12 лучших российских фильмов 2021 года
Thu, 02 May 2024 17:35:12 +0300 Thu, 02 May 2024 17:35:12 +0300Выбираем отечественное
12 лучших российских фильмов 2021 года
Выбираем отечественное
Подводить итоги в этом году – одно удовольствие. Несмотря на проблемы, связанные с карантином в кинотеатрах и ограничениями в работе съемочных групп, отечественное кинопроизводство выдало сразу несколько впечатляющих проектов, которыми можно гордиться. Мы собрали всё самое лучшее из того, что выходило в этом году в кинотеатрах с лейблом “Россия” – эти фильмы достойны многократного просмотра.
Батя (2021)
В современной России стоит подумать трижды, прежде чем над чем-то смеяться, но шутки над “проклятыми 90-ми” пока вроде бы не запрещены. Именно на них строится сюжет, а главное юмор самой необычной отечественной комедии 2021 года – “Батя”. Суровый герой Владимира Вдовиченкова учит своего сына основам выживания в суровом взрослом мире – здесь счету учатся на кладбище, вкус к прекрасному обретают в пивной, а чтение тренируют по передовицам газет. Но даже такое детство может быть счастливым, если родители понимают своих детей.
Зоя (2021)
Пожалуй, ни один фильм о Великой Отечественной войне последних лет не подвергался такому шквалу критики и не приводил к столь ожесточенным дискуссиям, какие сопровождали драму “Зоя”. Да, это далеко не самая совершенная картина, и во многом критика в её адрес выглядит обоснованной, но сила искусства в том и кроется, что оно вовлекает публику в диалог. “Зоя” заставила страну спорить об истории Зои Космодемьянской, о мотивах её поступков, о ценности её подвига – при всех минусах это один из самых просматриваемых российских фильмов года.
Купе №6 (2021)
2021 год смело можно называть “годом Юры Борисова”, поэтому без фильмов с его участием в нашей подборке, конечно, не обошлось. Мы просто не могли в самый последний момент не включить в список лучшего российского кино 2021 года финско-российский проект “Купе №6”, где Борисов исполняет одну из главных ролей. И дело не только в том, что это отличная драма, но и в мировом признании картины. “Купе” впервые показали в Каннах, где лента взяла Гран-При, теперь же картина претендует на “Оскар” и “Золотой глобус”. Пропустить никак нельзя.
Конек-горбунок (2021)
Сказочный “Конек-горбунок” – долгострой, производство которого затянулось для кинокомпании Сергея Сельянова почти на двадцать лет, ведь впервые продюсер загорелся желанием снять фильм по мотивам любимой сказки ещё в начале 2000-х. Долгая подготовка, кропотливая работа на площадке и в цехах компьютерной графики дали свои результаты – публика получила фэнтезийное приключение, за которое не стыдно. Наверное, это не “Властелин колец” и не “Стражи галактики”, но в рамках отечественного кинопроизводства определенный успех.
Майор Гром: Чумной доктор (2021)
Ещё больший успех ожидал первую крупную отечественную комикс-экранизацию – экшн-картину “Майор Гром: Чумной доктор”. Супергероев в нашем кино показывать уже пытались, но заносить себе в список достижений “Защитников”, “Супербобровых” или “Чёрную молнию” их создатели вряд ли станут. А вот “Гром” сделан мастерски – по западным лекалам и с российским колоритом. Плюс фильму повезло с кастом, саундтреком и даже общественной обстановкой, в которой состоялся релиз. В общем, у нас теперь есть свой “мститель”, и мы ждём его новых подвигов.
Петровы в гриппе (2021)
В отсутствие новых работ Андрея Звягинцева и перерыва в творчестве Андрея Кончаловского Кирилл Серебренников стал нашим главным “продуктом на экспорт”, поэтому его “Петровы в гриппе” сперва поехали покорять мир и лишь потом завернули в родные пенаты, стряхнуть пыль с замшелых представлений о библиотеках, троллейбусах, детских утренниках и бардовских вечерах. Головокружительное путешествие в мир галлюцинаций, фобий и несбывшихся грез, способное любого свести с ума. И да, здесь тоже есть Юра Борисов. С гитарой на голое тело.
Последний богатырь: Корень зла (2020)
Успех коллаборации русских сказочников и диснеевского подхода к семейному кино в 2017 году оказался неожиданным подарком для миллионов отечественных зрителей. Однако для авторов “Последнего богатыря” популярность их детища стала серьезной проблемой – нужно снимать продолжение и в то же время не уронить высоко поднятую планку первого фильма. Будем честны, “Корень зла” чуть уступает оригиналу, но эта просадка почти незаметна – новые приключения Ивана и его сказочных друзей взорвали прошлогоднюю новогоднюю кассу. Ждем триквел.
Разжимая кулаки (2021)
Пока наших мэтров убеляют седины, им на смену растет новая поросль, наверняка, ещё более талантливая, смелая, чувственная. Ученица гениального Александра Сокурова Кира Коваленко сняла свой второй полный метр, и уже претендует на “Оскар” – да, именно её драму “Разжимая кулаки” отечественный оскаровский комитет решил отправить представлять Россию в споре за главную кинонаграду мира. Трогательная история юной осетинки, задыхающейся в объятиях гиперопеки отца, заслуживает признания мировых критиков. Держим свои кулаки за Киру.
Родные (2021)
Многие зрители не хотят воспринимать творчество сценариста и режиссера Жоры Крыжовникова, называя его работы чернухой, глупостью и чушью. Но есть и другая публика, которая видит в его сюжетах искренность, близость к народу и любовь к непростым персонажам. Если вы относитесь ко второй половине, то “Родные” – кино для вас. Это комедия с драматической начинкой, это семейная трагедия, вплетенная в роад-муви, это мюзикл, в котором персонажи стесняются петь свои песни. Родное кино, которое вызывает и приступы любви, и острое чувство стыда.
Северный ветер (2021)
Писать что-то о новой картине Ренаты Литвиновой равносильно попыткам на пальцах объяснить смысл симфоний Бетховена, глубину икон Андрея Рублева, масштаб полотен Врубеля – это тот уровень искусства, на котором речевой аппарат отказывает, а на первый план выступают невербальные формы взаимодействия. “Северный ветер” – не то сказка, не то притча. Не то о любви, не то о смерти, не то про женщин, не то про мужчин. Невероятно красивая, завораживающе печальная и, в то же время, обнадеживающая. Картина – да и только.
Чернобыль (2021)
Даниле Козловскому вряд ли можно позавидовать – когда он начал работать над фильмом о чернобыльской катастрофе, ни о каких конкурентах не было и речи. А потом внезапно на Netflix вышел крайне удачный американский сериал, и новый проект сразу стал делом чести для всей российской киноиндустрии. Что же, если объективно, то в части соответствия фактам наша картина уступает западной, но и нацелена она на другое. “Чернобыль” Козловского фокусируется на человеческих судьбах и простых людских трагедиях. Здесь он бьет в самое сердце.
Чёрный снег (2020)
В заключение хотелось бы отдельно отметить пласт отечественного кинематографа, который по-прежнему остается в некой “серой” зоне зрительского внимания – Якутия регулярно дарит нам уникальное кино самых разных жанров, но знакомы мы с ним всё ещё слишком поверхностно. Погружение в снежную долину якутского кино мы предлагаем вам начать с драматического триллера “Чёрный снег”, о попавшем в безвыходную ситуацию дальнобойщике. Одновременно похожая на “Выжившего” и “Погребенного” эта картина поразит даже искушенного кинолюба.