Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том II
Wed, 11 May 2022 20:52:01 +0300 Wed, 11 May 2022 20:52:01 +0300Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома
Краткая энциклопедия Dolby Atmos, том II
Объектно-ориентированный звук в кинотеатре и дома
В первой части статьи мы рассказали о технологии Dolby Atmos, являющейся очередным звеном в цепочке развития форматов объемного звучания, но при этом принципиально отличающейся от предшествующих алгоритмов матричного и канального кодирования/декодирования саундтреков. Изначально ноу-хау предназначалось для коммерческих просмотровых залов, которые проектируются, строятся и оснащаются по определенным канонам. Для построения домашнего кинотеатра Dolby Atmos тоже существует регламент, но он менее строгий. Главным образом речь идет о выборе конфигурации акустики в зависимости от параметров того или иного помещения.
Максимальная конфигурация спикеров здесь может доходить до 24.1.10 (24 напольных и полочных АС вокруг зрительской зоны, сабвуфер, 10 потолочных колонок), а базовые варианты — от 5.1.2 до 9.1.4. Разумной альтернативой сложной для монтажа потолочной акустике в таких проектах является использование специальных колонок с отдельным высотным каналом и направленным в потолок излучателями. Также акустические компании сейчас выпускают дополнительные верхние модули для уже существующих напольных башен. При применении в инсталляциях сертифицированной Dolby Atmos напольной акустики с направленным вверх динамиком высота потолка в зале должна составлять от 2,4 до 4,2 метра, а от потолочного покрытия требуется хорошо отражать звуковые волны. С этой задачей успешно справляются гипсокартон, штукатурка, дерево твердых пород. Колонки высотой от 1,2 метра (международный стандарт, условно обозначающий высоту ушей сидящего человека) нужно размещать на дистанции не менее 90 см от зрителя.
Формат полностью совместим со спецификациями Blu-ray. Воспроизводящий диски с дорожкой Dolby Digital Plus либо Dolby TrueHD с информацией Dolby Atmos проигрыватель должен иметь интерфейс HDMI версии 1.4 и выше и уметь выводить через него аудиопоток с носителя «бит в бит». Поскольку обработка данных осуществляется в ресивере, никакое вмешательство в сигнал на пути к встроенному декодеру недопустимо. Если ресивер не поддерживает Dolby Atmos, он все равно справится с саундтреком, но представит его уже с менее яркими пространственными спецэффектами. В свою очередь в AV-системах с объектно-ориентированным звучанием бренд применяет технологию Surround Upmixer, получившую свое имя в честь прародительницы из далеких 80-х. Она позволяет извлекать из любого многоканального саундтрека сигнал для дополнительных каналов без ущерба для оригинального материала.
Если говорить о необычных примерах аппаратной реализации Dolby Atmos, обязательно стоит упомянуть первый в мире поддерживающий этот формат саундбар Yamaha YSP-5600. Уникальная модель, уже доступная на российском рынке, привела в восторг специалистов своей способностью формировать объектно-ориентированный саунд при помощи 44 узконаправленных «звуковых лучей». В подходящем помещении колонке с таким массивом динамиков по силам заменить AV-систему конфигурации 7.1.2 при предельной простоте установки и относительно невысокой стоимости. Известно о разработке подобных спикеров и несколькими другими фирмами. Существуют попытки применения ноу-хау даже в портативных устройствах, изготовители которых обещают пользователям близкое к трехмерному звучание в обычных наушниках за счет психоакустических эффектов. Также ожидается появление на рынке мобильных гаджетов с саундом 3D «с ладони».
В распространении контента для домашнего кинотеатра Dolby Atmos в настоящее время ключевую роль играют релизы на Blu-ray, но развлекательная индустрия не стоит на месте, и мостик между студиями и конечными пользователями помогают возводить различные сетевые сервисы, в том числе VOD. Владельцы этих ресурсов приходят к выводу о заинтересованности клиентов в видео и звуке максимально возможного качества, да и высокоскоростной Интернет у нас давно уже перестал быть экзотикой. Но если с трансляцией стереофонической фонограммы с приемлемым для прослушивания качеством справится и мобильный Интернет 3G/4G, то с упаковкой и передачей контента Dolby Atmos дела обстоят несколько сложнее из-за больших массивов информации. Являясь признанным экспертом в этой сфере, компания нашла решение проблемы на базе уже существующих алгоритмов компрессии.
Фирменный метод пространственного кодирования позволяет преобразовывать информацию о 128 виртуальных объектах в 16 звуковых кластеров или «суперобъектов», радикально уменьшая суммарный объем данных. Чтобы транслировать их «до квартиры клиента», выполняется даунмикс дорожки в формат 5.1 с отдельным пакетом метаданных. С таким контентом справится любая домашняя AV-система, которая лишнюю для нее информацию просто проигнорирует. Если же речь идет о комплексе Dolby Atmos, то 16 кластеров будут распакованы, а метаданные задействованы для формирования полноценного объектно-ориентированного саунда, исходя из имеющейся конфигурации акустики. Методика прошла экспертизу и получила одобрение производителей контента, которые смогли убедиться в ее способности бережно доставлять студийный киномикс в домашнюю среду к конечному пользователю.
Технология Dolby Atmos пока лишь начала экспансию на рынок потребительской электроники, при этом она уже успела прочно закрепиться в большом кино. В настоящее время по всему миру функционирует более 1600 коммерческих кинотеатров, еще порядка 150-200 объектов находятся в работе, и эти цифры постоянно растут. В нашей стране имеется 65 коммерческих и 3 демонстрационных зала, что по меркам региона ЕМЕА (Европа включая Россию, Ближний Восток и Африка) является отличным показателем. Проект поддержали режиссеры с большими именами и большими бюджетами Альфонсо Куарон, Джей Джей Абрамс, Питер Джексон, Люк Бессон, Гильермо дель Торо, Зак Снайдер. Из 30 наиболее успешных в плане кассовых сборов лент последних трех лет 25 выходили с саундтреком в Dolby Atmos. Обладателями премии «Оскар» в «звуковых» номинациях стали фильмы «Гравитация» (2 статуэтки в 2014 году), «Американский снайпер» (2015 год), «Безумный Макс» (2 статуэтки в 2016 году). За технические достижения в области пост-продакшн ноу-хау было отмечено престижными профессиональными наградами Cinema Audio Society и Hollywood Post Alliance. В продаже сейчас имеется около 70 международных релизов на Blu-ray. К только зарождающемуся музыкальному контенту можно отнести художественный фильм «Metallica: Сквозь невозможное», действие которого разворачивается на фоне концерта культовой американской группы. Один из лидеров игровой индустрии Electronic Arts радует геймеров выпуском шутера Star Wars Battlefront. В знаменитом сериале «Игра престолов» 5 и 6 сезоны готовы похвастать дорожкой в Dolby Atmos, а ранние сезоны будут пересведены. Свежих серий с впечатляющим звуком могут ждать и поклонники сериала «Шерлок». Все это свидетельствует о востребованности и отличных перспективах новой технологии.
Федор Обловацкий по материалам «Долби Си-Ай-Эс»