Матрица Воскрешение – детальный разбор четвертой части культовой саги
Wed, 11 May 2022 21:10:12 +0300 Wed, 11 May 2022 21:10:12 +0300Шедевр или провал?
Матрица Воскрешение – детальный разбор четвертой части культовой саги
Шедевр или провал?
Вряд ли более сильное внимание в 2021 году было приковано хоть к какому-то фильму, чем к «Матрице: Воскрешению», The Matrix Resurrections (2021), срежиссированному Ланой Вачовски. После выхода ленты на экраны буря не улеглась – часть зрителей обвинила авторов в неуважении к первоисточнику и буквально разнесла произведение в пух и прах. Другая часть, напротив, похвалила сиквел за изящество и юмор. Мы попытаемся разобраться, что не так с новой «Матрицей», и почему, даже несмотря на огрехи, картину точно стоит посмотреть.
Чем была первая «Матрица» в 1999 году? Глотком свежей воды или ледяным водопадом, который обрушивается на голову? Скорее, последним – фильм обескураживал, сдвигал картину мира и вызывал тот самый «шок и трепет», присущий только избранным шедеврам мирового кинематографа. Удивительное внимание к построению каждого кадра ленты, отточенные диалоги, крышесносящий экшн – растекаться в лестных эпитетах можно довольно долго. И вряд ли стоило продолжать эту историю – но, бешеный кассовый успех расставил точки на «i» и появление продолжений стало уже неизбежностью.
Что ж, «вторая серия» оказалась не перезагрузкой, а переизбытком боевых сцен, за которыми потерялась сама суть проекта. Несмотря на это, картина удержалось на лезвии, предложив зрителям весьма интересную попытку конструирования вселенной «Матрицы», которая была окончательно уничтожена третьей частью эпопеи. «Матрица: Революция» (2003) по праву заняла своё место в череде «самых кошмарных» продолжений из всех, какие можно только представить. Расплескав и уничтожив все ростки идей, описанные в прошлых лентах, катком пройдясь по ожиданиям фанатов и предложив наиболее глупое и нелогичное завершение истории из всех возможных вариантов. Да-да, братья (на тот момент – ещё братья) рассказывали о жёсткой продюсерской руке, о давлении, об искромсанном сценарии – однако, факт остался фактом, «Революция» оказалась лишь пшиком.
И вот, спустя двадцать два года после выхода оригинальной картины, Лана Вачовски представляет «Матрицу: Воскрешение» / The Matrix Resurrections (2021). Да ещё и с теми же актерами в главных ролях – Киану Ривзом и Кэрри-Энн Мосс. И заявкой на переосмысление всей саги, да с роскошным бюджетом в $150 млн. Немудрено, что поклонники картины понадеялись на «второй шанс», на возможную работу над ошибками, хотя синопсис явно вызывал опасения.
В новой «Матрице» речь пойдет о Нео, который много лет спустя после описанных в оригинальной трилогии событий, снова оказывается запертым (вроде бы?) в «Матрице». Теперь он – известный на весь мир геймдизайнер, создавший в прошлом серию одноименных игр. Психическое состояние героя близко к суицидальному, походы к психоаналитику и транквилизаторы сильно не помогают, мир трещит по швам, разваливается и снова предлагает выбор – последовать ли за белым кроликом, или остаться на месте. Далее, всё по лекалам – дежавю, красная и синяя пилюли…
На что, в итоге, больше всего похожа «Матрица: Воскрешение» / The Matrix Resurrections (2021)? На сон человека, только что посмотревшего оригинальную картину, записанный сразу после пробуждения. Пляшущие буквы титров трейлера – только завязка в этой игре, постоянные флешбеки, многочисленные аллюзии, подача в режиме «измененного сознания»… Нет, это не первая «Матрица». Но и далеко не третья! Блюдо получилось вкусным – хотя бы по форме, что ясно уже через полчаса после начала. Операторская работа всё столь же отшлифованная – большинство кадров просятся «в рамочку, да на стену». Музыка очень хороша, а когда дело доходит до боёв, становится ясно, что у режиссера ещё есть много пороха в пороховницах, а руки то «помнят», как надо.
Однако, сформировав-таки идеальное ощущение тягучего сна, Вачовски резко теряет темп. И «Воскрешение» в середине превращается в набор красивых картинок, которым довольно сложно удержать интригу – и даже ощущение кроличьей норы начинает улетучиваться. Странные реверансы в духе первого эпизода «Звездных войн», обилие юмора и едкой сатиры, откровенно китчевая подача – всё это резко дистанцирует произведение от сути первоначального замысла. И, понятное дело, приводит к недовольству ярых поклонников данной Вселенной (так и хочется написать – метавселенной).
Факт | Второй участник творческого дуэта, которому мы обязаны появлением оригинальной трилогии, Лилли Вачовски, решила окончательно завязать с кинематографом и никак не участвовала в работе над картиной. |
Продюсерская рука, судя по всему, здесь сильно не довлела над Ланой, местами автор жжёт, как дуговая сварка – но тут же просаживает ритм и предлагает несочетаемую мозаику. К счастью, эти явно лишение тридцать-сорок минут, набранные словно для достижения хронометража, проходят. И тут Вачовски снова включает режим «чит-кодов», разворачивая и прекрасный аттракцион, и сводя воедино прослеживающиеся с самого начала линии. Да-да, развязка у «Матрицы: Воскрешение» получилась на удивление неплохой. Как и общая смысловая конструкция ленты – не даром, больше всего в финале впечатляет даже не погоня, а то, как главные герои продираются сквозь толпу друг к другу. Эмоциональный накал именно в этой сцене достигает своего апогея.
Что в результате? «Матрица: Воскрешение», конечно, не шедевр, да и оценки «пять» эта шероховатая лента не заслуживает точно. Возможно, подшлифовав её ещё с год можно было бы добиться большего результата. Но, даже при всех своих явны минусах, произведение выглядит довольно чётким – как по своему замыслу, так и по его логике. Оно увлекает и предлагает ряд эффектнейших сцен (совсем не обязательно боевых – со всем остальным у картины тоже всё в порядке), которые навсегда врезаются в память. Так что, выбор за вами – мы ни в коей мере не пожалели о просмотре. Другой вопрос, зачем в этом фейрверке нужен был Нео? Право слово, роль Киану Ривза более похожа на «свадебного генерала» – переписав сценарий в формате спин-оффа и выведя на первый план другого героя, можно было бы добиться большего результата…
Название – Матрица: Воскрешение / The Matrix Resurrections (2021) | Режиссер – Лана Вачовски | Сценарий – Лана Вачовски, Дэвид Митчелл, Александр Хемон | В главных ролях – Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс | Продолжительность – 2 часа 28 мин. | Производственный бюджет – $150 млн.
Оценки
+ | Блестяще поставленные боевые сцены, остроумный сюжет, ряд проникновенных ностальгических моментов | - | Явные нарушения ритма к середине ленты, формат спин-оффа куда бы лучше подошел для такой истории |
Вывод:
«Матрица: Воскрешение» / The Matrix Resurrections (2021) не стала прорывом – но, несмотря на свои существенные недостатки, смотрится она довольно увлекательно. И в этом смысле картина кажется куда более сбалансированной и мощной, чем самая «ужасная» часть саги – третья.
О других сорока девяти заметных кинокартинах, вышедших в уходящем году, вы можете прочитать здесь.