Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I
Wed, 11 May 2022 20:52:01 +0300 Wed, 11 May 2022 20:52:01 +0300Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома
Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том I
Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома
Дочерняя структура Dolby Laboratories ООО «Долби Си-Ай-Эс» работает в России уже более пяти лет. Фирма занимается оснащением коммерческих кинотеатров и активно сотрудничает с отечественными телеканалами. Крупнейшим вещателям, таким как «Первый канал», ВГТРК, НТВ+, «Триколор ТВ» она предлагает ноу-хау и экспертизу в области кодирования и передачи звуковой информации. В частности, специалисты Dolby принимали активное участие в создании нормативов по громкости рекламных роликов, адаптируя богатый мировой опыт решения данной проблемы к местным реалиям доминирования аналогового ТВ. «Долби Си-Ай-Эс» реализует у нас фирменные наработки для наземного, спутникового, кабельного телевещания, а также сотрудничает с набирающими популярность сервисами VOD. В последнее время к перечисленным сферам деятельности добавилось новое направление — популяризация аудиоформата Dolby Atmos.
Технология Dolby Atmos является очередным звеном в цепочке развития форматов объемного звучания, призванного полностью погрузить зрителя в события на экране коммерческого либо частного просмотрового зала. Эта область стала бурно прогрессировать в начале 80-х годов прошлого века с появлением алгоритмов матричного кодирования аудиосигнала, обеспечивающих добавление в стереофоническую дорожку информации для дополнительных звуковых каналов. Когда-то стереозвук был основным решением для кино, сейчас он остается таковым в телевещании. Ранний формат Dolby Stereo / Dolby Surround позволял подмешивать в обычный саундтрек информацию для центрального и тыловых каналов (моно), причем последняя в процессе декодирования разделялась на сигналы для двух колонок. Басовые спецэффекты для сабвуфера извлекались из трека при помощи частотной фильтрации. В домашней реализации алгоритм впоследствии стал широко известен как Dolby Pro Logic. Существенным недостатком аналоговой технологии являлось взаимное проникновение информации между каналами при декодировании, зато такая дорожка могла воспроизводиться без какого-либо преобразования через традиционный стереофонический тракт.
На рубеже веков на смену Dolby Pro Logic пришел более прогрессивный и уже цифровой формат с независимым канальным кодированием данных, где для басовых партий имелся отдельный дискретный канал. Для практического применения новинки потребовалась связка оборудования кодер/декодер. Речь идет о технологии Dolby Digital в различных реинкарнациях, получившей распространение как в больших кинотеатрах с пленочной проекцией, так и в домашних AV-системах. Сначала этот были комплексы с конфигурацией акустики 5.1, а затем и 7.1. Нужно добавить, что в самых современных цифровых кинотеатрах многоканальные саундтреки существуют в виде данных РСМ без компрессии, передаваемых через Интернет и хранимых на жестких дисках. Наиболее популярным «сжатым» форматом сейчас является Dolby Digital Plus, который применяется на телевидении, в интернет-вещании, в домашних мультимедийных комплексах. Также актуальны более продвинутый lossless-кодек Dolby TrueHD и профессиональный телеформат для международного обмена контентом Dolby Е.
Революцию в индустрии совершил изобретенный компанией Auro Technologies формат Auro 3D, добавивший обычному кинозвуку «второй этаж» и «крышу». Альтернативой от Dolby стало появление технологии формирования объектно-ориентированного саунда Atmos, которая принципиально отличается от алгоритмов матричного и канального кодирования/декодирования. Звуковая информации здесь не просто фиксируется, но и сопровождается метаданными о положении виртуальных объектов в пространстве. Речь идет о трехмерных координатах образа с изменениями во времени, что позволяет получить в помещении однородную звуковую среду с высочайшей детализацией. Формат Dolby Atmos поддерживает до 128 таких объектов, налагаемых на фоновые шумы. В качестве наглядного примера реализации ноу-хау можно представить картину леса, населенного 128 птицами, которые постоянно перелетают с дерева на дерево и поют при этом разными голосами.
В своей первоначальной версии технология предназначалась для коммерческих просмотровых залов с конфигурацией акустики 7.1, где потребовалось выполнить серьезное переоснащение. Размещение колонок там обычно начинается примерно от трети расстояния между экраном и задней стеной — на уровне первых рядов зрительских кресел. В эту «слепую зону» были добавлены дополнительные спикеры для бесшовного панорамирования спецэффектов. Два ряда потолочных громкоговорителей обеспечили покрытие зрительного зала верхним полем. Если ширина экрана превышала 12 метров, в конфигурацию добавлялись левый центр и правый центр. Также по помещению распределялись дополнительные сабвуферы, отвечающие за равномерность басового фундамента звучания. И, самое важное, в кинотеатрах Dolby Atmos для каждого громкоговорителя предусмотрен отдельный канал усиления, что гарантирует панорамирование звука с максимальной точностью. В рамках технологии в студии создается саундтрек в виде «набора конструктора» со звуковыми образами и метаданными. В свою очередь оборудование на объекте настраивается специалистами бренда таким образом, чтобы при распаковке дорожки добиться оптимального звучания для конкретной, порой уникальной конфигурации. Разумеется, сам зал проектируется, строится и оснащается по определенным канонам. Для построения домашнего кинотеатра Dolby Atmos тоже существует регламент, но он менее строгий. Об этих правилах, а также об аппаратуре и контенте для пользовательской AV-системы мы расскажем во второй части материала.
Федор Обловацкий по материалам «Долби Си-Ай-Эс»
Продолжение ЗДЕСЬ