правильному воспроизведению. И этот вклад и есть то самое "лишнее звено" в стерео системе.
1. Спасибо за прямоту.
2. Ввиду того, что музыка как таковая, обычно не играется вне помещений, то не стоит так преувеличивать влияние последних. Просто, стоит изначально делать АС с конструкцией, на работу которой, влияние помещения прослушивания оказывает минимальное воздействие и оснащённые правильно настроенными кроссоверами. Исходя из моего личного опыта, из АС имеющих больше одной полосы, этим требованиям отвечают именно коаксиалы, являющиеся наиболее точным физическим (не считая ШП) отражением работы мембраны микрофона http://www.hi-fi.ru/forum/messages/forum44/topic77655/message1966823/#message1966823
Ввиду чего, пресловутый эффект Доплера, который многие ставят им в вину, считаю не недостатком, а именно достоинством. Ибо, если воспользоваться кулинарной аналогией, борщ только тогда борщ, когда все ингредиенты готовятся вместе в одной кастрюле и как положено. Ведь никому в голову не придёт, готовя его ингредиенты раздельно, назвать его борщом. Потому, что как их потом ни смешивай, а борщом это никогда не станет. Отсюда и справедливые жалобы "едофиловов" (не путать с педофилами), на невозможность его есть и налегание на пампушки с чесноком. Что непременно, рано или поздно, приводит к изжоге, которую потом стараются "лечить", придумывая всё новые и новые таблетки. А может (перефразируя Жванецкого), что то на кухне исправить?!
Griroriy пишет: Ввиду того, что музыка как таковая, не играется вне помещений, то не стоит так преувеличивать их влияние. Просто стоит изначально делать АС с конструкцией, на работу которой влияние помещения прослушивания оказывает, возможно минимальное воздействие и оснащённые правильно настроенными кроссоверами. Исходя из моего личного опыта, из многополосных АС (больше одной полосы), этим требованиям отвечают именно коаксиалы, являющиеся наиболее точным физическим (не считая ШП) отображением работы мембраны микрофона
В том и дело , что в помещении записи - один акустический "почерк" помещения, а при прослушивании - накладывается другой почерк - КДП. Это несоответствие даёт соответствующее двойное восприятие, труднее расслабиться. По моему опыту, для правильного взаимодействия с комнатой , лучшее - это эллиптические рупоры постоянной направленности. 40-60 х 90-110 град. Значительно снижают половые-потолочные отражения, дозируют боковые. Равномерная АЧХ в зоне направленности рупора дает более равномерную АЧХ отражений, чем другие типы АС , что улучшает их восприятие. Кроме того , рупор - наиболее близкий к точечному , теоретически правильному источнику. Выступление закончил:-)
1.В том и дело , что в помещении записи - один акустический "почерк" помещения, а при прослушивании - накладывается другой почерк - КДП. Это несоответствие даёт соответствующее двойное восприятие, труднее расслабиться.
2.По моему опыту, для правильного взаимодействия с комнатой , лучшее - это эллиптические рупоры постоянной направленности. 40-60 х 90-110 град. Значительно снижают половые-потолочные отражения, дозируют боковые. Равномерная АЧХ в зоне направленности рупора дает более равномерную АЧХ отражений, чем другие типы АС , что улучшает их восприятие. Кроме того , рупор - наиболее близкий к точечному , теоретически правильному источнику.
3.Выступление закончил:-)
1.Как раз таки у коаксиала (в отличии от АС с дискретно расположенными ГД) с этим минимум проблем. 2.А танноевский коаксиалы, по вашему, конечно же не точечные источники и не рупоры. 3. Лучше бы сначала с PDF, что прикреплён ниже, ознакомились.
Griroriy пишет: 1.Как раз таки у коаксиала (в отличии от АС с дискретно расположенными ГД) с этим минимум проблем. 2.А танноевский коаксиалы, по вашему, конечно же не точечные источники и не рупоры. 3. Лучше бы сначала с PDF, что прикреплён ниже, ознакомились.
Знаком я с ними, давно знаком. Все таки танной - не совсем рупор ( точнее, под словом "рупор" я понимаю именно рупор с компрессионником и определенной формой рупора. Не круглый , это как минимум ) и своих проблем у них тоже хватает. Раньше я очень уважал Tannoy и очень хотел их иметь... В студии МДМ в Москве в 80-х , у Замараева их стояло несколько разных моделей, тогда казалось, что ничего лучше быть не может. Года три назад снова слушал Ред Монитор в разных местах... Устарел такой звук . Как ни странно , старый рок с винила на них играл очень хорошо, и даже душевно , но на этом все и кончилось - больше ничего они хорошо отыграть не смогли. Имхо конечно.
1.Все таки танной - не совсем рупор 2. ( точнее, под словом "рупор" я понимаю именно рупор с компрессионником и определенной формой рупора. Не круглый , это как минимум ) и своих проблем у них тоже хватает. 2.Раньше я очень уважал Tannoy и очень хотел их иметь... В студии МДМ в Москве в 80-х , у Замараева их стояло несколько разных моделей, тогда казалось, что ничего лучше быть не может. Года три назад снова слушал Ред Монитор в разных местах... Устарел такой звук . Как ни странно , старый рок с винила на них играл очень хорошо, и даже душевно , но на этом все и кончилось - больше ничего они хорошо отыграть не смогли. Имхо конечно.
1. ?! 2. Ну это Ваша т.з. А вот Танной, постепенно двигался от компрессионников, с их завихрениями, в сторону не компрессионных пищалок с волноводами и ламинарной волной ВЧ. Так как, ничего хорошего в высокой компрессии нет. 3. Да причём тут уважение? Несмотря на то, что Ред Монитор типичный компрессионник, причина не устраивающего Вас звука, не столько в конструкции, сколько в модной по тем временам, а следовательно кривой настройке. При чём тут сам динамик? Я уже четыре года постоянно пишу, исходя из собственной, как минимум двадцатилетней практики по настройке кроссоверов для динамиков Танной, что надо уметь настраивать правильно сбалансированные кроссоверы и тогда эти динамики не имеют проблем и это - факт. Мне же в ответ, исходя всего лишь из прослушивания динамиков с кривыми кроссоверами, пишут, повторяя как мантры то, что для меня имеет нулевую ценность, ввиду того, что полностью противоречит моей практике. Это то же самое, как написать - слушал я трёхполоску марки Х... Устарел такой звук, следовательно, трёхполосные АС это не то. Ничего себе - логика! А на расстроенном Стейнвее (с соответствующими ИМХО выводами) играть не пробовали? ________________________________________________________________________________________
P.S. Чтоб было понятно читающим, посты с #1404 по настоящий, в соответствии с содержанием, перенесены сюда из другой темы.
Dualconcentricovich TANNOY пишет: Новые Tannoy Revolution XT. Кто что думает?
Вроде бы, этот тип динамика, с уменьшенной глубиной, изначально разрабатывался для монтируемых в потолок систем озвучки (Celling Monitor System), что как понимаете, для последних весьма актуально. Параллельно было уменьшено расстояние между НЧ и ВЧ излучателями, т.е. время задержки сигнала ВЧ, было уменьшено, а диаграмма направленности расширена. В итоге, имея эти улучшения, решили применять этот тип динамика(где вместо волноводов, стоит "пуля" фазовыравниватель) и в обычных АС.
Надо сказать, что подобного типа динамики ( с"пулей" фазовыравнивателем) у Tannoy, были уже в 1986 году, в виде DC - 200 (10"), а также DC - 100 и Greenwich (8") из серии Prestige. Оба размера, имели ВЧ мембраны диаметром 15мм. А конструкция (с центральным отверстием в куполе) появилась в 1990 году, в модели СРА - 5, с его ICT пищалкой, не имеющей собственной звуковой катушки и работающей по принципу индукционной муфты. Соответственно, не требующей никакого ВЧ фильтра в кроссовере. Но к сожалению, пока этот трюк удаётся только с маленькими (5") динамиками. Поэтому как видите, в этих новых динамиках, пищалки со звуковой катушкой. Да ещё и неодимовыми магнитами. Причём судя по разрезу динамика, неодимовый (тёмно серый) и барий ферритовый (серый) магниты, работают совместно, как на НЧ, так и на ВЧ. Оригинальненько! Без удешевления, конечно же не обошлось. Если сравнить разрезы старого (1986г.) и нового динамика, то увидим, что в последнем, вместо цельного железного рупорка, вставка из пластика. Думаю, что сборка динамика осуществляется в следующей последовательности; сначала вставляется купол пищалки с выводами катушки, которые выводятся назад (моё предположение)через центральное отверстие керна (1), после вставляется "пуля" (2), ну а после - пластиковый рупорок (3). А в случае со вспомогательным НЧ динамиком, просто ставится иной керн (4), без неодимового магнита - смотрите разрез АС в посте # 1410.