Апрельские мотивы

Wed, 11 May 2022 20:51:31 +0300 Wed, 11 May 2022 20:51:31 +0300

Предварительный усилитель с ЦАП Eximus DP1 / Монофонические усилители мощности Eximus S1

Апрельские мотивы

Предварительный усилитель с ЦАП Eximus DP1

Монофонические усилители мощности Eximus S1

Цена – 234 000 руб. (Eximus DP1) / 194 350 руб. (Eximus S1)


Случаются весной островки осени, когда вдруг резко портится погода. А бывает и наоборот: среди осенней беспросветности внезапно выглядывает солнце, и город начинает отсвечивать сочащимися сквозь серую пелену оттенками недопроявленной цветной фотографии. Наверное, знакомством с продукцией April Music следовало бы скрасить ненастный осенний денек, но… Хотя, может, оно и к лучшему: весной душа на подъеме, что задает позитивный настрой, который укрепляется по мере общения с Eximus DP1 и S1. Впереди, как обычно, маячила пугающая неопределенность — неужели в звучании знакомых до последней ноты фонограмм и впрямь проступит что-то по-весеннему свежее?


Необычного фирме April Music предостаточно. Она собрала под своим крылом целых три бренда: Aura, Stello и Eximus (последний позиционируется как High End). Место ее приписки — Южная Корея, Сеул; никакого намека на штаб-квартиру в городе N штата X, США, или в местечке Y графства Z в каком-нибудь европейском королевстве. Вместо этого — подкупающе откровенное отсутствие богатой родословной: ни полувековой истории, ни громких имен отцов-основателей или хотя бы третьих лиц, принимавших участие в проекте (если не считать автора дизайна корпусов Алекса Расмуссена из Санта-Барбары, в послужном списки которого значатся Ayre, Constellation Audio, Resolution Audio и еще целый ряд «аудио»). Однако корпуса, при всей их необычности (миниатюрные по стандартам хай-энда алюминиевые коробочки с тиснением на верхней деке в виде изящных трилистников напоминают по дизайну и габаритам компоненты Nagra), — это всего лишь упаковка с более или менее выраженными экранирующими свойствами, а дьявол, как известно, кроется в деталях. Кто же именно соединил те самые детали друг с другом именно так, а не иначе, история умалчивает: Саймон Ли, основавший компанию 15 лет назад, или кто-то из его окружения? (В последнем, кстати, если верить официальной информации, помимо технарей и аудиоэнтузиастов можно найти и профессиональных музыкантов…)



Но раз уж мы начали с корпусов, то доведем эту тему до конца, прежде чем перейти к более серьезным материям. Согласно фирменной идеологии, аудиокомпоненты — это тоже мебель, так как они являются частью обстановки жилья. Значит, их внешность, как и размер, имеет значение. Но как гармонично вписать электронную мебель в жилое помещение? Первый способ — придать ей шикарный вид, однако тут встает проблема эстетической совместимости с дизайном интерьера. Второй путь — миниатюризация, что вряд ли применимо к колонкам, но вполне подходит для современной электроники. Не исключая, кстати, усилителей мощности, если не замыкаться в традиционном аналоговом мире с его классами А и АВ, — импульсные усилители класса D совсем не обязаны быть большими, тяжелыми и горячими при КПД в районе 90%! Именно таким и оказался Eximus S1 — импульсным (или «цифровым», как зачастую не вполне корректно называют подобные усилители).

Это одновременно и интриговало, и настораживало: вспоминались предыдущие знакомства с устройствами такого рода, начиная с самых первых в категории High End (помните TacT?). Вспомнились и различные вехи развития этого направления, например, Tripath, Equibit (последняя технология вызвала в свое время особый интерес тем, что позволяла непосредственно преобразовывать цифровой сигнал в ШИМ — широтно-импульсную модуляцию). Можно даже не говорить о том, с каким презрением относились и продолжают относиться к этой теме представители когорты «заскорузлых аудиофилов», которые не признают ничего, кроме винила, ламп и рупоров. Любое новшество в области аудио вне зависимости от того, как оно звучит, лишь укрепляет их уверенность в том, что High End — это обязательно что-то огромное, тяжелое и горячее (плюс, конечно, очень дорогое). Иные представители сего племени даже транзисторы и микросхемы для ЦАПов, не говоря уже о конденсаторах, резисторах и разъемах, оценивают по габаритам: чем крупнее, тем лучше!



Не станем, однако, провоцировать бесполезные дискуссии, а лучше вспомним собственные впечатления от реализаций технологий усиления с без малого стопроцентным КПД. Увы, как это обычно бывает, их дебют по аудиофильским меркам был далеко не блестящим, да и впоследствии, хотя прогресс и ощущался, звезд с неба они особо не хватали. Исключение, пожалуй, составляли сабвуферы: уж что-что, а бас усилителям класса D с самого начала давался на ура. Постепенно и середина выправилась, а на определенном этапе развития стала даже очень хорошей. Но вот высокие частоты и мелкие среднечастотные детали никак не хотели выходить на уровень настоящего хай-энда. Было огорчительно констатировать наряду с великолепным басом, прекрасной серединой, музыкальностью и когерентностью ощущение духоты в звуковой сцене, которая «не дышала» из-за преждевременной кончины медленно затухающих послезвучий. Получалось формально безукоризненное, какое-то стерилизованное звучание, музыкальный экстракт наподобие MP3. И хорошо, если так, а ведь нередко еще и ощутимый спад на ВЧ, как и неестественность перкуссии, сильно раздражал.

Цифроаналоговое преобразование осуществляется двумя чипами Burr-Brown PCM1794, по одному на каждый канал. Предельный формат потока — 24 бит / 192 кГц. Реализован здесь и отключаемый апсемплинг до параметров 24 бит / 192 кГц или 24 бит / 96 кГц при помощи модуля ASRC (Asynchronous Sample Rate Converter) на специализированном чипе Texas Instruments SRC4192.
Но все меняется, иногда даже к лучшему. Так, в 1999 году известная компания Bang & Olufsen учредила дочернее предприятие ICEpower, в основу которого были положены труды датчанина Карстена Нильсена, написавшего за пять лет до того яркую диссертацию на тему эффективных технологий усиления. Сейчас модули 250ASX2 под маркой B&O используются многими производителями техники, включая April Music. Их уникальность и, как заявляет B&O, беспрецедентное качество звука объясняются оригинальными технологиями COM (Controlled Oscillating Modulator) and MECC (Multivariable Enhanced Cascade Control). Если вкратце, широтно-модулированный импульсный сигнал в них формируется не традиционным компаратором, сравнивающим входной сигнал с опорным, а управляемым автогенератором с многоконтурными обратными связями. И, что не менее важно, одна из петель ОС охватывает выходной восстанавливающий фильтр, благодаря чему достигается исключительно высокая линейность. Один такой модуль способен выдать мощность 125 Вт на нагрузке 8 Ом. Странно, но производитель не приводит значения выходной мощности на 4 Ом, а было бы интересно узнать, происходит ли при этом ее честное удвоение. Так или иначе, при переводе стереоусилителя S1 в мостовой режим (для чего на задней его панели имеются миниатюрный переключатель; стереоусилитель при этом превращается в моноблок) номинальная выходная мощность на той же 8-омной нагрузке вырастает до 500 Вт.



Однако Eximus S1, как утверждает Саймон Ли, — не просто коробка, в которую вложили OEM-начинку в виде импульсных модулей, здесь реализовано много фирменных решений, касающихся аналоговой обработки сигнала в предварительных каскадах. Остается добавить, что S1 оснащен как небалансными, так и балансными входами, а также миниатюрными переключателями «баланс-небаланс» на задней панели.

Eximus DP1 — это довольно типичное для нашего времени устройство, объединяющее ЦАП с портом USB Type B (версия 2.0, модуль XMOS с раздельными задающими генераторами для тактовых частот, кратных 44,1 и 48 кГц) и предварительный усилитель с одним линейным небалансным входом (аналоговые выходы представлены как в балансном, так и в небалансном вариантах). Но тут есть и свои сюрпризы. Во-первых, помимо традиционных цифровых входов (AES/EBU, коаксиального RCA и оптического TosLink), имеется еще и I2S, причем не на разъеме RJ-45, как в большинстве случаев (если термин «большинство» в принципе применим для немногочисленных устройств, оснащаемых I2S). Цифроаналоговое преобразование осуществляется двумя чипами Burr-Brown / Texas Instruments PCM1794 (сегментный дельта-сигма-конвертер), по одному на каждый канал. Предельный формат потока — 24 бит / 192 кГц. И вот второй сюрприз: переключаемый апсемплинг до 24 / 192 или 24 / 96 при помощи модуля ASRC (Asynchronous Sample Rate Converter), реализованного на специализированном чипе Texas Instruments SRC4192. Желаемое значение выбирается кнопкой и индицируется крошечным светодиодом на лицевой панели: не горит — апсемплинг выключен, горит желтым — 24 / 96, зеленым — 24 / 192 (последний режим активируется по умолчанию). Светодиоды, сопровождающие каждый цифровой вход, подобным же образом сигнализируют о разрешении входного потока, меняя цвет. Наконец, третий сюрприз — опция поддержки басов для выхода на наушники, включаемая кнопкой «Filter».



Есть в этом устройстве и не до конца ясные вещи, например способ реализации регулировки громкости (по ощущениям, все очень просто: регулируется она на аналоговом уровне с помощью потенциометра, однако утверждать это на все сто не станем). Не удалось найти и ответ на вопрос, кратное все же преобразование имеет место при апсемплинге (иными словами, всегда ли, когда индикатор горит зеленым, тактовая частота равна 192 кГц или, если мы воспроизводим обычный CD, все-таки 176,4)? Непонятно, почему изготовитель не обеспечил совместимость аппарата с DSD-потоками по USB. И уж совсем странным кажется отсутствие ПДУ, который буквально просится в компанию к DP1 — хотя бы для регулировки громкости и управления апсемплингом. Даже в упаковочных ложементах имеется продолговатая ложбинка, в которой так и хочется видеть искомый пульт. Зато есть CD-ROM с драйверами для PC (для Mac, как обычно, ничего дополнительного не нужно, кроме, конечно, программного плеера).

Производитель заявляет также о применении силового трансформатора с раздельными вторичными обмотками для цифровой и аналоговой схем, а также о воплощенном здесь принципе «двойное моно».

Однако довольно технической лирики, пора, наконец, оценить реальные музыкальные возможности парочки, возникшей на стыке двух миров — LifeStyle и High End. Пробуем сделать это, подав цифровой сигнал с обычного CD-проигрывателя по балансному кабелю AES/EBU и слушая обычные компакт-диски.



Если подчас приходится переслушивать чуть ли не все имеющиеся под рукой диски, чтобы составить какое-то поддающееся вербализации впечатление, то в данном случае практически все стало ясно даже не с первого трека, а с первых же его тактов! Да, конечно, прекрасный — упругий и вместе с тем бархатный, ровный, энергичный, живой — бас без следов гула и мути. Настолько мощный и низкий, насколько способны на это наши тестовые АС. Но именно такой бас и ожидался, удивляться тут нечему. А то, что выше? Вот тут полно неожиданностей. К счастью, приятных. Неужели технологиям импульсного усиления наконец-то удалось вскарабкаться на хай-эндовский Олимп? Получается, что так… Судите сами: инструменты и голоса звучат настолько раздельно, они настолько четко позиционированы по фронту и глубине сцены, что начинает мерещиться многоканальность. Высокие? Никакого завала, металлического призвука, шепелявости нет и в помине! Даже в тех вещах, где женский голос записан с близким микрофоном и сибилянты изначально выделяются довольно ощутимо (что поделаешь, очень многие вокалистки никак не могут расстаться с привычкой «облизывать» микрофон, возможно, принимая его за эскимо). А аудиосистемы зачастую еще больше усиливают этот неприятный эффект, отчего шипящие буквально выстреливают и слушателю начинает казаться, что не только микрофон, но и собственная его голова находится во рту певицы, как голова дрессировщика в тигриной пасти. Зато усилитель Eximus предпочел не доводить смешное до нелепого, честно отразив данный эффект в такой степени, при которой он еще не становится раздражающим.

Что касается тембров, то придраться буквально не к чему: окраски — ноль (если вынести за скобки благородный оттенок английского звука колонок), динамика — взрывная, где нужно, но чувство легкости, ненатужности не покидает даже в самых агрессивных и сложных пассажах. Усилителю все это дается как будто с улыбкой: мол, я и не такое еще могу! Только дайте…



Воздух? В количестве, достаточном для того чтобы услышать зал, пространство, дистанцию между инструментами на сцене. А уж то, что называют когерентностью, — комплект Eximus позволит без лишних слов понять, что это такое. И еще здесь напрашивается один фотографический термин — глубина резкости, в данном случае более чем применимый к звуку: образы звуковой панорамы филигранно очерчены не только на ее переднем плане, но и дальше, вплоть до глубокого тыла.

Но нет ли в почерке, чего доброго, той аналитичности, в которой упрекают современную аппаратуру приверженцы антиквариата? Нет, этого нет при воспроизведении любой музыки, от рока и джаза до классики. Все исполняется вполне выразительно, эмоционально и исчерпывающе насыщено мелкими подробностями, не выпирающими, однако, не первый план и не делающими звучание зернистым, как засахаренное варенье. И скрипичное соло, и опера, и хрипловатый, с повизгиванием джазовый саксофон — во все это легко верится, ничто не вызывает отторжения или усталости от непрерывно происходящих в подсознании придирчивых сравнений звучащего с шаблонами личной «матрицы восприятия». А уж рок или ритм-энд-блюз, да к тому же с такими басами… Единственное, на диске Big Joe Maher высота тона нот басовой партии выражена не очень хорошо, но это запись и сама по себе отличается очень низким и раздутым басом, с которым, очевидно, даже колонки PMC не вполне могут справиться.

Что касается тембров, то придраться буквально не к чему: окраски — ноль, динамика — взрывная, где нужно, но чувство легкости, ненатужности не покидает даже в самых агрессивных и сложных пассажах. Усилителю все это дается как будто с улыбкой: мол, я и не такое еще могу!
Неординарен по музыкальным возможностям и усилитель для наушников (соответствующий выход на Eximus DP1 спереди). Многое, что было сказано о звучании пары Eximus, можно отнести и к нему.

Несколько слов про апсемплинг — это очень важно еще и в свете того, что данную опцию особенно часто обливают грязью наши ретрограды, а тут как раз подворачивается возможность лишний раз их куснуть. Так что пусть они говорят и пишут про апсемплинг все, что им угодно, но на всех фонограммах в режимах передискретизации до 24 / 192 звук получается более полноценный. Создается впечатление, что в этом режиме звуковая панорама становится еще трехмернее, как будто из плоского полотна (каковым она начинает казаться по возвращении в режим без апсемплинга) вырастают объемные фигуры. В варианте 24 / 96 этот эффект выражен не столь явно, а на отдельных фонограммах практически отсутствует, но уж в преимуществах 24 / 192 не возникает ни малейших сомнений.



Паспортные данные:



Тип – предварительный усилитель с ЦАП | Название – Eximus DP1 | Входной поток – 16—24 бит, 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4, 192 кГц | Частотная характеристика, Гц – 20 — 20 000 ( 0,5 дБ) | КНИ, % – 0,0004 | Динамический диапазон, дБ – 142 | Отношение сигнал/шум, дБ – 133 | Аудиовходы – AES/EBU, цифровой коаксиальный (2), цифровой оптический, I2S, USB type B 2.0, стереопара RCA, minijack | Аудиовыходы – стереопара XLR, стереопара RCA | Габариты, см – 20,8 x 6,2 x 29,1 | Масса, кг – 3,6

Тип – стереофонический усилитель мощности | Название – Eximus S1 | Выходная мощность (8 Ом, стерео / мостовое включение), Вт – 125 x 2 / 500 | Частотная характеристика, Гц – 20 — 20 000 | КНИ, % – 0,008 | Динамический диапазон (стерео / мостовое включение), дБ – 112 / 121 | Фактор демпфирования - >500 | Аудиовходы – XLR, RCA | Габариты, см – 20,8 x 6,2 x 29,1 | Масса, кг – 2,88

Оценки



+Воздушная, полная мельчайших деталей подача, выдающиеся динамические характеристики, грамотная реализация апсемплинга, качественный усилитель для наушников, стильный компактный дизайн, богатая функциональность предусилителя-Нет балансных аналоговых входов у предусилителя

Дизайн

95

Качество изготовления

95

Звучание

95

Эргономика

95

Итого

95

Вывод:



Те, кто следит за развитием современных технологий, непременно признáют, что пара Eximus S1 и DP1 от April Music — знаковое явление. Наконец-то прогрессивная технология продемонстрировала свою состоятельность безо всяких скидок на юность. И это наверняка еще не предел. Мы, разумеется, не против пристрастия к старым традициям — это как попить чаек из самовара, своеобразный ностальгический ритуал. Но умиление вчерашним днем техники не должно перечеркивать день сегодняшний и тем более завтрашний. Иначе мы так и будем жить в осени, вспоминая прошлые апрели, а следующий не наступит уже никогда!
Артур Фрунджян


Редакция Hi-Fi.ru