Волна поперек поршня

Wed, 11 May 2022 20:51:03 +0300 Wed, 11 May 2022 20:51:03 +0300

Акустические системы Cambridge Audio Aero 6

Волна поперек поршня

Акустические системы Cambridge Audio Aero 6

Цена – 32 900 руб.


Когда вы видите перед собой колонки стандартных прямоугольных форм с вроде бы типовым набором из трех динамиков — двух мидвуферов и одного твитера, вы вполне можете подумать, что это очередная вариация из бесчисленного аналогичного ряда, да еще и не очень дорогая (а значит – компромиссная и весьма далекая по звучанию от совершенства). Но стоит немного присмотреться – и открываются некоторые детали. В частности, твитер у колонок не купольный и не конусный, а — удивительное дело — плоский и довольно большой, больше двух дюймов, причем бумажный на вид. И с этого момента события принимают интересный оборот.



Компания, выпускающая такие излучатели, получила известность под именем NXT (New Transducer Technology), а разработка последнего десятилетия, с которой связана наша история, носит название BМR (Balanced Mode Radiator). Суть разработки заключается в создании преобразователя, работающего в комбинированном режиме — в поршневом ниже определенной области частот и «волновом» (эксплуатация изгибных волн в диффузоре) выше нее.



Тут грамотный читатель может воскликнуть: «Стоп, так не пойдет!» Потому что он знает, что на протяжении всей (ну или хотя бы новейшей — последние 30-40 лет) истории колонкостроения изгибные резонансы были злейшим врагом конструкторов акустики. И все придумки в области материалов диффузоров были адресованы, в том числе, задаче преодоления этих зловредных колебаний. Сэндвичи из материалов с разными свойствами, жесткие металлические динамики, разнообразные покрытия и пропитки — чего только не придумали с тех пор, как было установлено, что поперечные волны, распространяющиеся по поверхности работающего динамика — это зло, паразитные эффекты, приводящие к потере четкости и внятности звучания (в конечном счете — к потере точности). Одновременно где-то к 70-гг. прошлого века появилось осознание, что точный звук – это звук от точечного излучателя, и дальше конструкторская мысль петляла или шла прямо (как повезет) к изобретению истинно точечных или максимально приближенных к ним источников звука. Точечность предполагает поршневой режим работы динамика, когерентность излучения, малую разницу амплитуд и постоянство разности фаз сигналов от расположенных рядом точек излучателя, которые дают слитную интерференционную звуковую картину на некотором расстоянии от источника. И вот появляются люди, которые заявляют, что точечность и поршневой режим работы динамика — это вовсе не панацея, а правильная передача звукового сигнала достижима только с помощью «природных» — волновых и некогерентных — процессов в распределенном неточечном источнике (на поверхности мембраны). И эти люди создают плоские излучающие панели NXT – их еще иногда называют DML, Distributed Mode Loudspeakers. Wharfedale были пионерами в применении подобной технологии в линейках своей акустики, а потом появились модели Jamo, Mission, Naim, Boston Acoustic и Cambridge Audio. Есть и неанглийские примеры, скажем, ELAC Imago — декоративные настенные акустические панели.



Редко прослушивание столь бюджетной акустики доставляет столько удовольствия и умиротворения. Дух жизни или музыкальная душа определенно обитает в этих интереснейших АС. Все получается очень душевно и сердечно, на волнах памяти и отличного настроения, и, будь эти волны хоть поперечными, хоть паразитными – они работают.
По стандартному описанию технологии NXT BMR в области низких и средних частот (до определенного порога — частоты чуть выше 7 кГц для динамика размерами 5 см) работает как обычный излучатель, идеализированый режим работы которого обычно моделируют с помощью точечного источника. Он может быть круглым, овальным или даже прямоугольным — пока его поперечные размеры малы по сравнению с длиной излучаемых волн, для звуковых характеристик это неважно, а выбор формы определяется из разных соображений, включая дизайнерские. Подвес с подобранной плотностью в идеале должен работать как на поглощение дошедшей до края диффузора волны (в поршневом режиме), так и на отражение поперечных колебаний при распространении изгибных волн. В идеале все это осуществляется со 100-процентной или близкой к ней эффективностью, а в реальности истинная картинка распространения поперечного возмущения по поверхности в любом случае отличается от идеальной с «кругами по воде», радующей глаз своей наглядностью, но на самом деле искаженной интерференцией с отраженными сигналами и прочими помехами, привносящими существенную нелинейность.



В области частот, когда длина звуковой волны становится сопоставимой с поперечными размерами колеблющейся мембраны, когерентное излучение «распадается» на зональные вклады, и динамик перестает работать в поршневом режиме — это случается всегда для любых динамических головок, так что ничего необычного тут нет. С уменьшением частоты все более и более малая часть в центральной области диффузора генерирует когерентное излучение, а увеличивающаяся радиальная часть поставляет разнообразные искажения, связанные с задержками распространения первичного центрального возбуждения по диффузору.



Новое здесь то, что обычные динамики никогда не используют в данном частотном диапазоне, обрезая их кроссовером с запасом, чтобы гарантированно не попасть в режим зонального излучения. А в NXT умудрились сделать недостаток достоинством, выстроив целую концепцию звучания за счет контролируемого распространения поверхностных волн в области высоких частот. Конечно, хаотичные случайные моды, распространяющиеся по мембране «как придется», по-прежнему нежелательны. Авторы концепции задались целью сгенерировать на поверхности диффузора набор строго определенных мод изгибных волн, скомпенсировав все нежелательные (собственно говоря, сам термин «сбалансированный модальный излучатель» или «излучатель сбалансированных мод» говорит о том, что моды отбираются заданным способом).



Материал мембраны тоже задействован в отборе, и тут возможны разные решения. Например, вариант, использованный Naim – очень жесткие cотовые структуры из мета-арамидных волокон (Номекс) с обкладками из бумаги, однако другие производители, а также фирма HiWave (бывшая NXT, обладатель международного патента на динамики BMR по праву создателя, в настоящее время занимающаяся продажей лицензий на эту технологию сторонним фирмам) делает и более дешевые мембраны с полностью бумажной сотовой структурой — крафт-бумагой для сот и покрывающих слоев. Существуют композитные решения с применением углеволокна Rohacell. Для широкополосного плоского излучателя заявляется очень ровная усредненная АЧХ в огромном диапазоне частот.



Однако реальность отличается от идеальных картинок, построенных в симуляторах. Прежде всего, идеальную картинку распространения изгибных волн по мембране и приятную глазу плоскую АЧХ излучателя в очень широком диапазоне частот нарушают «зубцы» и иссечения, обусловленные присутствием посторонней массы — прикрепленного к мембране «эксайтера» (обычной магнитной системы, как у стандартных динамиков, в случае BMR, или любого другого «движителя», адекватного задаче, в полноразмерной панели NXT). Этот массивный довесок нарушает идеальность процесса распространения поперечной волны по свободной мембране (в пренебрежении краевыми эффектами и влиянием подвеса, см. выше). Правда, его влияние можно скомпенсировать — другими массами, прикрепленными к мембране в нужных точках.



На этом фирменные сопроводительные материалы по резонансной компенсации заканчиваются, но нам ничто не мешает продолжить картину до бесконечности, потому что добавление масс, компенсирующих частотные неравномерности из-за первых мод, в свою очередь приводят к неравномерностям уже от других мод, в том числе, высших порядков, и тоже требуют компенсации, и т.д. Подобная резонансная картина не является абсолютно чуждой звукоизвлечению. Например, именно резонансные сложно устроенные спектры музыкальных инструментов из натурального дерева обеспечивают их характерный «голос» и волшебную напевность. Однако музыкальный инструмент и аудиосистема — все же разные вещи, и тут мы вступаем на шаткую тропу вкусовщины, где каждый решит сам, что ему важнее – напевность или достоверность. Любители «легких» жанров с Cambridge Audio Aero 6 будут всю дорогу при прослушивании музыки мурлыкать от удовольствия и ловить себя на том, что они согласно кивают головой в такт сюжету и притоптывают ногой, поддерживая мягкий, но очень приятный и уверенный драйв. АС просто обожают атмосферные записи и буквально купаются в них, причем легкая характерная размытость звука (связанная исключительно с нижним регистром) воспринимается при этом в высшей степени позитивно.



Суть разработки BМR (Balanced Mode Radiator) заключается в создании преобразователя, работающего в комбинированном режиме — в поршневом ниже определенной области частот и «волновом» (эксплуатация изгибных волн в диффузоре) выше нее.
Бас зачастую оценивается как мягкий и неакцентированный, а по ВЧ не хватает разборчивости и ясности (видимо, это родовой недостаток самой технологии, основанной на звучащих резонансах), но абсолютно все искупает душевнейшая гипнотичная середина, которая выглядит не вульгарно выпяченной, а лишь слегка подчеркнутой по собранности и информативности, по контрасту с приглушенными краями диапазона. И все же высокие частоты заметны в записях на таком уровне, чтобы воспринимать и идентифицировать инструменты и индивидуальный почерк музыкантов без особого труда. Тарелочки ударников подаются аккуратно, раздельно, с легкими касаниями и перебивочками, они тонкие и четкие, с оформленным нажимом и стилем. Нижний бас вызывает больше претензий, хотя верхний выведен объемно и внятно, что вытаскивает большинство записей, за исключением тех, что отличаются совсем уж необычным мастерингом. Вообще же придираться в данном случае совсем не хочется, потому что Cambridge Audio Aero 6 играют очень приятно, располагающе и с хорошим чувством ритма. На некоторых дисках начинает довлеть некоторая концертная подача — большая, чуть размытая и гулкая в ряде случаев (например, рояль), но объемная и выпуклая, хотя это, опять-таки, в сильной степени зависит от диска. Ряд записей поддерживает эту закономерность, а другие оставляют ощущение аккуратно сделанных студийных продуктов, без какого-либо сценического «тумана». Ухо очень быстро привыкает к голосу этих акустических систем и потом соглашается практически со всеми трактовками. И основное в том же дружелюбном джазе — мягкий пульс, бодрый позитивный настрой, полновесное открытое звучание — неизменно передается удивительно достойно для такой бюджетной акустики. Собственно говоря, душевность и проникновенность, вкупе с хорошими наполненными тембрами, вызывают эффект принадлежности Cambridge Audio Aero 6 к гораздо более высокому классу явлений. Придирчивое прослушивание выявляет и огрехи (больше похожие на мелкие грешки), но они совершенно не мешают, АС действительно приятно слушать — и все тут, причем делать это можно очень долго безо всякого утомления.



Как ни странно, но даже электронная клубная музыка, наподобие коллекции ремиксов от PUNK TV подается плотно, сочно и достаточно веско. Разнообразия ради можно послушать даже это (но людей, не относящихся к любителям жанра, разочарует отсутствие густого «колбасного» баса, хотя тут тоже получается очень даже неплохо, жирненько и в стиле). Темпоритм во всех случаях держится просто железно, как вообще свойственно фирме Cambridge Audio, АС нисколько не вялые и не анемичные. Более жесткие и инструментально разнообразные жанры, включая рок/металл, отыгрываются вкусно, но, может быть, недостаточно жестко, хотя с моей точки зрения интересно и информативно. Что примечательно, на таких треках гораздо меньше заметна размытость звучания и вообще нет грубой утомительной прямолинейности, порой ошибочно трактуемой как неотъемлемое свойство тяжелых жанров. Академическая музыка ненагруженных жанров, включая вокал с сопровождением, воспроизводится непринужденно, плавно и напевно, в хорошем темпе и с адекватной энергетикой. Голос, как и на популярной музыке, звучит особенно проникновенно и лирично, а вот на симфонических треках не хватает остроты акцентов и направленности развития музыкального сюжета. Все же эта музыка сложна для передачи плоским широкополосным излучателем и воспроизводится излишне сглаженно и матово (влияние характерных искажений), хотя на более разреженных треках все инструменты прописаны четко, выпукло и осязаемо. При превышении определенного порога громкости почти на всех жанрах основной динамик начинает генерировать заметные искажения, так что за уровнем громкости надо следить.



В заключение скажу, что редко прослушивание столь бюджетной конструкции доставляет столько удовольствия и умиротворения. Дух жизни или музыкальная душа определенно обитает в этих интереснейших АС. Все получается очень душевно и сердечно, на волнах памяти и отличного настроения, и, будь эти волны хоть поперечными, хоть паразитными – они работают, и пусть механистичные поршни правильного прогресса пока отдохнут. Пока играет музыка и льется голос, разговаривающий напрямую со слушателем в приятной полутьме.

Результаты измерений









Полученная АЧХ (рис. 2) акустических систем Cambridge Audio Aero 6 указывает на малую неравномерность звукового давления в широком интервале средних и высоких частот. Увеличение отдачи в верхней октаве может быть скомпенсировано горизонтальным смещением колонок с оси излучения. Акустика будет акцентировать музыкальный материал в нижней части частотного спектра, но, учитывая малый уровень привносимых искажений (рис. 1), делает это «чисто» и, возможно, многим слушателям это придется по вкусу. Модуль входного сопротивления стабилен (рис. 1). Минимальное значение составляет 3,8 Ом. Учитывая поведение графика электрической фазы, подобрать усилитель для этой модели АС будет не сложно.

Паспортные данные:



Тип – напольные акустические системы | Название – Cambridge Audio Aero 6 | Частотная характеристика, Гц – 30—22 000 | Число полос – 2 (НЧ – 2 x 165 мм, бумажный конус, СЧ/ВЧ – 46 мм планарный широкополосный излучатель, частота раздела 250 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление (номинальное), Ом – 8 | Чувствительность (2,83 В/1 м), дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 98 x 24 x 33,8 | Масса одной колонки, кг – 16,9

Результаты инструментальной экспертизы



Чувствительность, дБ 1Вт/1м

87

Неравномерность +/-дБ в полосе: 160 Гц - 1200 Гц

1,9

Неравномерность +/-дБ в полосе: 1200 Гц - 10000 Гц

1,4

Средний КНИ, % в полосе 100 Гц - 10 кГц (88 дБ/1м)

0,31

Значение КНИ на 1кГц , %

0,2

Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)

20,9(61)

Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)

3,8(148)

Среднее значение входного сопротивления, Ом

9,0

Нижняя граничная частота -3/-6/-10 дБ, Гц

55/47/37



Оценки



+выразительное звучание, доступная цена-некоторая жанровая избирательность

Дизайн

90

Качество изготовления

95

Звучание

90

Эргономика

95

Итого

90

Вывод:



Исключительно интересная, хоть и достаточно жанровая акустика, звуковые достоинства которой далеко превосходят ее скромную стоимость. Живость, внятность изложения и душевность атмосферы никак не ассоциируются с нижним ценовым сегментом, как и полнокровные насыщенные тембры.
Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru