Прелести научного подхода
Wed, 11 May 2022 20:51:03 +0300 Wed, 11 May 2022 20:51:03 +0300Акустические системы Revel Performa 3 F206
Прелести научного подхода
Акустические системы Revel Performa 3 F206
Цена – 171 500 руб.
От топовой модели фирмы Revel Performa третьей версии с номером F208 тестируемая F206 (вторая сверху по рангу) отличается двумя басовыми драйверами с диффузорами диаметром 6,5 дюйма вместо «восьмерок», более компактными габаритами, меньшим на 10 кг весом и лучшей на 10 Гц басовой отдачей. В остальном колонки выглядят как близнецы.
Мне нравится делать последовательные тесты, в которых прослушиваются разные представители одной и той же серии какого-то производителя, потому что это любопытно и познавательно, а кроме того, иногда бывают и сюрпризы. Казалось бы, конструктивные несовпадения в таких случаях минимальны, обычно младшие напольники отличаются только числом или калибром низкочастотных драйверов, а прочие динамики идентичны. И только от самой компании зависит, будет ли она озадачиваться другой настройкой кроссоверов, тонкой подгонкой и оптимизацией параметров и корпусов или же просто сделает как есть, взяв примененную для топовых АС схему и пустив ее, без доводки, в тиражирование для вторых и третьих моделей сверху. Конечно, приличная фирма даже при конвейерном производстве и с учетом необходимости минимизировать вложения все равно постарается настроить каждую модель индивидуально. Кстати говоря, в нашей практике бывали случаи, когда для обычных условий, стандартных помещений и неэкстремального усиления мы признавали лучшими (с точки зрения вложений) младшие АС, тогда как старшие оказывались слишком требовательными. Вспомним, например, Focal Electra 1028 Be и 1038 Be — первые гораздо более легкие по звучанию и толерантные к комнате, или же целую россыпь отличных «композиторских» колонок Vienna Acoustics, из которых самой простой по усилению, подвижной по звуку и уживчивой в помещении была модель имени Моцарта. В этом контексте Revel Performa 3 F206 тоже интересно сравнить с F208.
Если прислушаться и сменить много разных записей, то станет очевидным, что бас здесь не вкусный, а исключительно правильный, адекватный каждой фонограмме с ее индивидуальностью, очень информативный и сфокусированный, как, впрочем, и весь остальной диапазон.
Упомянутая выше топовая модель F208 серии Performa — между прочим, получившая у нас год назад первое место в групповом сравнении напольных АС (см. журнал за июнь 2013 г.), — отличалась великолепной конструкцией и настройкой при весьма гуманной по нынешним временам цене. Благодаря ровному импедансу с минимальным разбросом и гладкой фазе она представляла собой достаточно легкую нагрузку, а запас по подводимой мощности и абсолютное значение коэффициента нелинейных искажений были примечательно хороши. По всем параметрам конструкцию нельзя было охарактеризовать иначе, как грамотную и продуманную до мелочей, сделанную с очень хорошим пониманием требований для АС в русле славной и серьезной школы (чего стоит одно имя Флойда Тула, неизменного конструктора-разработчика фирмы Revel и многолетнего руководителя исследовательского центра корпорации Harman). Прослушиваемая ныне модель F206 практически не отличается по перечисленным качествам от старшей пары, по контрасту с теми же Vienna Acoustics, где варьирование числа и калибра басовых драйверов приводило к радикальной разнице в настройке и требованиях к усилению. В данном случае нельзя сказать, что колонки F206 полегче при использовании в обычной жизни — у них практически такие же чувствительность и поведение импеданса и те же похвально минимальные искажения. Впрочем, это скорее комплимент старшей модели, которую грамотные разработчики смогли сделать не слишком капризной и требовательной. С другой стороны, при переходе на шаг вниз абсолютно не наблюдается снижения качества. Единственное заметное отличие F206 от старшей пары заключается в ожидаемо меньшей басовой отдаче, а также в отсутствии регулировки баса и компенсатора влияния помещения (усиление НЧ при постановке вблизи от стен и в углах), имевшихся у F208. Об остальном мы уже писали год назад — материалом диффузоров всех динамиков выбран алюминий, на куполе твитера установлен элемент, называемый акустической линзой. Он является одним из предметов гордости Revel в этой серии акустических систем, рассчитан математическими методами с привлечением мощного аппарата моделирования и служит для выравнивания угловой дисперсии излучения высокочастотника и гладкой сшивки со среднечастотной головкой (ровная фаза излучения на стыке полос — залог успеха правильного звучания; это вполне в русле того научного подхода, которого придерживается Ф. Тул и его коллеги). Алюминиевые конусы мидвуфера и низкочастотных головок с радиальной насечкой для пущей жесткости ставятся в литую алюминиевую корзину на мягких выпуклых резиновых подвесах. Производитель сообщает об использовании в них улучшенной магнитной системы со стабилизированным магнитным потоком, что радикально снижает искажения на высоких уровнях сигнала в процессе работы (хотя мы и не знаем, в чем заключались эти улучшения, но то, что они однозначно работают, — это факт, достаточно посмотреть на график № 3 из нашего лабораторного отчета). Кроссоверы, в стиле американской школы звука, — высоких порядков (мы помним, что это же очень любят в компании JBL, входящей сейчас в один концерн с Revel). Среди примененных в конструкции элементов значатся катушки с воздушным сердечником и качественные полипропиленовые конденсаторы. Корпуса АС не так уж малы, скорее можно сказать, что они вполне стандартных современных габаритов. Округлые бока сильно сужаются назад, соединяясь с задней узенькой стенкой-перемычкой, на которой помещается коммутационная панель с одной парой хороших позолоченных клемм. Динамики и порт фазоинвертора под ними на передней панели имеют единое цельное обрамление из материала, напоминающего мягкий полиуретан, из него же сделана черная каплевидная шапочка на верхней крышке колонок. Квазирупорная накладка вокруг твитера с легкими, еле видными ложбинками изготовлена из твердого пластика. Через горло недлинного порта фазоинвертора видны толстые мягкие звукопоглощающие маты, сплошь уложенные внутри по стенкам корпуса. Черные защитные грили на магнитах закрывают большую часть фасада акустических систем. В свете использования оптимизированной акустической линзы на твитере производитель утверждает, что практически все равно, как ориентировать оси излучения, прямо на слушателя или с разворотом. Однако нам показалось, что наилучший вариант все-таки достигается под небольшим углом — градусов в пятнадцать.
В свете использования оптимизированной акустической линзы на твитере производитель утверждает, что практически все равно, как ориентировать оси излучения, прямо на слушателя или с разворотом. Однако нам показалось, что наилучший вариант все-таки достигается под небольшим углом — градусов в пятнадцать.
Звучание пары Revel Performa 3 F206 можно охарактеризовать как умеренно открытое и умеренно направленное на слушателя (не направленное — это, скорее, характеристика рупоров, — но адресованное слушателю), очень нейтральное и спокойное. Здесь нет каких-то хай-эндных красивостей, подчеркнутой прозрачности или, напротив, щекочущей бархатистости — снова, как и в случае с F208, в голову приходят ассоциации с профессиональным подходом, обеспечивающим не вкусовые красоты, а ровность, отличный тональный баланс, превосходное разрешение, и все это без любования или нарочитости. Вообще, конечно, Revel следует похвалить за уникально ровную АЧХ у этих колонок, обычно присущую студийной технике, но совершенно не свойственную бытовой. Вследствие повсеместной ровности, в том числе в басу, у голосов и низких струнных нет «очаровательных» грудных нот и вибраций, и кто-то может сказать, что Performa 3 F206 звучат пресновато. Однако если прислушаться и сменить много разных записей, то станет очевидным, что бас здесь не вкусный, а исключительно правильный, адекватный каждой фонограмме с ее индивидуальностью, очень информативный и сфокусированный, как, впрочем, и весь остальной диапазон. В целом голос у пары уверенный, характер звучания наполненный и достаточно плотный, но не переходящий золотую границу нейтральности, ощущение инструментов и голосов прекрасно сформировано. Идеальное позиционирование исполнителей а капелла строго посередине, а также отличное эшелонирование и развернутость сцены вглубь и вширь достойны отдельного упоминания. Панорамирование в глубину создает устойчивый эффект расположения источников звука далеко за линией АС и за стенами помещения, с многослойными сбалансированными планами. Субъективно воспринимаемый объем в записях не огромный, не утрированный, нет накачки воздуха (как присуще, допустим, тем же колонкам Tannoy, одну модель из которых, Definition DC10A, мы прослушивали параллельно с F206). Все подается весьма спокойно и ровно (все время невольно возникает это слово), но никто не утверждает, что это плохо. Кстати, на сей раз мы не обнаружили никакой рафинированности подачи, которая иногда прослушивается у Revel. Возможно, тут помог прекрасный источник Burmester 111 Musiccenter, задействованный в тесте, так что к выбору проигрывателя стоит отнестись повнимательнее. Можно отметить очень цельные тембры, отсутствие утрирования чего бы то ни было, нарочитости и прочей «аудиофилии». Чем дольше и внимательнее слушаешь, тем сильнее чувствуешь, насколько хорошо и правильно играют Revel Performa 3 F206. Результаты измерений
Как и старшая в серии модель F208, обследованная год назад, Revel Performa 3 F206 демонстрирует превосходные величины измеренных параметров и очень ровную настройку. Поведение модуля импеданса характеризуется как высокостабильное (рис. 1), со средним значением в районе 5 Ом. Максимум не превышает 9,7 Ом, минимум 3,3 Ом, фаза похвально ровная. Частотная характеристика выглядит замечательно (рис. 2). Неравномерность в СЧ-области не превышает ±0,6 дБ. Флуктуации в третьей октаве высокочастотного диапазона и выше легко устраняются небольшим горизонтальным смещением с основной оси излучения и в любом случае остаются внутри коридора шириной 1,3 дБ. Нижняя граничная частота по спаду характеристики –10 дБ фиксируется на отметке 37 Гц (77 Гц по –3 дБ). Чувствительность составляет 86 дБ. Колонки отличаются показательно низким значением КНИ во всем рабочем диапазоне частот (0,22% в диапазоне 100 Гц — 10 кГц при уровне звукового давления 88 дБ / 1 м), который слабо меняется при увеличении подводимой мощности (рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Revel Performa 3 F206 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 16,5 см алюминиевые конусы, СЧ – 13,3 см, алюминиевый конус, ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол с акустической линзой, частоты раздела 275, 2150 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 88 | Габариты одной колонки, см – 105,1 x 24,9 x 34,7 | Масса одной колонки, кг – 26
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
86
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
0,6
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
1,3
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,22
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,07
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
9,7 (1270)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
3,3 (41)
Среднее входное сопротивление, Ом
5,3
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
77 / 54 / 37
Оценки
+ | полное отсутствие окраски и нарочитости в подаче, жанровая ровность, отличная информативность, запас по мощности | - | фирменная сглаженность акцентов, остроты на ВЧ и в середине, небольшие мидвуферы на сложном материале могут сработать нечетко |
Вывод:
Исключительно ровное, правильное и свободное от вау-эффектов звучание Revel Performa 3 F206 требует определенной культуры прослушивания и восприятия музыки. Однако если действительно понимать и принимать ценности нейтрального звуковоспроизведения, то эта модель — именно то, что нужно.
Мария Савина