Раскрыть потенциал

Sun, 19 Jun 2022 03:38:26 +0300 Sun, 19 Jun 2022 03:38:26 +0300

Корректная инсталляция мультимедийной акустики

Раскрыть потенциал (часть 3)

Корректная инсталляция мультимедийной акустики. Комплекты 5.1


В первых двух частях статьи речь шла о нюансах размещения недорогой активной акустики 2.0 и 2.1 соответственно. Заключительный материал посвящен, как не трудно догадаться, вопросам установки мультимедийных систем 5.1 в различных условиях.

Многоканальные активные наборы весьма популярны не только среди владельцев компьютеров, предпочитающих смотреть кино или играть в игры с окружающим звуком: подобные комплекты частенько приобретают для озвучивания небольших комнат – и в этом есть свой резон! Большинство из них не оборудовано встроенным декодером Dolby Digital / DTS, а имеет лишь аналоговый вход для получения уже декодированного сигнала, поэтому главным и, подчас, единственным требованием для работы бюджетного домашнего кинотеатра на базе «мультимедии» 5.1 является наличие источника с аналоговым многоканальным выходом. Им может быть звуковая карта компьютера или стационарный плеер с соответствующим оснащением. Заранее успокою чрезмерно инициативных кинотеатралов, желающих получить поддержку всех новых форматов звука: на рассматриваемой нами акустике практически невозможно различить Dolby Digital и Dolby TrueHD, а также DTS и DTS-HD, поэтому сбивать себе каблуки (или пальцы на клавиатуре) в поисках источника с поддержкой HD-звука вовсе не обязательно. Тем не менее, мультимедийная акустика 5.1 имеет все снования поселяться на столах или в комнатах небогатых кинотеатралов. Дело в том, что по звуку такие наборы запросто конкурируют с готовыми кинотеатрами «в одной коробке» стоимостью в 1,5-3 раза выше. В этом нет ничего удивительного, ведь в «коробочниках», помимо усилителя и колонок, есть DVD-плеер (иногда даже Blu-ray), декодер и пульт управления. Плюс, затраты на дизайн, а иногда еще и заметная накрутка «за марку». Перед тем, как перейти к чтению советов по инсталляции, рекомендую отвлечься на описание акустической подготовки помещения, приведенное в первой части трилогии.


Оборудуем рабочее место

Размещение сателлитов на столешнице – это худший вариант сразу по нескольким причинам. Во-первых, негативно влиять на звук будут отражения и резонансы, вызванные близостью к поверхности стола. Эквалайзером это практически не лечится.

 

Во-вторых – центральный спикер окажется очень близко от слушателя, и ориентирован будет в область груди. Кроме того, он попросту будет мешать. Оптимальное расположение сателлитов фронтальной группы – над монитором, в горизонтальную линию. Позиционирование обеспечивается за счет большой полки, настенных кронштейнов или встроенных монтажных креплений АС, если таковые имеются.   

Тыловая акустика должна размещаться как можно дальше (минимум в 2 метрах), обязательно выше уровня головы – в 1,5-2 метрах от пола. Расположить спикеры можно на высоких подставках или закрепить на стене. Ширина между «тылами» нужна хотя бы 2-3 метра, но не меньше расстояния от слушателя до каждой тыловой колонки. Таким образом, каждая АС будет висеть как бы сбоку-сзади от зрителя. Симметрия размещения всячески приветствуется.

Теперь про сабвуфер: обычно оптимальным является его расположение под столом или возле него. Заранее назвать лучшую точку сложно, найти ее поможет только эксперимент: включите кино или музыку, понемногу двигайте сабвуфер и слушайте – сидя на стуле в зоне прослушивания, а не на корточках возле басовика, разумеется. Цель – найти место размещения басовика, откуда его бас получаться наиболее точным и чистым.

  


Озвучиваем комнату

В принципе, тут действуют те же правила, что и для «персональной» инсталляции. Разница лишь в том, что, при наличии просторной тумбы под ТВ, фронтальные и центральный сателлит можно разместить на ней. Во избежание нежелательных отражений пододвиньте спикеры к переднему краю тумбы. Впрочем, размещение АС в линию над ТВ все же предпочтительнее.  


На чем слушать?

Один из вариантов недорогого решения проблемы получения полноценного многоканального звука – набор Jetbalance JB-614 (средняя цена 4800 руб.). В комплект поставки входит сабвуфер со встроенными усилителями всех каналов, пять пассивных сателлитов, пульт и инструкция.

Сабвуфер представляет собой достаточно массивный девайс с фронтальным портом фазоинвертора. Сам излучатель скрыт внутри. На фасаде имеется панель управления с дисплеем, отображающим громкость и значения различных настроек. Показывает он и частоту радиостанции – ведь JB-614 оборудован еще и цифровым тюнером с памятью на 16 ячеек. Среди настроек же два режима звучания («музыка» и «кино»), а также регулировка громкости центрального канала, тыловых и сабвуфера. Имеется таймер отключения.

На задней панели можно найти пружинные клеммы для подключения сателлитов и два аналоговых входа (5.1 и 2.0). Сетевой кабель и проводок, выполняющий функцию антенны, впаяны в сабвуфер.

Фронтальные и тыловые сателлиты имеют одинаковые корпуса (20,2 x 12 х 11,4 см) из древесной плиты с глянцевой полимерной накладкой. Грили съемные. Различия спикеров в том, что тыловые – однополосные (не оборудованы твитерами), а их провода имеют длину около 7 метров. Этого достаточно почти для любой ситуации, а если нет, то  можно нарастить аналогичными по сечению кабелями. В роли основного излучателя в обеих парах колонок выступает динамик с бумажным диффузором 5,5 см. На задней панели каждого сателлита имеется проушина для крепления к стене. Причем, близость к ней разработчиками учтена: корпуса всех АС имеют закрытое акустическое оформление.

  

Центральный спикер базируется на тех же динамиках, что и фронтальные, только основных излучателя тут два. Это оправдано, если учесть, что «центр» озвучивает 50-70% всего аудиоматериала в фильме. Встроенный крепеж к стене тут тоже имеется.   


Слушаем

Если честно, то от столь недорогой системы лично я ожидал менее эффектного звучания в кино, подключив набор к компьютеру. Тем не менее, сабвуфер обеспечивал вполне убедительные раскаты НЧ, а сателлиты добросовестно передавали звучание эффектов и диалогов. Аналогичным образом звучат «коробочные» кинотеатры в ценовой категории 10-15 тыс. руб. Применение древесной плиты для изготовления корпусов, а также относительно крупных драйверов в сателлитах позволило минимизировать провал в области их сопряжения с сабвуфером. В целом звук воспринимается как вполне комфортный и, пожалуй, «дороже своей цены». Ведь на Jetbalance JB-614 неплохо звучит даже многоканальная музыка! Впрочем, главный сюрприз ждал меня тогда, когда я попытался озвучить комплектом комнату 14 кв.м. – впрочем, без особой надежды на успех, учитывая стоимость и мощность. Тем не менее, «614-й» справился! Главное найти оптимальное место для сабвуфера. В моем случае оно оказалось под экраном телевизора. Еще некоторое время ушло на настройку уровней громкости (в дальнем поле согласовать сабвуфер и сателлиты казалось сложнее). Но результатом я остался доволен, постоянно оглядываясь на более чем скромный ценник изделия. А что скажет наш сотрудник, проводивший инструментальные измерения?


«Все компоненты этой акустической системы домашнего кинотеатра весьма уверенно ведут себя на низких и средних уровнях выходной громкости. Здесь имеется в виду уровень нелинейных искажений. Так у фронтальной акустики среднее значение этого показателя переваливает 1% планку лишь при уровнях более 90 дБ. Центральный канал, за счет усиления конструкции вторым среднечастотником, показывает еще лучший результат (рис.1 АЧХ и КНИ центрального канала). Он полностью перекрывает весь положенный диапазон, начиная работать уже со 120 Гц, а среднее значение коэффициента нелинейных искажений в диапазоне частот от 160 до 10 000 Гц при уровне звукового давления 88 дБ составляет 0,36%. За басовую область звукового спектра отвечает сабвуфер. Его АЧХ представлена на рис. 2, наложенная на графики фронтальной акустики, полученные на оси твитера и при отклонении от нее на 45 градусов. Очевидно, что согласование этих компонентов по частоте выполнено не лучшим образом, и регулируя громкость сабвуфера, мы будем получать либо заметное превалирование баса в средней части НЧ диапазона, либо более явно обозначим провал в районе разделения полос. Второй вариант представляется несколько лучшим, т.к. сильно не ухудшит и без того высокую неравномерность сателлитов.»


Таким образом, рекомендую Jetbalance JB-614 экономным геймерам и любителям кино – для озвучивания рабочего места или небольшой комнаты. По качеству саунда данный комплект эквивалентен кинотеатрам «в одной коробке» за 10-15 тысяч рублей, поэтому является вполне выгодной покупкой. 


Денис Репин, Hi.Fi.ru


Редакция Hi-Fi.ru