В апогее
Wed, 11 May 2022 20:50:35 +0300 Wed, 11 May 2022 20:50:35 +0300SACD-проигрыватель Yamaha CD-S3000 и интегрированный усилитель Yamaha A-S3000
В апогее
SACD-проигрыватель Yamaha CD-S3000 и интегрированный усилитель Yamaha A-S3000
Цена комплекта – 495 000 руб. (225 000 плеер и 270 000 руб. усилитель)
При создании флагманских моделей инженеры освобождаются от финансовых рамок, заставляющих идти на компромиссы в тех или иных вопросах. В результате получаются аппараты, являющиеся квинтэссенцией технических достижений и опыта компании.
Несмотря на то что сейчас рынок и умы любителей музыки стремительно завоевывает файловое хранение и сетевое распространение аудиозаписей и одновременно возрождается любовь к виниловым пластинкам, у многих людей основу музыкальной коллекции по-прежнему составляют компакт-диски. Причем сравнительно солидный возраст этого носителя позволил расставить все точки над i и понять, что большинство претензий к качеству звучания таких записей связано не с врожденными пороками формата (хотя и без того, конечно, не обошлось), а с классом воспроизводящей их аппаратуры. Проигрыватель CD «за 10 тысяч рублей» или DVD-плеер могут дискредитировать даже очень приличные издания на CD. Поэтому для серьезных любителей музыки вопрос о необходимости иметь высококлассный проигрыватель компакт-дисков уже давно не стоит, и соответствующая статья расходов в бюджете музыкальной системы на равных соперничает с суммой, выделяемой, к примеру, на усиление. Кстати, аналогичная история складывается и с сетевыми стрим-плеерами. Правда, там, в отличие от компакт-диска, процесс осознания только начался, и часто можно слышать мнение, что при файловом хранении записей с их воспроизведением успешно справится любой мультимедийный плеер или стандартный офисный компьютер — был бы внешний ЦАП хороший. Предположу, что и в этом случае время все расставит по своим местам. А сегодня у нас в лаборатории топовый стереофонический комплект компании Yamaha — проигрыватель компакт-дисков CD-S3000 и интегрированный усилитель A-S3000.
Функциональность современного источника в музыкальной системе не может ограничиваться лишь воспроизведением компакт-дисков, поэтому разработчики наделили Yamaha CD-S3000 возможностью читать носители высокого разрешения SACD, а также выступать в роли высококлассного внешнего ЦАПа как для других компонентов системы, так и для компьютера.
Три последних десятилетия прошлого века — золотое время для японских электронных корпораций. Именно тогда на свет появились легендарные стереофонические компоненты, ставшие иконами для целого поколения аудиофилов по всему миру. Интересно, что спрос на них не угасает и по сей день, а цена отдельных моделей на барахолках с годами только растет. С некоторой ностальгией по тем годам, когда небо было синее, а трава зеленее, компания Yamaha разработала верхние модели своей стереофонической линейки продуктов. Массивные большие корпуса, одетые в алюминий, накладки из натурального дерева на боковых стенках, полный набор регулировок в усилителе (уровня НЧ, ВЧ и баланса каналов) и, главное, огромные стрелочные индикаторы уровня сигнала на усилителе, подсвеченные пусть светодиодным, но очень теплым светом, — все это возвращает нас в золотой век Hi-Fi. И перечисленные черты — отнюдь не внешняя мишура, надежные, как каменный мост, корпуса скрывают не менее солидную начинку. Давно ли вы встречали CD-проигрыватель массой под 20 кило? А ведь столь немалая цифра — вовсе не вес ради веса. Здесь это результат беспрецедентных мер по виброизоляции транспорта оптических дисков, а также использования двух тороидальных трансформатора Bando в сплошных стальных экранах для отдельного питания аналоговых и цифровых блоков аппарата и применения стальных экранов, разделяющих внутреннее пространство корпуса на отдельные отсеки для их размещения. Не последнюю роль играют и толстые алюминиевые плиты, из которых сделаны фасады обоих устройств и верхние панели; у проигрывателя крышка сплошная, а у усилителя — с продольными сквозными щелями для охлаждения выходных каскадов.
Функциональность современного источника в музыкальной системе не может ограничиваться лишь воспроизведением компакт-дисков, поэтому разработчики наделили Yamaha CD-S3000 возможностью читать носители высокого разрешения SACD, а также выступать в роли высококлассного внешнего ЦАПа как для других компонентов системы, так и для компьютера. Для этого аппарат оснащен оптическим и коаксиальным цифровыми входами, а также портом USB type B. Последний способен принимать с ПК цифровой поток с разрешением вплоть до 24 бит / 192 кГц, нужно лишь скачать с сайта производителя и инсталлировать на персоналку специальный драйвер, работающий по протоколу ASIO 2.3. Интересная деталь: Yamaha декларирует поддержку драйвером операционных систем Windows, начиная с версии Vista, так что тем, кто до сих пор пользуется Windows XP, нужно это учитывать. Цифроаналоговое преобразование выполняется легендарным чипом ES9018S из семейства SABRE32 Reference компании ESS Technology, который может обрабатывать цифровой поток PCM с разрядностью до 32 бит и работать с оригинальным потоком DSD.
Безусловным акцентом в дизайне интегрированного усилителя Yamaha A-S3000 выступает пара огромных стрелочных индикаторов, занимающих большую часть площади алюминиевого фасада. Кстати, они впервые появились именно в этом поколении топового усилителя Yamaha — предшественник с индексом A-S2000 выглядел более скромно. Режим работы индикаторов определяется специальным переключателем, чтобы они отображали пиковые уровни сигнала либо средние значения. При желании индикацию можно вовсе отключить. Шкалы приборов отградуированы как в ваттах, так и в децибелах и закрыты толстым монолитным стеклом. В целом облик компонента вызывает чувство надежности и основательности. Справа от индикаторов находится крупная рукоятка регулировки громкости. Все остальные многочисленные органы управления расположены в нижнем ряду. Там выделяется небольшая ручка выбора активного входа, который реализован на реле. О выбранном входе сигнализирует один из светодиодов, окружающих рукоятку.
Таким образом, в Yamaha CD-S3000 объединены проигрыватель дисков SACD и CD, а также внешний ЦАП высокого класса. Может возникнуть резонный вопрос: как же тогда USB и сетевые задачи, ведь для полного охвата актуальных цифровых форматов современной фонотеки имеющейся функциональности явно не хватает? Предположу, что инженеры Yamaha намеренно оставили эту нишу замечательному сетевому проигрывателю NP-S2000. Возможно, стоит в скором времени ожидать и его обновления до версии S3000.
Бесспорной заслугой Yamaha A-S3000 стало то, что энергетика и вязкий ритм тяжелого блюза передавались так же легко и выразительно, как и полифония симфонического оркестра или заводные электронные пассажи. Музыкальная сцена не только распахивалась далеко за пределы стереобазы, но и отличалась высоким вертикальным разрешением.
Коммутационная панель проигрывателя, кроме упомянутых выше цифровых входов, предлагает оптический и коаксиальный цифровые выходы и аналоговые интерфейсы, включая балансный вариант на разъемах XLR. Кстати, у усилителя таких входов два, что еще раз подтверждает нашу догадку о том, что в фирменной топовой стереосистеме по версии Yamaha должно быть два источника — проигрыватель CD-S3000 и сетевой плеер NP-S2000.
Отмечу некоторые особенности, выделяющие усилитель Yamaha A-S3000 из ряда конкурентов. Во-первых, он имеет полноценный фонокорректор, причем не только для головок типа MM, но и для звукоснимателей с подвижной катушкой. Переключатель типа картриджа вынесен на фасад корпуса. Сам фонокорректор выполнен на отдельной плате и заключен в сплошной металлический экран, в то время как многие производители в погоне за галочкой в ТТХ зачастую ограничиваются одной микросхемой на общей плате усилителя. Таким образом, Yamaha не забыла и про аналоговый формат записей, остающийся сегодня актуальным для аудиофилов и меломанов. Во-вторых, на лицевой панели аппарата есть выход на наушники с собственным ступенчатым регулятором уровня, помогающим согласовать наушники и акустические системы по громкости. В-третьих, Yamaha A-S3000 предлагает не только выход с предварительного усилителя, позволяющий использовать внешнее усиление или активные АС, но и вход усилителя мощности, открывающий возможность интеграции компонента в систему домашнего кинотеатра. Такой вход бывает необходим, если колонки стереосистемы одновременно выполняют функции фронтальной пары в домашнем кинотеатре. Чтобы избежать перекоммутации акустики при переходе от прослушивания музыки к просмотру кино, достаточно соединить низкоуровневый выход фронтальных каналов AV-ресивера или театрального процессора с этим входом интегрированного усилителя.Невозможно не помянуть добрыми словами и эргономику коммутационной панели. Позолоченные разъемы разнесены далеко друг от друга, что облегчает подключение самых толстых интерконнектов, а исполинские акустические терминалы позволяют без проблем зажать кабель действительно большого диаметра. Оба компонента комплектуются аккуратными стильными пультами ДУ, причем и там и там дублируются функции управления как проигрывателем, так и усилителем. Тем не менее элементы привязки к родным аппаратам в них прослеживаются — для командования соответствующим устройством отведено больше клавиш. Впрочем, под рукой вполне можно оставить лишь один пульт — он вполне справится с регулярным набором задач.
При воспроизведении CD комплект продемонстрировал точнейшую проработку сцены и необычайную воздушность саунда, что сочеталось с внятным, упругим и быстрым басовым регистром, аккуратно подчеркивавшим ритмическую основу композиций. Здесь в полной мере проявилась способность умело маскировать врожденные недостатки формата CD-DA, доступная лишь технике высшего ценового уровня. Переход к двухканальным трекам высокого разрешения на дисках SACD обогатил звуковое полотно воздухом и деталями, но общий характер подачи не изменился: трехмерная сцена с отменной локализацией инструментов и вокалистов, тщательная проработка всего частотного диапазона. Бесспорной заслугой усилителя стало то, что энергетика и вязкий ритм тяжелого блюза передавались так же легко и выразительно, как и полифония симфонического оркестра или заводные электронные пассажи. Музыкальная сцена не только распахивалась далеко за пределы стереобазы, но и отличалась высоким вертикальным разрешением. Отменная энерговооруженность Yamaha A-S3000 позволила тщательнейшим образом прорабатывать весь динамический диапазон в самых насыщенных моментах музыкальных композиций. Бас оставался четко очерченным и упругим даже и в нижней части спектра, а верха порадовали кристальной чистотой и отменной детальностью.
Результаты измерений
Проигрыватель компакт-дисков CD-S3000 из тестируемого комплекта компании Yamaha демонстрирует практически идеальную линейность амплитудно-частотной характеристики (неравномерность 0,09 дБ). Разбаланс между каналами не превышает 0,27 дБ (рис. 1). Анализ спектра сигнала с частотой 1 кГц и двух тонов с частотами 19 и 20 кГц не выявляет у этого плеера сколько-нибудь заметных тенденций к внесению искажений в исходный сигнал. При уровне основной гармоники –12 дБ КНИ составил не более 0,001%. Коэффициент интермодуляционных искажений для означенных выше тонов находится на уровне 0,003%. Уровень шума располагается на –113 дБ. Проникающий сигнал оказался ниже указанной отметки даже в области высоких частот. АЧХ усилителя Yamaha A-S3000 дает аналогичное значение неравномерности в полосе звуковых частот — 0,09 дБ. Спад на 80 кГц не превышает 0,85 дБ (рис. 2). Тембральные регулировки осуществимы в широком амплитудном и частотном диапазоне. Межканальная изоляция сигнала выполнена на высоком техническом уровне. Ослабление в области ВЧ — не менее 79 дБ (10 кГц). Измеренная максимальная выходная мощность на одном активном канале составила 102 Вт при нагрузке 8 Ом и 233 Вт для 2 Ом. Уровень нелинейных искажений не превышает 0,03% в широких пределах комбинаций мощностей и частот (рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – проигрыватель оптических дисков | Название – Yamaha CD-S3000 | Воспроизведение – SACD, CD, CD-R/RW | Частотная характеристика, Гц – 2—50 000 (по уровню –3 дБ, для SACD) | Гармонические искажения, % – менее 0,002 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 116 | Аудиовыходы – стереопара RCA, балансный XLR, цифровой коаксиальный, цифровой оптический | Аудиовходы – цифровой коаксиальный, цифровой оптический, USB type B | Габариты, см – 43,5 x 14,2 x 44 | Масса, кг – 19,2
Тип – интегрированный усилитель | Название – Yamaha A-S3000 | Выходная мощность на нагрузке 4 / 8 Ом, Вт – 150 / 100 x 2 (20 Гц — 20 кГц, КНИ 0,07%) | Частотная характеристика, Гц – 10—60 000 (45 Вт, 8 Ом, КНИ 0,1%) | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц, 50 Вт, 8 Ом), % – 0,025 | Отношение сигнал/шум, дБ – 103 | Аудиовходы – стереопары XLR (2), Phono (MM/MC) RCA, стереопары RCA (4), стереопара RCA (вход усилителя мощности) | Аудиовыход с предварительного усилителя – стереопара RCA | Энергопотребление, Вт – 350 | Габариты, см – 43,8 x 18 x 46,4 | Масса, кг – 24,6
Результаты инструментальной экспертизы
Yamaha CD-S3000
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20—20 000 Гц, дБ
0,27
Разбаланс каналов, не более, дБ
0,09
КНИ (1 кГц, 0 dBFS, 7,5 кОм), %
0,001
КНИ (1 кГц, –12 dBFS, 7,5 кОм), %
0,001
КИИ (19 + 20 кГц, –6 dBFS, 7,5 кОм), %
0,003
Отношение сигнал/шум, дБ
113
Выходное сопротивление, Ом
550
Взаимопроникновение каналов (10 кГц), дБ
115
Максимальный уровень выходного напряжения, В
2,01
Yamaha A-S3000
Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 / 2 Ом, Вт
102 / 165 / 233
Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт
102 / 102 / 102
КНИ на 0,5 Рмакс на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, %
0,006 / 0,006 / 0,008
Переходное затухание между каналами, на 1 кГц / 10 кГц, не менее, дБ
79
Отношение сигнал/шум, дБА
110
Коэффициент демпфирования
180
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ
0,09
Спад на частоте 80 кГц, дБ
0,85
Оценки
+ | солидная конструкция и качественная комплектация, богатая функциональность, натуральность звучания, возможность использования проигрывателя CD в роли ЦАПа, в том числе и для компьютера по USB | - | не обнаружено |
Вывод:
Настоящая топовая система от легендарного производителя — добротно спроектированная, качественно собранная, функционально наполненная, выразительно звучащая и дорогая. А винтажные нотки в дизайне лишь добавляют компонентам шарма.
Анатолий Максименко