Поскольку по Tannoy (после годичного перерыва), на данный момент , особо интересных мыслей не сформировалось, напишу о том, как примерно месяц назад, приобрёл CD проигрыватель Akai CD-79, выпуска 1992-93 годов, ЦАП BB 63. http://audiogarret.com.ua/viewtopic.php?f=64&t=20510
Ну и как было его не купить?! Модель - топовая, работа человеком, с таким то музыкальным ником amatti (!!!) проведена огромная . . . В общем, получил по "Новой почте" этого модернизированного и лампизированного увальня из Днепропетровска ( 9,3 кг по паспорту, а с добавлениями умельца - все 11кг), и притащил домой. Водрузил на стойку, подключил и решил сравнить с моим не топовым Pioneer PD-7070 (5,7 кг) 1987 года, ЦАП BB 56. http://audio-database.com/PIONEER-EXCLUSIVE/player/pd-7070-e.html
Сравнивал по простейшей методике - подключив оба проигрывателя, со вставленными в них идентичными дисками (японское издание DP In Rock в бумажных конвертах, купленный мною дважды благодаря склерозу) к разным входам усилителя и просто переключая их. Причём, оценивал и по аудиофильски - частыми переключениями фрагментов - оценивая звуки, так и по меломански - прослушивая произведение полностью, оценивая эмоциональное воздействие.
Предварительно отмечу, что выходной уровень проигрывателей был одинаковым, что, как понимаете, очень облегчало правильность оценки их звучания.
Ну что вам сказать?! Akai CD-79 по всем критериям, как меломанским, так и аудиофильским, таким как: музыкальность, эмоциональное воздействие, натуральность звука, динамика, масштаб, артикуляция (в том числе НЧ), изменчивость ритма, в пух и прах продул моему старичку Pioneer PD-7070. Правда, старичка я выбрал только после того, как перетаскал чуть ли не сотню разных проигрывателей. В том числе, практически все, так хвалимые многими модели от Phillips.
Одно только интересно, как же этот Akai CD-79, будучи топовой моделью с крутыми ЦАП и прочим, играл в заводском виде, если даже после всей этой работы над ним, результат оказался не лучше чем у вышеупомянутых Phillips?!
Вот оно, очередное подтверждение того, что важно не из чего и сколько сделано, а как и кем сделано.
Я же, в Pioneer PD-7070, который и изначально играл весьма прилично (иначе, не купил бы), сделал всего несколько простых и не претендующих на что либо изменений:
1.Поставил понижающий тор. 2.Удвоил (с донора) количество стальных пластин (каждая примерно 7мм толщиной, и того 4 шт.) под родным трансформатором. 3.Поставил (также с донора) между трансформаторами и транспортом, свинцовую пластину толщиной примерно 8-10мм. Служащую в оригинале для экранирования наводок от дисплея ( 3' ). 4.Выпаял транзисторные ключи на выходе сигнала.
Предваряя набившие оскомину вопросы от поведённых на: цене, классе, весе и прочей маркетинговой чуши, зомбированных аудиофилов, о качестве звучания хоть и весьма недорогого, но лучшего на мой слух, из моих усилителей - Sony TA- 3650, дам ссылку https://www.hi-fi.ru/forum/messages/forum97/topic83450/message2412528/#message2412528 на отзыв о АС Sony SS-8150, представленных во второй половине семидесятых, вместе с интегральными усилителями, удивительно музыкальной по звучанию серии Sony TA- х650. http://www.thevintageknob.org/sony-SS-8150.html Старшие модели которой: TA- 5650 и TA- 8650, были сделаны на V-fet выходных транзисторах. Ну, а топом этой серии были - предварительный TAE-8450 и оконечный TAN-8550.
Секрет прекрасного звучания данной серии усилителей, разумеется не в "чудодейственных" V-fet транзисторах. Ведь её младшие модели: TA- 2650, TA- 3650 и TA- 4650 комплектовались обычными биполярными выходными транзисторами. Я три раза сравнивал свой TA- 3650 с разными экземплярами TA- 5650 и не нашёл у последних никаких преимуществ в плане звучания. Скорее наоборот, TA- 3650 был даже чуть живее. Ну, а в АС Sony SS-8150, этих V-fet и подавно нет.
Дело как всегда в том, кто и как делает. Ну, был в тот период (судя по всему - недолгий) на фирме, талантливый и знающий человек, вот и сделал играющую музыку серию.
Просто, вешать лапшу на уши лохам, при помощи всяких V-fet и прочей лабуды - выгодно. А дать талантливому человеку стать известным и тем самым авторитетным - опасно. Хлопот с ним потом не оберёшься.
Здравствуйте Григорий! Рад вашему возвращению. За последние годы после общения с вами по поводу моих Tannoy Monitor Gold 12 многое изменилось . Были HPD 12 , Red 12. Сейчас Monitor Gold 15. Наигрался с кроссами. Накопил небольшой опыт но всегда рад послушать ваш и других . И так, за дело. Распирает от желания поделиться впечатлениями от прослушивания Gold 12, Gold 15 , HPD 315,Red 12 (orange dust cap и более поздних), обладателем которых был и частично владею до сих пор.
Начну с конца - мои фавориты Gold 12 и Red 15. С Gold 12 я прожил более десяти лет и перебрал в них всё что можно: пищалки, НЧ диффузоры и конечно же кроссы. С кроссами Gold отдельная история. Начал с оригинальной схемы из интернета, которая оказалась "неправильной". Что это значит?! А то, что на практике, виденного мной оригинальном кроссовере я не нашёл НЧ номиналом 1.2mH, каковой указан в оригинальной схеме и в принципе, по расчётам, как бы и правильный. На практике все номиналы - 2.2 - 2.4mH, а иногда и 3.2mH (и это неспроста). Далее - выбор / замена индуктора ФВЧ на определённое положение родного автотранса (energy) тоже оказался не таким простым. Например среднее положение в 4.1mH никак не будет соответствовать тем же 4.1mH на обычной катушке индуктивности (нужно меньше). Однажды, прочитав совет Григория - поставить резистор номиналом 1ohm в ФНЧ голдов последовательно с конденсатором 16uF. Понравилось, дал воздуха и немного глубины прозрачности. Бас стал прорисованнее, чётче. Но, как говорится - у всего есть своя цена - "загудели" мои голды .
Уважаемый dedk! Из увеличения номиналов катушек НЧ и понижения частоты среза, ничего хорошего не выйдет. Слушать дуэт сабвуфера и пищалки - мало удовольствия. Лично я, посоветовал бы Вам, для получения более живого и открытого звучания пойти ровно противоположным путём - проиллюстрированным мной ниже:
В следствии смены владельца и реструктуризации Tannoy, некоторое число работников, в том числе из руководящих, оставшееся не у дел, создало свой бренд - Fyne Audio. Эдакий танноевский клон. Продукция которого, ранжирована по образу и подобию оригинала.
Самые дешёвые линейки АС - с дискретно расположенными динамиками.
Средние - коаксиальные - с волноводами на ВЧ. Правда, так сказать гибридной конструкции. Где вместо внешнего концентрического волновода к внутреннему прилегает множество радиальных. И как видно по разрезу динамика ниже, магнит ВЧ, в отличии от ферритового на НЧ - неодимовый.
Ну и старшая линейка: F1-8, F1-10, F1-12 - оснащённая коаксиальными динамиками с компрессионным ВЧ звеном и диафрагмой из титана, диаметром 3" ( 75 мм ) на неодимовом магните. И НЧ динамиком на ферритовом магните. Пока представлена только моделью F1-10, увидев которую, я чуть с дивана не упал. Видать не зря этих работничков попёрли с Tannoy. Вряд ли можно надеяться на сколь ни будь вменяемое звучание от людей, создающих изделия с таким "дизайном". Мало нам было B & W, с их жюльверновско-водолазным дизайном, а ля капитан Немо, так ещё эти со своим паровозно-трубным из Англии XVIII века, подтянулись.
Помните группу создателей недоразумения с диковинно безграмотным названием Kingdom Royal? Не знаю, уж чья в этом вина: фотоаппарата или горе фотографа, но выглядевших на фотографии рядом со своим детищем, натуральными вурдалаками. Так вот, как минимум один из них (см. стрелки на фотографиях ниже) перешёл в Fyne Audio. Вот откуда эта преемственность, в виде 3" пищалки и столь низкой - 750Hz частоты раздела для 10" динамика.
Для сравнения, приведу частоты раздела (Crossover Frequency) и частоты среза ФНЧ (Frequency cut - Fc) у нескольких моделей АС Tannoy с 15"динамиками. У которых, в следствии большего диаметра НЧ диффузора (он же ВЧ рупор, радиус которого и определяет нижнюю граничную частоту, ниже которой рупор не работает (Horn cutoff)), частота раздела должна быть существенно ниже, чем у 10" динамика:
15DMT II - Crossover Frequency = 1100Hz / Fc= 650Hz 15DMT - Crossover Frequency =1500Hz / Fc=870Hz Westminter Royal - Crossover Frequency = 1600Hz / Fc=1130Hz
У последних, ввиду некорректного сведения полос, место стыковки НЧ и ВЧ получилось в виде глубокого провала (см. график ниже). Для звука это конечно плохо, но в качестве иллюстрации - лучше не придумаешь.
Так вот. Разработчики - профаны (у которых так и хочется спросить, на какой же частоте у них Fc, если Crossover Frequency = 750Hz (что зависит, как от порядка ФНЧ, так и его конкретной аппроксимации (см. графики ниже)), ориентирующиеся не на музыку (в которой они мало что пендрят), а на байки от аудиофильствующих глухарей, "о полезности пониженной частоты раздела, дающей широкую диаграмму направленности" и т.д. и т. п., всегда получали и будут получать тухлое звучание, со следующими особенностями:
а) подчёркиванием нижней середины, преобладающей над собственно серединой, б) поголовно сменивших половую ориентацию певцами, в) состарившимися на четверть века певицами, г) общей замедленно вялой подачей, с исчезновением всего очарования музыки.
А ещё, хотелось бы спросить этих любителей дуэта сабвуффер - пищалка, столько лет просиживавших штаны на Tannoy - в курсе ли они, что у самой музыкальной из всех танноевских моделей с компрессионным ВЧ звеном - Monitor Silver 12, НЧ динамик был подключён вообще без фильтра?
Григорий , сделал как вы и сказали - поставил индукторы 1.2mh вместо 2.2mh в ФНЧ моих Gold 15 . Как вы и предполагали - все просветлело . Настолько , что я даже не узнаю голоса . Как вы описали в своем предыдущем посте: Голоса помолодели лет на 20 . Всё тонально значительно изменилось, посветлело. Надо подольше послушать, привыкнуть. Даже не верится, что сдвиг с 850 до 1000Hz делает такое!
P.S. Кстати, когда в своё время сделал тоже самое с Gold 12, такого не произошло. Хотя, как известно, там кроссоверы идентичны и этот факт всегда меня удивлял - как может быть один кроссовер на разные драйвера?
dedk написал: Григорий , а что влияет на точку среза в ФНЧ - индуктор , конденсатор, или оба?
Влияют оба элемента. Чем больше номинал индуктора относительно конденсатора, тем характеристика ФНЧ более пологая - ближе к линквитцевской аппроксимации. Чем больше номинал конденсатора относительно индуктора, тем характеристика ФНЧ круче и ближе к чебышевской аппроксимации.
Ну и конечно же, увеличение номиналов обоих элементов, без изменения их взаимных пропорций, приводит к понижению частоты Fc, без изменения характеристик аппроксимации. А такое же уменьшение - к повышению частоты Fc, без изменения характеристик аппроксимации.
Цитата
dedk написал: Понял. Спасибо. А насколько надо уменьшить номиналы индуктора и конденсатора в ФНЧ Gold 12, что бы повысить точку среза (Fc) где то на 150 Hz ? Или это неправильный подход ?
Воспользуйтесь пожалуйста этой методикой расчёта. Там есть все варианты и все ответы. Кстати, помеченные красными квадратиками, являются также фильтрами первого порядка. С1 - ВЧ, а L2 - НЧ.
Цитата
dedk написал: по поводу увеличения конденсатора С2 -1.5мФ- заметил, что прибавка в ВЧ больше количественная чем качественная.
Тогда, попробуйте сделать изменения помеченные на схеме красными квадратиками. Которые дадут показанные на нижнем графике изменения относительно той схемы, которая у Вас сейчас и показана на верхнем графике. И уж после , изменить С2. Кроме того, обратите внимание на ставший гораздо более ровным модуль импеданса (коричневая кривая) не превышающая 15 Ohm. Что благо для усилителя. Для сравнения, приведу график Turnberry, с их дебильным модулем импеданса, с пиком 75 Ohm, не влезающим в график, и не менее дебильной АЧХ.
Ох ,Григорий , да тут мне работы как минимум на пол года . Наученный горьким опытом с голдами 12 , понял , что любое точечное изменение надо хорошо "прослушать" . а то часто бывало что то, что понравилось вначале , оказывалось потом как разочарование . по поводу фнч - очень похоже на вестминстер , но мне нравится идея - никогда не пробовал(кстати , куда сдвигается точка среза ? была на 1150hz ,а тепрь ? ).очень жаль , что уже не смогу опробовать на голдах12 . остальное пробовал на голдах 12 : в lcr цепи резистор больше чем 15-18 ом не нравится. посмотрим как будет в голдах 15 . резистор в 30 ом(10+20) уже заменил на 20 в одной колонке ... вроде ок . вечером перепаяю вторую .остальное - надо заказывать детали . для меня важны два момента : сохранить баланс и тембры. ну , а если удастся настроить все так , чтобы относительно полноценно слушать на тихой громкости - радости не будет предела (но тут я скептик - все таки тяжеловаты драйвера) . усилитель - dynaco st35 .при своих где то 13w держит и играет достойно .объем колонок где то 90л (знаю,очень мало,но пока это то, что есть) огромное спасибо.
Не всё так страшно.Облегчить свой труд, можно оставив родной кроссовер в оригинальном виде внутри АС, работая на вынесенном за её пределы макете.
Да, это ФНЧ от Westminster Royal - Fc=1130Hz. Частота почти та же, но характеристика иная.
Кроссовер должен работать, как единое и гармоничное целое. Иначе, с аудиофильского уровня - "оценки" "красивых" звуков, никогда не выбраться на уровень передачи интеллектуально-эмоционального содержимого музыки. То есть, её сути.
А байки о "тяжёлых" танноевских драйверах, пусть поддерживают сочинившие их умники. Как всегда, ищущие потерянные ключи не с фонарём, а под фонарём.
Gold 12: вес 12" диффузора = 40 г. , магнитное поле в зазоре = 1,15 Тесла. магнит - AlNiCo. DC-3142: вес 12" диффузора = 74 г. , магнитное поле в зазоре = вряд ли более 0,8 Тесла, магнит - ферритовый. Что ничуть не мешает последнему, "петь соловьём" с правильно сбалансированным кроссовером. О чём мной и не только, не раз писалось в этой теме.
Gold 15: вес 15" диффузора = 90 г. , магнитное поле в зазоре = 1,35 Тесла. магнит - AlNiCo.
Задача грамотного настройщика - добиться : а) приемлемого тонального баланса АЧХ, б) приемлемого для среднестатистического усилителя, модуля импеданса.
На которые, постом выше, я не зря обратил Ваше внимание.
P.S. Если же АС, сколько бы они ни стоили, весили, какие бы габариты ни имели, какому бы бренду ни принадлежали, как и с каким пафосом раскручены ни были . . . Ввиду характеристик своего модуля импеданса, требуют усилителей с техническими характеристикам сварочного аппарата, а тем более целой батареи из оных в виде мультиампинга, то это не АС, а безграмотная халтура.
Сравните её с модулем импеданса Tannoy W R, который даже в следствии инвертированной фазы пищалки, не падает ниже 4 Ohm. Вот если бы они ещё и подключили пищалку так как положено - в положительной полярности, то не было бы не только провала на АЧХ, но и модуль импеданса, нигде бы не опускался ниже 8 Ohm.
В очередной раз приходится признавать, что несмотря на все те негативные явления у Tannoy, которые я вынужден критиковать.Они всё же, не чета гаражной фирме - "пальцы веером".