Советские сериалы — 10 не слишком известных картин

Wed, 11 May 2022 18:09:53 +0300 Wed, 11 May 2022 18:09:53 +0300

Которые дадут фору современному кино

Советские сериалы — 10 не слишком известных картин

Которые дадут фору современному кино

В СССР некогда было сидеть у телевизора, нужно было строить социализм, поэтому сериалы на советском ТВ не прижились. Зато в достатке было многосерийных лент на три-пять-семь эпизодов, выполненных в самых разных жанрах. Большинство из них вам хорошо известны, мы же хотим напомнить о тех телевизионных картинах, которые недополучили зрительского внимания ни тогда, ни сейчас.


Варькина земля (1969)

Современное российское кино редко обращает внимание на деревню, а если и заглядывает туда, то с высокомерной усмешкой. В СССР же, наоборот, людям, что называется, от сохи посвящались оды и киноповести. “Варькина земля” – не самый известный, но достаточно яркий многосерийный фильм. Действие его не просто разворачивается на фоне сельских будней, здесь зрители следят за судьбой выпускницы Вари, после учебы оставшейся в колхозе. Жизнь постоянно испытывает девушку, но уверенная в своей правоте Варя продолжает искать счастье.



Руины стреляют... (1970)

Военными картинами и сериалами сегодня никого не удивишь, но большинство зрителей сходятся в мнении, что как тогда, сегодня уже не снимают. Действительно, советские многосерийные ленты о годах Великой Отечественной пронизаны особенной атмосферой, возможно, привнесенной создателями, которым и самим пришлось пройти через войну. Показателен под таки углом сериал “Руины стреляют...”, рассказывающий о минском подполье. Снята лента на “Беларусьфильме”, а значит сделана, буквально, героями картины.



Человек в проходном дворе (1971)

Детективы – наверное, самый востребованный и успешный жанр на советском ТВ. Многие мы знаем наизусть, а что-то не так раскручено, как “Место встречи...” или “Противостояние”. Многосерийный фильм “Человек в проходном дворе” эксплуатирует популярную в послевоенных картинах тему “спящих” предателей и укрывшихся после Победы карателей. Сотрудник КГБ идет по следу бывшего провокатора, сдавшего в свое время захватчикам партизанский отряд, а ныне убивающего бывших подпольщиков.



Разные люди (1973)

Наш зритель горячо любит “Большую перемену”, трагикомический сериал о буднях вечерней школы, но отчего-то редко вспоминает ничуть не менее выдающуюся телеповесть “Разные люди”. Семисерийный проект объединяет учеников десятого класса школы рабочей молодежи, которых воспитывает недавняя выпускница педагогического вуза. Каждый эпизод посвящен отдельному ученику, но вместе картина складывается в полотно, описывающее советского человека, тянущегося к знаниям и социализации, невзирая на рабочие проблемы и неурядицы в семье.



Совесть (1974)

Ещё один послевоенный детектив о поисках преступников, на чьих руках кровь не только современников, но и жертв немецких захватчиков. Герой пятисерийного детектива “Совесть” разыскивает бывшего военнопленного немецкого концлагеря, который, как оказалось, был надсмотрщиком, а бежал в последние дни войны, чтобы скрыть следы своих преступлений. Когда открылась правда о страшном прошлом предателя, он в отчаянии начинает охоту за всеми, кто может его опознать и передать правосудию.



Волны Черного моря (1975)

Советское детское кино сегодня, скорее всего, сложно будет продвигать среди юного поколения – даже такие суперхиты как “Приключения Электроника” или “Гостья из будущего” современных школьников не впечатляют. Но для нас-то СССР остается временем безмятежного детства, а потому мы готовы пересматривать старые картины снова и снова. И не только “Кортик” или “Кроша”, давайте вспомним и “Волны Черного моря” – чуть менее известную трилогию приключенческих мини-сериалов об одесситах первой половины прошлого века.



На всю оставшуюся жизнь... (1975)

Вряд ли кто-то, кто хоть раз видел четырехсерийную драму “На всю оставшуюся жизнь...”, мог её со временем забыть – основанная на блистательной прозе писательницы Веры Пановой лента трогает за живое и не отпускает никогда. Книга, а затем и экранизация рассказывают о фронтовом санитарном поезде, а вернее о его обитателях: немногочисленных врачах, усталых медсестрах и израненных солдатах, которым повезло спастись в смертельной мясорубке. Пронзительное погружение в оборотную сторону любых кровопролитных противостояний отрезвляет.



Человек меняет кожу (1979)

В советском кино свои собственные “голоса” имели все пятнадцать республик Союза, а потому зрители во всех уголках страны знали не только о настоящем, но и об истории географических окраин. Именно с этой точки зрения были ценны исторические ленты о Средней Азии, Закавказье или Прибалтике – например, многосерийный фильм “Человек меняет кожу” поведал публике о строительстве плотин и каналов в советском Таджикистане в 1930-х. Не всем проекты освоения гор были по душе, поэтому враги строили козни доблестным строителям социализма.



20 декабря (1981)

Сегодня события вековой давности принято не просто переосмыслять, а подвергать полному отрицанию, но искусство не обязано во всем придерживаться исторической достоверности, поэтому историческую драму “20 декабря” вполне можно воспринимать как некую реконструкцию становления молодой советской власти в 1917 году. Мини-сериал рассказывает о формировании ВЧК, организации по противодействию саботажу и контрреволюционным действиям – если хотите, именно с этого, так или иначе, начинается родина.



Поражение (1987)

Картину “Иду на грозу” с Лановым и Белявским у нас знают, пожалуй, все, кому больше сорока лет. Но многим ли известно, что по той же книге Даниила Гранина был снят ещё и многосерийный фильм под названием “Поражение”? Сериал заметно меняет акценты, переносит действие из шестидесятых в восьмидесятые, расширяет круг действующих лиц и усиливает драматический нажим на зрителя. Интересно, что несколько актеров задействованы и в фильме, и в телеленте, хотя и исполняют разные роли. Любопытный ремейк, необычный для советского кино.



10 октября 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru