Первый раз в средний класс
Sun, 19 Jun 2022 03:38:26 +0300 Sun, 19 Jun 2022 03:38:26 +0300Тестируем AV-ресиверы средней ценовой категории (32 000 - 50 000 рублей)
Первый раз в средний класс
AV-ресиверы средней ценовой категории (32 000 - 50 000 рублей)
Этот ценовой рубеж интересен тем, что как раз где-то здесь проходит граница, отделяющая полный компромиссов бюджетный сектор AV-ресиверов от серьезных аппаратов, способных удовлетворить самых придирчивых любителей домашнего кино как по части функциональности и коммутации, так и качеством процессинга и усиления
Наиболее явно эта граница обозначена в модельном ряду компании Pioneer — ее ресивер VSX-LX53 открывает линейку элитных AV-компонентов LX. Остальные производители обозначили данный рубеж не столь зримо, но по функциональному оснащению и коммутационным возможностям водораздел просматривается достаточно четко. Прежде всего, обязательным становится наличие многоканального выхода с предусилителя. Казалось бы, почему указанной особенности AV-ресивера уделяется особое внимание, ведь на качество изображения и звука в домашнем кинотеатре наличие или отсутствие упомянутого выхода никак не влияет? Это действительно так, но лишь на первый взгляд. Дело в том, что присутствие такого интерфейса открывает широчайшие возможности по апгрейду усилительной части ресивера. В пределе ничто не мешает вообще задействовать его в роли кинотеатрального процессора, передав задачи усиления внешним специализированным устройствам — либо многоканальному мощнику, либо стойке из моноблоков. Самое парадоксальное, что в итоге подобное решение способно оказаться более качественным и дешевым, чем применение отдельного AV-процессора. Также можно разгрузить блок питания ресивера, поручив внешним мощникам усиление части каналов, что улучшит звучание остальных. Кроме того, для рассматриваемого класса ресиверов характерно более высокое качество усиления. Косвенным признаком здесь может служить мощность, потребляемая аппаратом из сети. Если в бюджетных моделях, которые мы тестировали два месяца назад, этот показатель колебался в пределах от 200 до 400 Вт, то сегодняшние участники с легкостью переварят от 400 до 600 Вт. Конечно, для семи усилителей даже 600 Вт потребляемой из сети мощности — диетическое питание. Именно потому столь важна хотя бы потенциальная возможность использования внешнего усиления, о которой шла речь выше.
Как и передовые бюджетные ресиверы, наши конкурсанты в подавляющем большинстве оснащены цифровым интерфейсом HDMI версии 1.4, а значит, умеют обращаться с трехмерным видеоматериалом с дисков 3D Blu-ray. Однако лишь в этом ценовом секторе начинают появляться аппараты с двумя выходами HDMI, наличие которых принципиально для кинотеатральных систем с двумя устройствами отображения — к примеру, с проектором и плазменным или жидкокристаллическим телевизором.
Тестовая система
1. Источник 1 – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. Источник 2 – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
3. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
4. Аналоговые межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
5. Фронтальная акустика – ELAC FS-247
6. Акустика центрального канала – ELAC CC-241
7. Акустика бокового тыла – ELAC FS-247
8. Акустика заднего тыла – ELAC BS-243
9. Активный сабвуфер – ELAC SUB 211.2 ESP
10. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900
Тестовый материал
1. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD
4. Образ диска Blu-ray «Mamma Mia!», DTS-HD MA
5. Образ диска DVD «Гладиатор», R1, Signature Selection, DreamWorks Pictures, 86386, DTS-ES
6. Образ диска DVD «Eagles – Hell Freezes Over», DTS
7. CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE, PCM 2.0 44,1/16
8. CD Гленн Хьюз, «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD, PCM 2.0 44,1/16
Указанные в статье цены являются ориентировочными
Pioneer VSX-LX53
Цена - 49 990 руб.
Элитная серия LX техники Pioneer начинается для AV-ресиверов с модели VSX-LX53. Попробуем выявить принципиальные отличия аппаратов этой линейки от их младших собратьев
При знакомстве с ресивером Pioneer VSX-LX53 сразу обращаешь внимание на его солидный дизайн, характерный для серии LX в целом. Фасад отливает холодным металлическим блеском и рассечен по горизонтали углублением на две примерно равные части. Центральное место верхнего этажа отдано большому дисплею. Нижняя половина с двух сторон обрамлена крупными рукоятками селектора входов и регулятора громкости. Между ними выстроились клавиши управления режимами работы ресивера. Встречающейся в старших моделях дверки с микролифтом здесь нет — разъемы скрыты под заглушкой; среди них гнездо для измерительного микрофона, вход USB и порт HDMI. На задней стенке есть еще пять входов и два выхода HDMI, благодаря чему аппарат можно использовать в домашнем кинотеатре с двумя устройствами отображения. Для подключения акустических систем имеются девять пар терминалов: семь предназначены для коммутации по стандартной конфигурации 7.1, а еще две позволяют подсоединить дополнительные колонки верхнего фронта (Front High) или расширить базу за счет акустики Front Wide. При этом усилителей мощности на борту Pioneer VSX-LX53 всего семь, и потому обилие акустических терминалов лишь облегчает коммутацию — одновременно задействовать все девять каналов не получится. Но если желание полностью использовать потенциал ресивера велико, то на помощь придет многоканальный аналоговый выход, поддерживающий конфигурацию 9.1 и дающий возможность подключить для дополнительных фронтальных каналов внешний двухканальный мощник. К недостаткам стоит отнести отсутствие многоканального аналогового входа, хотя актуальность этого интерфейса год от года снижается.
Основа цифровой электронной начинки AV-ресиверов Pioneer остается общей практически для всего модельного ряда. Прежде всего, это звуковой процессор Freescale Semiconductors, видеочип Anchor Bay Technologies и знаменитая система автоматической калибровки Advanced MCACC с 9-полосной параметрической эквализацией каждого канала и способностью компенсировать резонансы и стоячие волны в помещении прослушивания.
В составе домашнего кинотеатра Pioneer VSX-LX53 продемонстрировал фирменный почерк — плотное окружающее звуковое поле было буквально насыщено мельчайшими деталями, вытянутыми процессором из саундтрека. Потрясающая проработка пространственных траекторий виртуальных источников звука соседствовала с неплохой динамикой, сопровождающей наиболее напряженные сцены блокбастеров, такие как автомобильная погоням в начале «Кванта милосердия». Музыкальный материал в исполнении ресивера не произвел столь же благоприятного впечатления. На фоне тщательной проработки самых мелких нюансов саунд показался нам суховатым и отличался резкостью верхнего регистра. Кроме того, при воспроизведении фонограмм энергичных стилей ресиверу явно не хватало драйва. Превосходство аналогового подключения нашего референсного CD-проигрывателя перед цифровым заставит более тщательно подбирать источник в стереосистему на базе Pioneer VSX-LX53.
Результаты измерений:
Численные выражения значений частотных искажений у Pioneer VSX-LX53 мало чем отличаются от показателей остальных участников нашего теста. Неравномерность в полосе 20 Гц — 20 кГц не превышает 0,1 дБ (рис. 1). Верхняя граничная частота полосы пропускания сигнала располагается выше отметки 100 кГц (спад графика АЧХ на 80 кГц — 0,7 дБ). Это все в аналоговом режиме. При активации темброблока полоса ограничена уровнем 24 кГц. Выходные каскады усилителя мощности обеспечивают работу на нагрузку 2 Ом. Выходная мощность при этом составляет почти 230 Вт. Уровень нелинейных искажений во всем диапазоне рабочих мощностей, частот и нагрузок не превышает 0,1% (рис. 2). Выходное сопротивление стабильно. Коэффициент демпфирования равен 110. Видимый, но не слышимый рост уровня проникающего сигнала между каналами начинается лишь в высокочастотной части спектра и не пересекает барьер в 60 дБ (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Pioneer VSX-LX53 | Выходная мощность, Вт – 7 х 110 (на 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, 0,08% КНИ) | Энергопотребление, Вт – 410 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx / IIz, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio, DSD | Частотная характеристика (–3 дБ), Гц – 5—100 000 | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц, 8 Ом, 100 Вт, Pure Direct), % – 0,06 | Система автокалибровки – Advanced MCACC | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 6 / 2 | Видеовходы – композитные (4), компонентные (3) | Видеовыходы – композитные (3), компонентный | Аудиовходы – RCA (6), цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (2) | Аудиовыходы – RCA (6), многоканальный аналоговый 9.1, цифровой оптический | Дополнительно – порты USB и Ethernet, адаптер Bluetooth | Габариты, см – 42,0 x 17,3 x 43,3 | Масса, кг – 13,4
Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 85%
Функции - 90%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: точный процессинг в кино, совершенная система автокалибровки
Минусы: отсутствие многоканального входа
Вывод:
Достойный представитель топовой серии LX компании Pioneer прекрасно справляется со своими задачами в кино, в особенности в конфигурации с внешним усилением хотя бы части каналов. В составе стереосистемы его успехи не столь впечатляющи
Yamaha RX-V1067
Цена - 32 000 руб.
Наряду с тем, что это наиболее богато оснащенный участник теста, Yamaha RX-V1067 оказался одновременно и самым доступным ресивером среди конкурсантов. Парадокс? Попробуем разобраться
В плане дизайна и качества отделки корпуса предъявить хотя бы одну претензию к Yamaha RX-V1067 решительно невозможно. Лицевая панель изготовлена из металла и имеет благородный титановый оттенок. В верхней ее части под темной пластиковой накладкой скрывается крупный дисплей. На фасаде выделяются большие рукоятки селектора входов и регулятора громкости, а все остальные клавиши и разъемы спрятаны за дверцей, оснащенной микролифтом, — такой прием придает дизайну аппарата строгость, свойственную AV-ресиверам высшего ценового сегмента. За дверцей же укрылись среди прочих порт USB, а также вход HDMI версии 1.4, совместимый с технологией 3D. Еще семь входов и два выхода HDMI расположены на задней панели Yamaha RX-V1067. Подключить такое количество источников HD-контента не позволяет ни один другой участник теста. Входов компонентного видео здесь тоже больше, чем у остальных, — четыре. Среди аналоговых аудиовходов выделяется пара разъемов Phono, однозначно указывающих на присутствие в арсенале ресивера встроенного фонокорректора. Имеется как многоканальный вход 7.1, так и выход с предусилителя в конфигурации 7.2, позволяющий использовать в кинозале два сабвуфера.
Системное экранное меню отличается тщательно проработанной эргономикой и привлекательным графическим дизайном. Видеоскалер мастерски справляется с адаптацией видео стандартного разрешения к параметрам Full HD, причем делает это как с аналоговыми, так и с цифровыми сигналами. Также разрешается оперативно управлять выходами HDMI ресивера, либо активируя один из них, либо заставляя работать параллельно, — осуществляется эта операция как через меню, так и, что особенно удобно, клавишей на пульте ДУ.
Модель оснащена мультимедийным проигрывателем, который считывает контент с внешних USB-накопителей и с серверов DLNA в домашней компьютерной сети. Правда, перечень понятных ему файлов ограничен лишь фотографиями в JPEG да аудио, записанным как со сжатием (в форматах MP3, WMA и AAC), так и без потери качества (WAV и FLAC, вплоть до параметров 24 бит / 96 кГц). Если же ваша компьютерная сеть имеет выход в Интернет, то ресивер предоставит доступ к бездне сетевых радиостанций.
При сопровождении кинофильмов данный участник порадовал точным процессингом и недюжинным напором в динамичных сценах. Обилие мельчайших деталей в окружающем звуковом полотне сочеталось с широчайшим динамическим диапазоном, а энергетика погони в начале «Кванта милосердия» буквально била наотмашь. Не менее уверенно аппарат выступил и на музыкальном поприще. Многоканальные записи буквально окутывали нас, погружая в самую гущу событий, но сохраняли в то же время живость и ритмичность исполнения. Однако особенно хорошо Yamaha RX-V1067 проявил себя в составе стереосистемы, причем разница между аналоговым и цифровым подключением нашего референсного CD-проигрывателя была здесь минимальна, что свидетельствует о высоком классе цифроаналогового преобразования, реализованного в ресивере.
Результаты измерений:
Ресивер Yamaha RX-V1067 является лидером среди одногруппников по многим измеренным показателям. Он обладает самым энергетически емким блоком питания, который обеспечивает максимальную выходную мощность 257 Вт на нагрузку 2 Ом (не без проблем, конечно, как и у всех аппаратов этого класса). Уровень нелинейных искажений сигнала в большинстве случаев составляет тысячные доли процента (рис. 2). Коэффициент демпфирования достигает отметки 180 единиц. Межканальное проникновение сигнала не пересекает барьер 70 дБ, что говорит о грамотно продуманной схемотехнике (рис. 3). Из недостатков следует отметить ограничение полосы пропускания до 24 кГц при активации цифрового звукового процессора (рис. 1). Регулировка тембров осуществляется симметрично в высокочастотной и низкочастотной области в пределах +/-6 дБ.
Паспортные данные:
Название – Yamaha RX-V1067 | Выходная мощность, Вт – 7 х 105 (на 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, 0,06% КНИ) | Энергопотребление, Вт – 490 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio, DSD | Частотная характеристика (–3 дБ), Гц – 10—100 000 | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц, 8 Ом, 55 Вт, Pure Direct), % – 0,04 | Система автокалибровки – YPAO | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 8 / 2 | Видеовходы – композитные (4), компонентные (4) | Видеовыходы – композитные (2), компонентный | Аудиовходы – Phono, RCA (8), цифровые оптические (3), цифровые коаксиальные (3), многоканальный аналоговый 7.1 | Аудиовыходы – RCA, многоканальный аналоговый 7.2, цифровой оптический | Дополнительно – порты USB и Ethernet | Габариты, см – 43,5 x 18,2 x 43,0 | Масса, кг – 14,7
Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 95%
Функции - 95%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: мощный процессинг, широкий динамический диапазон, богатое функциональное оснащение
Минусы: не обнаружено
Вывод:
Этот ресивер не только показал себя образцом универсальности, на базе которого смело можно строить систему как для просмотра кинофильмов, так и для прослушивания музыки, но и порадовал привлекательным ценником
NAD T747
Цена - 37 400 руб.
Для компании NAD ресивер T747 стал первым, где была реализована поддержка несжатых звуковых форматов высокого разрешения Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Таким образом, появилась возможность составить современную кинотеатральную систему целиком из компонентов канадской компании
В своих разработках инженеры NAD традиционно уделяли повышенное внимание совершенству усилительного тракта. Знаменитые мощники и интегральники компании заслуженно любимы многими аудиофилами. При этом к гонке цифровых вооружений фирма относится с известной долей консерватизма, предпочитая реализовывать в своих продуктах проверенные и устоявшиеся решения. Именно потому, к примеру, поддержка декодирования несжатых саундтреков в форматах Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio появилась в ресиверах NAD совсем недавно, позволяющая же использовать их в домашних 3D-кинотеатрах коммутация HDMI версии 1.4 пока и вовсе отсутствует. Однако часто бывает, что за мишурой модных функций и экзотических интерфейсов теряется внимание к главному — качеству звучания. А именно в этой области инженерам NAD есть что рассказать и показать.
Центральную часть отделанного металлом фасада занимает дисплей, справа от которого расположена рукоятка регулятора громкости. Нужный вход ресивера выбирается посредством пары небольших клавиш последовательным перебором. В нише под заглушкой скрыты интерфейсные разъемы для оперативного доступа и гнездо для подключения измерительного микрофона. К сожалению, ни порта USB, ни терминала HDMI там нет. Но если коммутация HDMI, пусть и в минимальном наборе, представлена на задней стенке ресивера, то возможности считывать контент с внешних USB-накопителей либо с серверов домашней компьютерной сети аппарат лишен.
Работа с видео поручена знаменитому процессору Faroudja DCDi. Однако в настройках HDMI отсутствует сквозной режим (Through), что может вызвать определенные неудобства при работе с контентом, закодированным с разными параметрами.
Процедура автоматической калибровки Audyssey весьма тщательно исследует акустические особенности помещения, но лишь для единственного места прослушивания. Хотя в технических характеристиках указаны довольно скромные цифры мощности усилителей, они не должны вводить в заблуждение. Компания NAD в данном вопросе традиционно честнее конкурентов, и аппарат способен выдавать 60 Вт на каждый из семи каналов при равномерной загрузке во всем рабочем диапазоне частот. Поверьте, этого вполне достаточно для прокачки жилой комнаты средних размеров. При сопровождении кинофильмов NAD T747 выступил очень неплохо, сформировав плотное бесшовное окружающее звуковое поле с массой деталей и четкой локализацией образов. Не было претензий и к передаче накала энергичных сцен блокбастеров — динамики хватало с запасом. Но в полной мере аппарат раскрылся при работе с музыкальным материалом — как многоканальным, так и стереофоническим. Отменная разборчивость, тщательная проработка басового регистра, умение передать драйв композиций — все это, знакомое нам по другим моделям компании, бережно сохранено и здесь. Разница между аналоговым и цифровым подключением нашего референсного CD-проигрывателя была минимальна, что подчеркивает высокое качество цифроаналогового тракта NAD T747.
Результаты измерений:
Ресивер бережно относится к работе с аналоговым сигналом. Сужение полосы пропускания происходит лишь при активации процессора окружающего звука (рис. 1). Регулировки тембра осуществляются во всей полосе частот идеально симметрично в пределах +/-10 дБ. Коэффициент демпфирования имеет самое высокое значение в нашей подборке — 180 при нагрузке 8 Ом. Отношение сигнал/шум, напротив, самое низкое и равно 92 дБА. Работа с низкоомной нагрузкой вызывает сложности — здесь заметен рост нелинейных искажений и раннее начало клиппирования сигнала (рис. 2). Этот факт следует учитывать при выборе акустики. Максимальная выходная мощность на одном канале при нагрузке 8 Ом достигает 135 Вт. Нет сомнений, что при многоканальной работе этот показатель будет ниже. Разделение сигнала между каналами уменьшается с ростом частоты незначительно и в любом случае остается ниже порога различимости (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – NAD T747 | Выходная мощность, Вт – 7 х 60 | Энергопотребление, Вт – 500 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio | Частотная характеристика (+/-0,5 дБ), Гц – 20—20 000 | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц, 8 Ом, 60 Вт), % – 0,08 | Система автокалибровки – да | Коммутация HDMI v.1.3a, входов / выходов – 4 / 1 | Видеовходы – композитные (5), S-Video (5), компонентные (3) | Видеовыходы – композитные (2), S-Video (2), компонентный | Аудиовходы – RCA (7), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (2), многоканальный аналоговый 7.1 | Аудиовыходы – RCA (2), многоканальный аналоговый 7.1, цифровой оптический, цифровой коаксиальный | Дополнительно – порты MP dock и DAB port | Габариты, см – 43,5 x 16,7 x 39,4 | Масса, кг – 13,3
Оценки:
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 95%
Функции - 90%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: очень музыкальный аппарат, мощный видеопроцессор
Минусы: видеопроцессор нельзя отключить
Вывод:
Отличный вариант ресивера в систему, акцент в которой сделан на воспроизведение музыки. Впрочем, с появлением поддержки звуковых форматов высокого разрешения NAD T747 уверенно справится и с сопровождением фильмов
Onkyo TX-NR708
Цена - 35 350 руб.
Японская компания Onkyo всегда сочетала в своих AV-ресиверах продвинутую цифровую начинку, богатое функциональное оснащение и собственный оригинальный подход к вопросам усиления. В результате получались очень интересные аппараты, привлекающие ко всему прочему и умеренной ценой
Фасад Onkyo TX-NR708 черного цвета (предлагается и серебристый вариант) с характерным профилем отделан металлом. Темная пластиковая накладка, рассекающая лицевую панель по горизонтали, скрывает дисплей и маскирует ряд второстепенных клавиш управления режимами работы ресивера. Крупная рукоятка здесь одна, отвечающая за регулировку громкости. Селектор входов выполнен в виде набора кнопок прямого выбора, разместившихся под накладкой. Гнездо для подключения наушников и порт HDMI оставлены на виду, а остальные разъемы скрыты под пластмассовой заглушкой с правой стороны фасада. С внешних накопителей, оснащенных интерфейсом USB, ресивер способен воспроизводить аудиофайлы самых различных форматов, в том числе WAV и FLAC с параметрами вплоть до 24 бит / 96 кГц. При этом следует учесть, что распознаются лишь накопители, размеченные в системах FAT или FAT32. Кроме того, мультимедийные файлы могут считываться с серверов DLNA в локальной компьютерной сети, для подключения к которой на задней стенке корпуса есть порт Ethernet.
Данная модель оснащена семью входами HDMI (один из них расположен на лицевой панели), но лишь одним выходом. Обработкой видео занимается процессор Faroudja DCDi, который прекрасно адаптирует любой материал к параметрам телевизора или проектора с разрешением вплоть до 1080p. На коммутационной панели есть вход Phono для проигрывателя виниловых дисков (ресивер оснащен блоком фонокорректора) и огромное количество акустических терминалов (мы насчитали одиннадцать пар — семь для стандартного комплекта акустики 7.1 и четыре для дополнительных колонок Front High и Front Wide). Поскольку усилителей на борту Onkyo TX-NR708 только семь, столь развитая коммутация призвана облегчить подключение АС.
Автоматическую калибровку ресивера осуществляет хорошо нам знакомая система Audyssey MultEQ, которой оснащены трое участников из пяти. Причем в Onkyo TX-NR708 оптимизация может быть проведена для шести мест в зрительном зале, а при желании программу тестов можно сократить до трех позиций. Правда, профилей для хранения нескольких вариантов калибровки здесь не предусмотрено. Упомянем и очень симпатичное и удобное в обращении меню.
В звучании AV-ресиверов Onkyo всегда поражает практически идеальный баланс между мягкостью и музыкальностью подачи материала, с одной стороны, и необходимой остротой и хлесткостью, с другой. Именно это соотношение обычно определяет приоритеты в использовании ресивера для воспроизведения музыки либо для сопровождения фильмов. TX-NR708 остается верен традициям и предлагает выверенную до мелочей пропорцию, приличествующую идеальному универсальному устройству. Плотное, буквально обволакивающее звуковое поле, насыщенное мельчайшими подробностями, погружает зрителя в самую гущу событий фильма. Точный процессинг позволяет четко отслеживать перемещения виртуальных образов, а недюжинный напор в хлещущих энергией сценах блокбастеров готов снести с кресла. В то же время мягкая и певучая подача женского вокала в обрамлении фольклорных инструментов удивительным образом сочетается с резким, заводным и динамичным характером рок-композиций. Блестящий результат!
Результаты измерений:
Амплитудно-частотная характеристика ресивера Onkyo TX-NR708 примечательна крайне малой неравномерностью (0,06 дБ) в звуковом диапазоне и широкой полосой пропускания сигнала (спад на 80 кГц составляет 0,5 дБ) в режиме Direct (рис. 1). Это лучшие показатели в нашем тесте. При активации цифрового темброблока полоса сужается до 24 кГц. Ресивер готов работать практически с любой нагрузкой, отдавая до 236 Вт при 2 Ом на один канал. Коэффициент нелинейных искажений при этом будет на средних и малых уровнях мощности составлять в среднем 0,02% (рис. 2). При более щадящих значениях сопротивления параметры становятся еще лучше. Коэффициент демпфирования невысокий, 70 ед. Отношение сигнал/шум — не менее 111 дБА. Взаимное влияние каналов друг на друга проявляется слабо, и значение уровня проникающего сигнала ниже порога различимости практически во всем диапазоне (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Onkyo TX-NR708 | Выходная мощность, Вт – 7 х 110 (на 8 Ом, 2 канала, 20 Гц — 20 кГц, 0,08% КНИ) | Энергопотребление, Вт – 570 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx / IIz, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio, DSD | Частотная характеристика (–3 +1 дБ), Гц – 5—100 000 | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц, 8 Ом, 110 Вт), % – 0,08 | Система автокалибровки – Audyssey MultEQ | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 7 / 1 | Видеовходы – композитные (5), S-Video (4), компонентные (2) | Видеовыходы – композитные (2), S-Video (2), компонентный | Аудиовходы – Phono, RCA (5), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (3), многоканальный аналоговый 7.1 | Аудиовыходы – RCA (2), многоканальный аналоговый 7.2 | Дополнительно – USB, Ethernet | Габариты, см – 43,5 x 17,5 x 37,9 | Масса, кг – 12,5
Оценки:
Звучание в кино - 95%
Звучание музыки - 95%
Функции - 90%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: точный процессинг, отличное усиление, удобное системное меню
Минусы: нет второго выхода HDMI
Вывод:
Яркий представитель фирменного стиля Onkyo впитал все характерные особенности продукции этой компании, включая главную — идеальный баланс музыкальности и кинематографичности
Denon AVR-2311
Цена - 37 000 руб.
К своему сотому дню рождения компания Denon не только выпустила специальную юбилейную линейку компонентов, но и обновила модельный ряд AV-ресиверов, добавив в них поддержку трехмерного видео. Модель AVR-2311 — самый доступный семиканальный аппарат фирмы
Концепция дизайна AV-ресиверов Denon не меняется уже много лет, и не только у разных поколений техники, но и внутри модельного ряда. Старших братьев Denon AVR-2311 внешне отличает от него лишь присутствие на фасаде дверцы с микролифтом, за которой скрыты интерфейсные разъемы и клавиши управления. У более доступных по цене моделей, в том числе у участника сегодняшнего теста, разъемы спрятаны под съемную заглушку, а кнопки выставлены напоказ. Кроме того, представители верхней половины линейки, начиная с AVR-3311, предлагаются и в светлой отделке, в то время как остальные бывают лишь черными. Огорчает отсутствие на лицевой панели порта HDMI. Спереди есть лишь порт USB, к которому можно подсоединить внешний носитель с мультимедийными файлами, причем аппарат понимает лишь WMA, MP3 и AAC. Традиционно для ресиверов Denon владельцу позволяется сформировать и записать в память три отдельных пресета настроек для материала различного типа с возможностью оперативного переключения между ними в дальнейшем. Входов HDMI на задней стенке корпуса шесть, выход же только один. Компонентных видеовходов лишь два, а многоканального аналогового входа 7.1 нет вовсе. Более того, Denon AVR-2311 не способен интегрироваться в локальную компьютерную сеть для считывания мультимедийного контента с серверов DLNA или воспроизведения программ сетевых радиостанций. Набор акустических терминалов тоже сведен к минимально необходимому количеству, требуемому для подсоединения системы 7.1, хотя аппарат и поддерживает новый алгоритм Dolby Pro Logic IIz, который выделяет сигналы для дополнительной фронтальной акустики. В общем, чувствуется, что устройство позиционируется компанией Denon как ресивер начального уровня, пусть и совместимый с 3D и имеющий семь каналов усиления на борту.
Обработка видео возложена на популярный процессор ABT 2015 фирмы Anchor Bay Technology, а звуком традиционно занимается 32-битный SHARC-процессор 3-го поколения Analog Devices ADSP 21367. Оптимизацию звучания в соответствии с акустическими особенностями конкретного помещения осуществляет не раз уже упоминавшаяся система Audyssey MultEQ, способная не только настраивать основные параметры декодера окружающего саунда, но и проводить поканальную эквализацию в целях минимизации резонансов и получения более гладкой результирующей амплитудно-частотной характеристики. У данной модели оптимизация может выполняться лишь для необходимого количества мест прослушивания — от одного до шести.
Аппарат отличается крайне взвешенной и аккуратной подачей как музыкального материала, так и саундтреков к кинофильмам. В особенно напряженных сценах современных блокбастеров эта мягкость порой смазывает впечатление — начинает ощущаться нехватка остроты и драйва. Зато музыка преподносится очень гладко и мелодично, и, что удивительно, задорному исполнению композиций энергичных жанров такой характер звучания совершенно не мешает. Отметим и мастерскую проработку басового регистра, и неплохое разделение партий различных инструментов — в саунде нет и намека на кашу даже в самых насыщенных местах фонограмм.
Результаты измерений:
Неравномерность АЧХ ресивера Denon AVR-2311 в диапазоне звуковых частот в аналоговом режиме работы ничтожно мала и не превышает 0,1 дБ (рис. 1). При использовании цифрового процессора значение этого показателя ухудшается незначительно, тогда как пропускная способность аудиотракта снижается до 48 кГц. Тембр регулируется в пределах +/-6 дБ в верхней и нижней части диапазона. Переходное ослабление сигнала между каналами остается на должном уровне вплоть до верхней октавы. Дефицит мощности блока питания, в той или иной степени характерный для всех участников теста, проявляется в основном на низкоомной нагрузке. В целом Denon справляется с ней неплохо — уровень искажений в рабочей полосе мощностей возрастает совсем ненамного (рис. 2). Но следует учитывать, что измерения проводились на одном активном канале и при увеличении числа потребителей картина будет ухудшаться.
Паспортные данные:
Название – Denon AVR-2311 | Выходная мощность, Вт – 7 х 105 (на 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, 0,08% КНИ) | Энергопотребление, Вт – 600 | Декодирование – Dolby Pro Logic II / IIx / IIz, LPCM 7.1, Dolby Digital, Dolby TrueHD, DTS, DTS-HD Master Audio, DSD | Частотная характеристика (–3 +1 дБ, Direct), Гц – 10—100 000 | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц, Direct), % – 0,005 | Система автокалибровки – Audyssey MultEQ | Коммутация HDMI v.1.4a, входов / выходов – 6 / 1 | Видеовходы – композитные (4), S-Video (2), компонентные (2) | Видеовыходы – композитные (2), компонентный | Аудиовходы – RCA (8), цифровые оптические (2), цифровые коаксиальные (2) | Аудиовыходы – RCA (2), многоканальный аналоговый 7.2, цифровой оптический | Дополнительно – USB | Габариты, см – 43,4 x 17,1 x 38,1 | Масса, кг – 11,0
Оценки:
Звучание в кино - 90%
Звучание музыки - 95%
Функции - 90%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: качественный процессинг как видео, так и аудио, музыкальность
Минусы: скромные коммутационные возможности, отсутствие порта HDMI на лицевой панели
Вывод:
Ресивер Denon AVR-2311 одинаково хорошо выступит в составе стереосистемы и при воспроизведении кинотеатральных саундтреков, но не поразит воображение ни в одной ипостаси
Итоги
Выбранный ценовой диапазон действительно оказался пограничным — именно отсюда начинается вполне взрослая техника. Проявляется это прежде всего в стабильно высоких результатах, продемонстрированных конкурсантами, которые представляют совершенно разные бренды. Причем подавляющее большинство ресиверов заслужили лестные оценки сразу в двух номинациях — и при воспроизведении музыки, и в домашнем кинотеатре, что подчеркивает их высокий класс. Небольшой разброс в итоговых показателях сильно осложнил выявление победителей и вызвал горячие споры среди экспертов.
Вперед сразу вырвались два участника — Yamaha RX-V1067 и Onkyo TX-NR708. Мощный процессинг, отличное усиление и богатое функциональное оснащение этих аппаратов не оставили соперникам шансов в противостоянии. Но как определить лучшего, если при оценке качества звучания голоса в жюри разделились ровно пополам? Исход предрешила цена — обладая замечательными характеристиками и удостоившись восторженных отзывов, Yamaha RX-V1067 оказался к тому же ощутимо дешевле, что и определило судьбу звания Best Buy. Неординарный Onkyo TX-NR708 получает безусловную рекомендацию редакции — он способен удивить. Модели Pioneer и Denon выглядели менее упакованными на фоне лидеров. Кроме того, оба устройства проявили склонность к одному из амплуа — Pioneer VSX-LX53 ярче выступил в кино, а Denon AVR-2311 показал себя больше как музыкант. NAD T747 выделялся из общей массы хотя бы тем, что представлял единственную не японскую компанию в тесте, что отразилось на подходах к его проектированию.
В заключение хотим еще раз обратить внимание на возможности масштабирования кинотеатрального комплекса, предоставляемые всеми участниками. Даже двухканальный внешний усилитель мощности, подключенный для обслуживания фронтальной пары, существенно разгрузит блок питания ресивера — остальные каналы вздохнут свободнее, а вы получите серьезную прибавку в качестве звучания системы в целом.
Анатолий Максименко