Первенец
Wed, 11 May 2022 20:51:31 +0300 Wed, 11 May 2022 20:51:31 +0300Цифро-аналоговый преобразователь Meitner Audio MA-1
Первенец
Цифро-аналоговый преобразователь Meitner Audio MA-1Цена — 512 000 руб.
Предлагаемый материал посвящен компоненту, разработанному выдающимся аудиоинженером в области цифровой техники Эдом Мейтнером, что отразилось в названии бренда — Meitner Audio. Тестируемый цифроаналоговый преобразователь MA-1 — первый продукт этой марки, и его модельный индекс можно прочесть как Meitner Audio № 1.
Meitner Audio MA-1 — не новинка: и аппарат, и сам бренд появились в 2011 году. Указанное обстоятельство, однако, ничуть не умаляет нашего интереса ни к тому, ни к другому. В настоящее время, помимо MA-1, в производственной программе компании фигурирует также интегрированная система MA-2 (Integrated Playback System — это, по сути, CD-проигрыватель / ЦАП / транспорт).
Для определения основных особенностей, сущности MA-1 необходимо обозначить четыре аспекта.
Первый — личность основателя и главы фирмы и автора первого ее продукта. В кругах, связанных с профессиональной звукозаписью, авторитет Эда Мейтнера как разработчика цифровой аудиотехники (равно как и авторитет аппаратуры EMM Labs) весьма солиден. Известна, хорошо задокументирована и плодотворна работа, выполненная этим, по общему мнению, выдающимся аудиоинженером для Sony и Philips по исследованию проблем цифроаналогового преобразования применительно к высококачественному аудио, а также созданию стандарта DSD (последнее особенно важно).
В Meitner Audio MA-1 не используются какие-либо стандартные инженерные решения. К примеру, здесь нет привычного DAC-чипа — цифроаналоговое преобразование выполняется посредством дифференциальной дискретной схемы.
Второй аспект — вытекающий из первого — реализованные в приборе ультрапередовые запатентованные технологии обработки цифрового сигнала, которые Эд Мейтнер ранее разработал для устройств EMM Labs, в частности для XDS1. Третье: в Meitner Audio MA-1 не используются какие-либо стандартные инженерные решения. К примеру, здесь нет привычного DAC-чипа — цифроаналоговое преобразование выполняется посредством дифференциальной дискретной схемы.
Наконец, последняя важнейшая особенность Meitner Audio MA-1 — а также центральное положение конструктивной и маркетинговой философии бренда — заключается в стремлении компании и ее главы предлагать аудиофилам компоненты высочайшего конструктивного и звукового уровня за далеко не астрономическую цену. Так формулирует свой принцип сама Meitner Audio применительно к рассматриваемому устройству: «cost-no-object performance has suddenly become a whole lot less costly». Другими словами, речь идет о достижении максимально привлекательного соотношения довольно умеренной (по меркам High End) цены с передовым качеством.
Meitner Audio MA-1 — это «чистый» ЦАП. Иначе говоря, здесь нет функции предварительного усиления, регулировки громкости (в аналоговой или цифровой форме при наличии регулируемого аналогового выхода), усилителя для наушников, каких-либо пользовательских настроек фильтров и т. д. В общем, MA-1 ограничивается цифроаналоговым преобразованием как таковым, и благодаря в том числе отказу от дополнений фирме удалось удержать стоимость компонента в относительно щадящих границах. Аппарат укомплектован достаточно широким набором цифровых входов (шестью в общей сложности) и линейным выходом несимметричного и балансного сигнала.
Визуально Meitner Audio MA-1 — прибор в форме прямоугольной призмы довольно аскетичного дизайна, без украшательств и сантиментов. Посредством крохотного ПДУ размером не больше кредитки (но с другими пропорциями и, разумеется, толще — около 5 мм) можно только выбирать цифровой вход. На лицевой панели имеются выключатель Power (слева) и кнопки для выбора цифрового входа (AES, COAX1, COAX2, TOS1, TOS2, USB Audio), дублированные соответствующими голубыми индикаторами; ниже расположены индикаторы частот дискретизации, разбитые на две группы по три частоты, кратные двум базовым частотам (44,1 и 48 кГц): 44,1, 88,2, 176,4 кГц и 48, 96, 192 кГц.
На тыльной панели присутствуют цифровые входы, сгруппированные в том же порядке, что и селекторы спереди: AES/EBU, два коаксиальных, два оптических и USB Type B. Жаль, что компания предусмотрела всего один балансный цифровой вход, обеспечивающий, как выяснилось, наилучшее качество звучания. Находящиеся ближе к центру порты RS-232 и еще один USB предназначены соответственно для проводного управления ЦАПом и обновления ПО. Аналоговых выходов тут два: несимметричный (RCA) и балансный (XLR).
Meitner Audio MA-1 поддерживает цифровые данные (PCM) с вышеупомянутыми частотами дискретизации и максимальной длиной кодового слова 24 бит. В нем использованы фирменные схемы подавления джиттера, апсемплинга, цифроаналогового преобразования и тактового генератора, балансная выходная схема класса А со связью по постоянному току и импульсный источник питания.
Теперь расскажу подробнее о внедренных здесь технологиях цифрового процессинга. По информации Meitner Audio, асинхронная схема MFAST (Meitner Frequency Acquisition System) без промедлений захватывает цифровой поток, помещает его в буфер и устраняет джиттер, синхронизируя сигнал с бортовым прецизионным мастер-клоком. Узел MDAT (Meitner Digital Audio Translator) апсемплирует сигнал до частоты 5,6 МГц, вдвое более высокой, чем у SACD DSD (2,8 МГц). Компания подчеркивает, что превосходное качество процессинга обеспечено сочетанием в Meitner Audio MA-1 ультрапрецизионных модулей: двойных дифференциальных дискретных цифроаналоговых преобразователей MDAC (по одному на канал) и тактового генератора MCLK. Эти три модуля, собственно, и представляют собой ЦАП. В зависимости от частоты входного сигнала мастер-клок не только работает на одной из двух частот, кратных 44,1 и 48 кГц (автоматический выбор), но и синхронизирует частоту импульсного блока питания в соответствии с актуальным режимом преобразования.
При подключении по USB сигнал поступает на асинхронный приемник XMOS XS1-L1. Гальваническая изоляция на этом входе не предусмотрена. Для «макинтошей» дополнительные драйверы, как обычно, не требуются; на PC с Windows необходимо установить ASIO-драйвер (Thesycon свежей версии), который позволяет выводить звук, минуя средства ОС. В настоящее время при невозможности работать через USB с чистым DSD-потоком (DSD-over-USB) все файлы (PCM) декодируются по этому интерфейсу в однобитовую DSD-форму — как говорилось выше, в сигналы с частотой дискретизации, вдвое превышающей стандартную у SACD, а DSD-сигнал проходит стадии преобразования в PCM-фреймы и уже затем — в однобитовую форму… Компания анонсировала обновление ПО, которое позволит MA-1 принимать с компьютера через USB оригинальный DSD-контент.
Как сам ЦАП, так и все его узлы спроектированы и изготовлены на заводе Meitner Audio в Калгари (Канада). Чтобы получить представление об уровне схемотехнического монтажа, достаточно заглянуть внутрь аппарата — порядок там царит образцовый.
В рамках слуховой экспертизы Meitner Audio MA-1 получал цифровые сигналы тремя способами: на коаксиальный вход, AES/EBU и USB. Наряду с компакт-дисками я привлекал большое число музыкальных файлов разного вида и разрешения, преимущественно классику. Для работы с USB на ноутбук был установлен рекомендованный компанией драйвер (есть на фирменном сайте). В роли медиапроигрывателя выступал Foobar 2000 максимальной сборки.
Сразу скажу, что при использовании USB звучание музыки произвело на меня существенно меньшее впечатление, чем при коммутации через коаксиальный вход, а тем более AES/EBU. При воспроизведении разных файлов в характере звучания присутствовала какая-то шероховатость и нельзя было говорить о предельно низком уровне фонового шума. Возможно, причина этого — в отсутствии гальванической изоляции входа USB. Если в случае AES/EBU и коаксиального соединения качество звучания (по ощущениям) существенно превышало номинальный ценник модели, то в случае использования интерфейса USB — наоборот.
Важно заметить, что описанные ниже особенности звучания Meitner Audio MA-1 в значительной мере обусловлены появившейся в конце прошлого года и установленной на тестируемом ЦАПе программной прошивкой «MDAT2 DSP» (разработана также для моделей EMM Labs), c которой, по утверждению компании, звучание компонента преображается. Отмечается, что в отличие от других технологий преобразования эта особенно аккуратно транслирует частотные, динамические и временные параметры сигнала. В ней реализованы новые алгоритмы с высокой разрядностью, оптимизированы временные и частотные характеристики фильтров и т. д.
В двух словах воздействие Meitner Audio MA-1 на передаваемую музыку можно охарактеризовать как глубоко позитивное и облагораживающее. Звуковая основа — строжайший музыкальный нейтралитет. При сравнении одних и тех же записей с ЦАПом и без него вклад прибора обнаруживался немедленно и ощущался весьма явно. Без участия Meitner Audio MA-1 музыка передавалась совсем неплохо, с привычной и естественной для системы среднего уровня схематизацией контуров и красок. После же его подключения (особенно к входу AES/EBU) пропадало ощущение схемы и в акустической материи проявлялась столь ценимая аудиофилами аналоговость. В целом звучание устройства нужно назвать на редкость убедительным, реалистичным и музыкальным.
В двух словах воздействие Meitner Audio MA-1 на передаваемую музыку можно охарактеризовать как глубоко позитивное и облагораживающее. Звуковая основа — строжайший музыкальный нейтралитет.
Как всегда, прослушивание я начал с записей рояля. Благодаря Meitner Audio MA-1 тембр фортепиано приобрел глубину, объем, сделался более цельным. Ни в одном из регистров не обнаруживалось ни малейших следов тембрального налета (окрашивания). Компонент бережно подводил затихающие звуки вплотную к порогу тишины, отчего стали высвечиваться необыкновенно ценные интонационные и смысловые связи, по-новому воспринимались музыкальный ритм и время. Существенные добавления были выявлены и на противоположном краю динамической шкалы. В моменты макродинамических всплесков музыкальная материя не утрачивала объемности, а акцентированные аккорды (например, в начале финальной вариации «Симфонических этюдов» Шумана) никогда не приобретали характера простецкого удара по клавишам. C Meitner Audio MA-1 в фортепианной звучности проявилась красивая и художественно значимая мелодическая и тембровая полифоничность в виде множества подголосков и колористических объемов. Наряду со светом и его оттенками обозначилась музыкальная тень и даже светотень.
Все эти качества ЦАПа можно было наблюдать и при воспроизведении сложных симфонических партитур, например «Pli selon pli» Пьера Булеза. Раньше слушать эту сложнейшую вещь было невозможно, потому что большинство систем и компонентов явно не отрабатывали хитросплетений динамического, полифонического и тембрового рисунка.
Следует упомянуть еще одну свойственную аппарату черту: высочайшее пространственное разрешение. В передаче ЦАПа музыкальная сцена нередко приобретала драматический подтекст, как, скажем, в записях оперных спектаклей. Очень важная (на мой взгляд, самая важная) звуковая особенность Meitner Audio MA-1 — вышеупомянутая строжайшая музыкальная нейтральность. Было хорошо слышно, что устройство извлекает из записи максимум информации при аккуратнейшем сохранении всех пропорций и соотношений, содержащихся в оригинальной фонограмме. Это был тот редкий случай, когда голос самого аудиокомпонента (т. н. sonic signature) проявлялся в наименьшей степени — звучала только музыка, без каких-либо примесей. Данное качество представляется вполне естественным, если вспомнить о высочайшем авторитете Эда Мейтнера в сфере профессиональной звукозаписи.
С учетом сказанного выше мне сложно подвести этот прибор под определение «аудиофильский», ведь аудиофилия подразумевает наличие и ценность «авторского звучания», то есть «sonic signature». Возможно, лишь с оговоркой, что Meitner Audio MA-1 относится к редкому и не вполне типичному виду аудиофильской продукции. В любом случае есть все основания говорить о наиболее впечатляющем опыте переноса передовых профессиональных цифровых технологий в сферу High End-аудио.
Паспортные данные:
Тип – цифро-аналоговый преобразователь | Название – Meitner Audio MA-1 | Поддерживаемые форматы цифровых сигналов – PCM | Максимальное разрешение – 24 бит / 192 кГц | Аудиовходы – USB 2.0 тип B, AES/EBU, цифровой коаксиальный (2), цифровой оптический (2) | Аудиовыходы – стереопара XLR, стереопара RCA | Выходное напряжение (XLR / RCA), В – 4,6 / 2,3 (RMS) | Выходное сопротивление (XLR / RCA), Ом – 300 / 150 | Дополнительно – асинхронная технология MFAST, апсемплинг 2xDSD MDAT | Габариты, см – 43,5 x 9,2 x 40,0 | Масса, кг – 7,4
Оценки
+ | Пластичность и цельность подачи материала, высокое пространственное разрешение, богатый потенциал развития, заложенный выбранной концепцией, прекрасное соотношение качества и цены | - | Единственный балансный цифровой вход |
Вывод:
В ЦАПе Meitner Audio MA-1 нашли воплощение высокоэффективные технологии цифрового процессинга, разработанные Эдом Мейтнером для гораздо более дорогой техники, выпускаемой под маркой EMM Labs. В арсенале компонента — шесть цифровых входов, в том числе USB; устройство демонстрирует необыкновенно реалистичное, убедительное и музыкальное звучание на основе строжайшего нейтралитета — в немалой степени благодаря новейшей программной прошивке «MDAT2 DSP». Можно констатировать превосходное соотношение цена / качество.
Артем Аватинян