Один из наших заказчиков попросил разработать (адаптировать) для него "выхлоп" ЦАПа таким образом, чтобы тот мог работать без предварительного усилителя, т.е иметь достаточное выходное напряжение, чтобы в полной мере раскачивать оконечный усилитель... Следует указать, что базовая версия ЦАПа, имевшая преобразователь I/U на полевом транзисторе КП302, при всем своем великолепии звучания обеспечивала относительно не большое выходное напряжение в 1.3 вольтра (RMS). Задача была поставлена: увеличить выходное напряжение и при этом постараться сохранить все прелести звучания базовой версии... -Мы же можем, Серега? -Пфф, да запросто! Вот тут, честно сказать, мы немного и зарылись... Что повлекло за собой множество проведенных лабораторных работ... Изначально мы пошли по проторенному пути и решили изготовить подобный преобразовать I/U, так же на полевых J-Fet транзисторах, только с большим коэфф. преобразования. В последствии были выбраны транзисторы КП601А. Но мы столкнулись с проблемой того, что при изменении нагрузки в сторону увеличения выходного напряжения, начинался значительный рост искажений, вплоть до 1% на требуемом уровне, что являлось для нас совершенно не приемлимой величиной. Ничего не поделать, пришлось обращаться к биполярным транзисторам. По мере проведения различных экспериментов пришло некоторое понимание: Каким же он все таки должен быть этот транзистор I/U? Преобразователем ток/напряжение по сути является каскад на транзисторе с общей базой и без общей ООС, а это значит, что этот каскад должен обладать, по возможности высокой линейностью, чтобы обеспечивать минимум искажений. Упорно листаем справочники. Были выбраны и опробованы следующие кандидаты с высокой линейностью: КТ301, МП111, МП37, МП10, ну и классику по С. Рубцову КТ602, КТ604, мы, кстати, тоже попробовали. Ради смеха попробовали П308 (применялся в старых советских магнитофонах) Фаворитом, по даташиту, явился КТ301 (транзистор использовался в советских осциллографах), а посему обладает невероятной линейностью, фактически параллельными ВАХ и отсутствием "веера" на характиристике, что может нам гарантировать более короткий спектр гармоник, как следствие более чистое и неокрашенное звучание. Рекомендую попробовать в паре с TDA1543
На этом фоне очень выгодно выглядят и германиевые транзисторы (не зря же их применяет Аббас
) большинство, из часто применяемых, действительно обладают довольно высокой линейностью, "красивыми" ВАХами, отсутствием "вееера" и низким напряжением насыщения (актуально при относительно невысоком напряжении питания). Ко всему прочему, сам материал полупроводника хорошо звучит. Мой товарищ и коллега по "цеху" Сергей предложил, простую и эффективную схему преобразователя, позволяющую опробовать великое множество различных транзисторов, лишь бы они подходили по напряжению и по типу проводимости. Что мы собсна и сделали: перепробовали всю эту горсть
Забегая вперед, могу сказать, что германий сюда не встал никак, от слова "совсем"! Ощутимо плавает "нолик", ввиду отстутствия термокомпенсации... Что касается кремния: Как вы думаете, что менялось при смене транзисторов? Правильный ответ: А НИХРЕНА!
Это удивительно, но факт! Оказалось, что транзисторы с близкими ВАХ, при тщательной настройке режима, давали практически одинаковые параметры преобразователя. Различия в измерениях были минимальны, А звучание имело очень похожий характер. Но остановились мы все таки на КТ602. Видимо ввиду большого корпуса и высокой тепловой энерции они обеспечили наилучшую стабильность работы (в этой схеме), и хорошее звучание. Итак, представляю вашему вниманию ЦАП: Ricercar PCM56P-K Individual Edition
Основные отличия от базовой версии: Перенастроена и улучшена цифровая часть. В реклоке применили ЭСЛ Motorola ранних выпусков, в керамическом корпусе. Применен полностью заново разработанный выхлоп с преобразователем I/U на КТ602А, катодный повторитель на отличной от базовой версии лампе - 6н16б-вр, производства МЭЛЗ, которая отличается 9и штырьковым цоколем, наличием экрана между половинками триодов, серебристыми анодами, позолоченными сетками, и, что важно, увеличенным ресурсом работы! В ответственных звуковых цепях установлены конденсаторы Nichicon Fine Gold и углеродистые резисторы AB. В катодах лампы установлены танталовые резисторы Audio Note. Так же установлены более качественные аудиоразъемы. Выходные конденсаторы остались прежними, базовая версия: к40-у9. Кто то может возразить, дескать к40у-9 не комильфо! Ко-ко-ко! Мыльно звучат и еще всякая дичь в их адрес... Да, может и мыльно... Зато душисто!
На самом деле альтернативы, адекватной по цене и по массагабаритным характеристикам для себя пока не нашел. Мягко, гладко, натурально. Есть с чем сравнить. Для себя выбираю бумагу в масле или в воске. Для более высокого разрешения и вкусностей есть Jensen или Jupiter, Лишь бы оное подошло по габаритам и... Цене. Ну вот, как то так, в общих чертах. Краткие технические характеристики: Входной формат PCM 16/44.1 spdif/opt, КНИ 0.2% (без общей ООС), выходное напряжение 2.4В (RMS). Ну и много всяких фото...