Второе рождение Электроники 004
Написать данную статью меня побудило наличие достаточно большого количества данных аппаратов у населения ,которое не хочет расставаться с катушечником по многим причинам.
Одна из причин это ностальгия по своему бурному прошлому , но есть и еще одна незначительная на первый взгляд причина – это звучание катушки по сравнению с компакт-диском .
Есть еще одна достаточно редкая причина – это большая фонотека на катушках , но об этом потом.
Итак попало ко мне два совершенно замечательных магнитофона : один это «Олимп-005» ,
второй – Электроника 004 , да еще и со схемами в придачу.
Немного поизучав схемотехнику выяснилось , что Олимп 005 , это не «рожденный в СССР» ,
а скорее «мёртворожденный» .
Глядя на схемотехнику «Олимпа» , я просто диву давался ширине технической глупости , которая в нем представлена, а именно – при наличии в стране огромного количества металлургических комбинатов изолировать звуковые платы от цифровых металлической перегородкой никому не пришло в голову .
В питании применили общий стабилизатор , как для цифры , так и для звука , но и это не все – для операционников 157 серии , у которых номинал питания 15 вольт , питание подали почему то 13 вольт.
На входе поставили небезызвестный операционник по аппаратам 2и3групп сложности УЛ ,
и все это на моноплатах , вообщем отстой полный ! сделать конфетку можно , но достаточно большими усилиями.
В то же время схемотехника и просто конструктивные решения примененные в Электронике 004 просто радовали своим качеством и удобством , а это :
1. в управлении минимум микросхем
2. индикатор хоть и уродливый – зато не фонит , как в Олимпе.
3. все блочно модульное – тоесть хочешь ковыряться в каком либо блоке – выдергивай и копайся , надоело просто вставил , и все.Удобно!
Вдоволь налюбовавшись, я решил , что переделывать буду Электронику 004 , причем задался целью переделки свести к минимуму финансовых затрат.
В итоге получилось весьма замечательное звучание , которое меня устраивает даже больнее чем Акай 646 , как по звуку так и по обращению с пленкой – Электроника с пленкой обращается нежно , а у Акая с этим делом погрубее будет .
Итак , все у кого есть данный аппарат , есть желание улучшить его звук минимум вдвое – берите в руки его схему и читайте заглядывая в нее, все обозначения я буду приводить по оригинальной схеме.
Перво-наперво это механика , тут ничего сложного , просто почистить и смазать , но не просто смазать а хорошим маслом .
На сегодняшний день лучшее масло моторов – это автомобильное масло , которое максимально защищает автомобиль при холодном пуске ( кажется торговое название МАГНЕТИК).
После того как все вычищено и смазано – регулировка головок.
Здесь все просто , если есть лента ЧВН , если нет то сойдет запись на заведомо отстроенном магнитофоне.
Теперь о самом главном – о звуке .
Самое дорогое – это поменять все электролиты на буржуйские , причем если кондер стоит по питанию – смело ставьте на вдвое-трое большую емкость , если звук -на удвоенное рабочее напряжение , чем больше рабочее напряжение – тем меньше утечка.
Далее по порядку :
- усилитель воспроизведения .
если есть деньги –меняйте родной к553уд2 на LM301A – выигрыш почувствуете сразу- тем более что он полный аналог нашей микросхеме , вот только по шумам , входному сопротивлению и скорости нарастания во много раз лучше.
Далее вместо катушки фильтра-пробки устанавливаем перемычку.
Конденсатор с21 меняем на 100-150 пф. С22,С23 и С24 просто выпаиваем и выкидываем.
После этого вы начинаете слышать много нового со своих старых записей.
Если есть время и желание подберите конденсатор включенный параллельно головкам , если нет времени – ставьте 47пф- не ошибетесь.
Теперь ваш УВ воспроизводит с легкостью частотку примерно до 35 кгц.
-усилитель выходной – тут тоже все просто – надо кое что просто выкинуть.
Выкусываем D1 , R1,R2 ,C2 ,VD1 , зачем оно надо я так и не понял , а то что звук стал прозрачнее
заметно.
Еще можно выкусить диоды которые стоят по питанию транзисторов усилителя линейного выхода – назначение их тоже непонятно , хотя на звуке никак не отразится.
-процессор противошумный – на ваше усмотрение поменяйте убогие керамические конденсаторы, на что либо пленочное.
- усилитель записи предварительный вот это самое главное в магнитофоне , что портит звук.
Если вам не нужен микрофонный усилитель , а 99,99% населения он не нужен , то его выкидываем , попутно выкидывая микшер и все , что к нему относится.
Выкусываем:A1,A2,A3,A4 вместе с их обвязкой .
Выкусываем VT1,2 и их обвязку .
В итоге иу вас осталось А5 А6 С18-19 С15,С17, R23-24 R25-26 , ну и кондеры по питанию.
Сигнал от регулятора уровня теперь надо подать на R23 24 при этом вместо R 20 и 22 поставить перемычки.
Микросхемы также меняем на LM301.
Теперь меняем сопротивления , которые припаяны на входной разьем .Вместо них ставим 100Ком.
То , что вы теперь услышите поразит вас своей прозрачностью , незажатостью и легкостью.
Кстати звук конкретно портили входные микросхемы , которые являлись фильтрами высоких частот (А1-4)
Блок управления на шины питания напаяйте несколько электролитов 10-47мкф – это навсегда обезопасит вас от сбоев логики.
Блок управления двигателем – тут все нормально , только регулирующие транзисторы посадите через термопасту , а то радиатор не совсем ровный .
Вот и все ! затраты копеечные , а эффект поразительный!
Успехов!
Елфимов Павел
Написать данную статью меня побудило наличие достаточно большого количества данных аппаратов у населения ,которое не хочет расставаться с катушечником по многим причинам.
Одна из причин это ностальгия по своему бурному прошлому , но есть и еще одна незначительная на первый взгляд причина – это звучание катушки по сравнению с компакт-диском .
Есть еще одна достаточно редкая причина – это большая фонотека на катушках , но об этом потом.
Итак попало ко мне два совершенно замечательных магнитофона : один это «Олимп-005» ,
второй – Электроника 004 , да еще и со схемами в придачу.
Немного поизучав схемотехнику выяснилось , что Олимп 005 , это не «рожденный в СССР» ,
а скорее «мёртворожденный» .
Глядя на схемотехнику «Олимпа» , я просто диву давался ширине технической глупости , которая в нем представлена, а именно – при наличии в стране огромного количества металлургических комбинатов изолировать звуковые платы от цифровых металлической перегородкой никому не пришло в голову .
В питании применили общий стабилизатор , как для цифры , так и для звука , но и это не все – для операционников 157 серии , у которых номинал питания 15 вольт , питание подали почему то 13 вольт.
На входе поставили небезызвестный операционник по аппаратам 2и3групп сложности УЛ ,
и все это на моноплатах , вообщем отстой полный ! сделать конфетку можно , но достаточно большими усилиями.
В то же время схемотехника и просто конструктивные решения примененные в Электронике 004 просто радовали своим качеством и удобством , а это :
1. в управлении минимум микросхем
2. индикатор хоть и уродливый – зато не фонит , как в Олимпе.
3. все блочно модульное – тоесть хочешь ковыряться в каком либо блоке – выдергивай и копайся , надоело просто вставил , и все.Удобно!
Вдоволь налюбовавшись, я решил , что переделывать буду Электронику 004 , причем задался целью переделки свести к минимуму финансовых затрат.
В итоге получилось весьма замечательное звучание , которое меня устраивает даже больнее чем Акай 646 , как по звуку так и по обращению с пленкой – Электроника с пленкой обращается нежно , а у Акая с этим делом погрубее будет .
Итак , все у кого есть данный аппарат , есть желание улучшить его звук минимум вдвое – берите в руки его схему и читайте заглядывая в нее, все обозначения я буду приводить по оригинальной схеме.
Перво-наперво это механика , тут ничего сложного , просто почистить и смазать , но не просто смазать а хорошим маслом .
На сегодняшний день лучшее масло моторов – это автомобильное масло , которое максимально защищает автомобиль при холодном пуске ( кажется торговое название МАГНЕТИК).
После того как все вычищено и смазано – регулировка головок.
Здесь все просто , если есть лента ЧВН , если нет то сойдет запись на заведомо отстроенном магнитофоне.
Теперь о самом главном – о звуке .
Самое дорогое – это поменять все электролиты на буржуйские , причем если кондер стоит по питанию – смело ставьте на вдвое-трое большую емкость , если звук -на удвоенное рабочее напряжение , чем больше рабочее напряжение – тем меньше утечка.
Далее по порядку :
- усилитель воспроизведения .
если есть деньги –меняйте родной к553уд2 на LM301A – выигрыш почувствуете сразу- тем более что он полный аналог нашей микросхеме , вот только по шумам , входному сопротивлению и скорости нарастания во много раз лучше.
Далее вместо катушки фильтра-пробки устанавливаем перемычку.
Конденсатор с21 меняем на 100-150 пф. С22,С23 и С24 просто выпаиваем и выкидываем.
После этого вы начинаете слышать много нового со своих старых записей.
Если есть время и желание подберите конденсатор включенный параллельно головкам , если нет времени – ставьте 47пф- не ошибетесь.
Теперь ваш УВ воспроизводит с легкостью частотку примерно до 35 кгц.
-усилитель выходной – тут тоже все просто – надо кое что просто выкинуть.
Выкусываем D1 , R1,R2 ,C2 ,VD1 , зачем оно надо я так и не понял , а то что звук стал прозрачнее
заметно.
Еще можно выкусить диоды которые стоят по питанию транзисторов усилителя линейного выхода – назначение их тоже непонятно , хотя на звуке никак не отразится.
-процессор противошумный – на ваше усмотрение поменяйте убогие керамические конденсаторы, на что либо пленочное.
- усилитель записи предварительный вот это самое главное в магнитофоне , что портит звук.
Если вам не нужен микрофонный усилитель , а 99,99% населения он не нужен , то его выкидываем , попутно выкидывая микшер и все , что к нему относится.
Выкусываем:A1,A2,A3,A4 вместе с их обвязкой .
Выкусываем VT1,2 и их обвязку .
В итоге иу вас осталось А5 А6 С18-19 С15,С17, R23-24 R25-26 , ну и кондеры по питанию.
Сигнал от регулятора уровня теперь надо подать на R23 24 при этом вместо R 20 и 22 поставить перемычки.
Микросхемы также меняем на LM301.
Теперь меняем сопротивления , которые припаяны на входной разьем .Вместо них ставим 100Ком.
То , что вы теперь услышите поразит вас своей прозрачностью , незажатостью и легкостью.
Кстати звук конкретно портили входные микросхемы , которые являлись фильтрами высоких частот (А1-4)
Блок управления на шины питания напаяйте несколько электролитов 10-47мкф – это навсегда обезопасит вас от сбоев логики.
Блок управления двигателем – тут все нормально , только регулирующие транзисторы посадите через термопасту , а то радиатор не совсем ровный .
Вот и все ! затраты копеечные , а эффект поразительный!
Успехов!
Елфимов Павел