5 правил при покупке переизданий на виниле
Wed, 11 May 2022 20:52:53 +0300 Wed, 11 May 2022 20:52:53 +0300Как сэкономить начинающему меломану
5 правил при покупке переизданий на виниле
Как сэкономить начинающему меломану
Для человека, недавно приступившего к формированию своей виниловой коллекции, вопрос покупки переизданий классических альбомов разных жанров является крайне важным. Не секрет, что для большинства людей, решивших вновь вернуться или впервые обратиться к прослушиванию винила, побудительным мотивом является как раз возможность слушать любимые пластинки 1960-80х годов в наилучшем качестве.
И это совершенно естественно. Во времена господства аналоговой записи были выпущены лучшие альбомы не только в истории рока, но и джаза, не говоря уже о неисчислимых записях классической музыки. Да и сама индустрия звукозаписи переживала в эти десятилетия свой расцвет. По пришествии компакт-диска началась волна цифровых переизданий данного наследия, однако их звучание слабо напоминало привычный слуху саунд. И чем дальше лейблы продвигались по пути «улучшений» путем очередного цифрового ремастеринга, тем все больше и больше меломанов обращались обратно к винилу. Видя такую тенденцию, а также на волне общего возрождения интереса к грампластинкам, многие лейблы начали массово перевыпускать старые альбомы на виниле. И вот здесь большинство неопытных покупателей рискуют попасть в ловушку и купить совершенно не то, на что они рассчитывают. Мы постараемся уберечь вас от ненужных трат. Итак, выбираем правильные переиздания и экономим на повторных покупках.
Правило №1. Смотрим на лейбл
Пусть ситуация в последние годы начала потихоньку выправляться, общее правило остается неизменным – маленькие специализированные лейблы уделяют больше внимания качеству переизданий. Более того, они стараются добыть максимально качественные исходники для работы. До недавнего времени философия крупных звукозаписывающих кампаний была таковой – «Люди хотят винила? Не вопрос, мы же оцифровали наши мастер-ленты в 1986 году? Вот сейчас с них и нарежем». В результате в конце 1990-х и начале 2000-х годов на рынок было выброшено множество переизданий, где вы не только не найдете упоминаний об аналоговом мастеринге, но и вообще ни слова о том, какие исходные материалы использовались для издания. Поэтому первое правило таково – выбираем новые версии классических альбомов в исполнении маленьких лейблов и студий, специально приобретших права на переиздание конкретного альбома у одного из мейджоров. Правда, из этого правила бывают и исключения, так что изучаем следующий абзац.
Правило №2. Смотрим на цену
Кажется логичным, не так ли? Ведь мы же хотим сэкономить… Однако в данном случае придется платить дороже. Дополнительные усилия по поиску правильных мастер-лент, их реставрации, привлечению нужных специалистов стоят денег, да к тому же тиражи невелики. Все это серьезно влияет на цену хороших переизданий. И если в магазине вы находите два издания одного и того же альбома по ценам, отличающимся друг от друга в два раза, то с целью экономии лучше купить то, которое подороже. В противном случае его все равно придется покупать, но предварительно потратив деньги на более дешевое. В середине 2000-х годов был период, когда мейджоры охотно отдавали права на переиздание бэк-каталога на виниле практически любому, кто был готов заплатить нужную сумму. В результате на рынке появилась масса изданий по 15-17 долларов, нарезанных разве что не с mp3. К счастью, сегодня ситуация меняется к лучшему, однако бдительности лучше не терять.
Правило №3. Аналог или цифра?
Пожалуй, это самый главный вопрос, интересующий покупателей переизданий. Даже если при нарезке лаковых дисков использовались файлы в высоком разрешении, для истинных фанатов это повод отказаться от покупки. Кстати, недавнее переиздание каталога Led Zeppelin только подтверждает их правоту – несмотря на применение самых передовых цифровых технологий ничего общего с оригинальным звуком альбомов эти пластинки не имеют. Итак, как отличить переиздание, сделанное с тех самых оригинальных лент, да еще и в аналоге? Как и с новым винилом, правило одно и то же. О факте аналогового издания лейбл постарается раструбить максимально широко, поэтому ищем наклейки на обложке, информацию в описании пластинки на сайте, надписи на конверте. Конечно, многое также зависит от того, какие именно ленты были задействованы для переиздания, а также от того, кто именно занимался мастерингом для винила. И здесь нужно помнить следующее правило.
Правило №4. Ищем имя звукорежиссера
Да, да, как и при выборе новых изданий. Правда, с одной небольшой поправкой – здесь важным условием является также указание факта использования исходных лент, поскольку если вы видите на обложке расплывчатую надпись «Mastered from Best Sources», лучше не торопиться с покупкой. Показательным примером является недавнее переиздание монофонических альбомов The Beatles. За мастеринг всех альбомов отвечал Шон Мэджи (Sean Magee) из Abbey Road Studios, а также легендарный Стив Берковиц (Steve Berkowitz). И самое важное то, что мастеринг и нарезка лаковых дисков производились исключительно в аналоге, цифровое оборудование применялось только для дополнительного анализа состояния исходных магнитных лент. Как результат – данная версия была продана небывалыми, даже для переиздания The Beatles, тиражами. Конечно, это не единственный пример потрясающих изданий, достаточно вспомнить замечательную коробку The Doors, где каждый альбом разбит на два диска на 45 оборотов, а также полное собрание джазовых шедевров лейбла Blue Note.
Правило №5. Выбираем магазин
В отличие от пластинок с новыми альбомами, правильные аналоговые переиздания – тема более сложная. В крупных магазинах они встречаются довольно редко, прежде всего – из-за высокой цены и особенностей дистрибуции. Поэтому здесь нужно быть готовым либо заказывать их из-за границы, либо наладить контакт с местными поставщиками. Несмотря на маленькие тиражи и не самый высокий спрос дело это для них прибыльное, поэтому они стараются поддерживать широкий ассортимент. Само собой, при заказе на eBay или Amazon сама пластинка обычно обходится дешевле, однако с учетом доставки цена может приближаться к расценкам российских поставщиков.
В завершение мы приводим небольшой список лейблов, занимающихся переизданиями, и чьи пластинки заслуживают того, чтобы их покупали:
История данного лейбла началась еще в 1980-х годах, и началась она с выпуска первых в мире "аудиофильских" изданий каталога The Beatles, The Rolling Stones и других классических рок-групп. Правда, тогда не все фанаты оценили авторский взгляд на мастеринг известных альбомов. За прошедшие годы компания Mobile Fidelity успела разориться и вновь возродиться, и сегодня она выпускает не только пластинки и аксессуары для проигрывания винила, но и сами проигрыватели! Надо сказать, что первые релизы возрожденной фирмы были встречены довольно прохладно – для некоторых из них все же были использованы цифровые исходники, однако последние издания вызывают только положительные эмоции.
Этот лейбл был одним из первых, кто начал заниматься аудиофильскими переизданиями на классических альбомов на виниле. Сегодня в ассортименте компании уже есть сотни великолепных изданий, сделанных с оригинальных мастер-лент при участии лучших звукоинженеров. Более того, пару лет назад компания запустила собственный завод по печати винила высочайшего качества - Quality Record Pressings.
Данная фирма из Германии уже несколько десятилетий занимается переизданием на виниле музыки самых разных жанров, от классики до рока. Продукцию фирмы всегда отличало прекрасное качество печати и умеренные цены, а все тиражи выпускаются фабрикой компании Pallas в городе Дипхольце. Ранее покупатель не всегда мог сразу понять, какие исходные материалы использовались для переиздания, зато теперь данная информация всегда присутствует и на упаковке, и в описании всех релизов на сайте.
Этот лейбл является аффилированным со Speakers Corner. Он специализируется, в основном, на переизданиях довольно редких альбомов аналоговой эпохи, хотя в ассортименте встречаются и такие популярные исполнители, как George Benson и Ry Cooder.
Original Recordings Group
За последнее десятилетие компания отметилась определенным числом очень качественных переизданий, включая полную дискографию Nirvana, а также некоторые классические джазовые альбомы. Правда сейчас она переживает реорганизацию, и ее дальнейшая судьба пока неизвестна. Пластинки, изданные ORG, еще встречаются в продаже в онлайн-магазинах.
Classic Records
Данный лейбл, как и Mobile Fidelity, был одним из пионеров качественных переизданий. Он первым внедрил печать 200-граммовых пластинок, а также использование прозрачного винила без примеси графита, что позволяет существенно снизить уровень собственных шумов виниловой массы. К сожалению, сегодня фирма уже прекратила свое существование, однако ее продукцию все еще можно встретить в продаже.
Александр Чечелёв
17 января 2017 года