100 лучших фильмов всех времен по версии Hi-Fi ru, часть I
Thu, 02 May 2024 17:35:02 +0300 Thu, 02 May 2024 17:35:02 +0300Картины под номерами 100 - 81
100 лучших фильмов всех времен по версии Hi-Fi ru, часть I
Картины под номерами 100 - 81
Мы начинаем серию публикаций глобального рейтинга – списка лучших фильмов всех времен и народов. Киноэксперты Hi-Fi.ru отобрали для вас наиболее значимые, яркие и эффектные картины за всю историю кино, произведения, оказавшие революционное влияние на развитие «индустрии грез». Повод проверить свои знания и оценить те ленты, какие прошли мимо вашего внимания. Серия таких подборок будет выходит в порядке рейтинга картин по увеличению их важности. Соответственно, сегодня предлагаем вам первую двадцатку с конца списка – ленты с порядковыми номерами от 100 до 81. Думаете, что посмотреть вечером? Ответ перед вами.
100. Форрест Гамп / Forrest Gump (1994)
Жанр – драма, мелодрама | Страна – США | Режиссер – Роберт Земекис | В ролях – Том Хэнкс, Робин Райт | Кассовый сбор - $677 млн. | Продолжительность – 142 мин.
О чем: слаборазвитый паренек вдруг ловит волну успеха
Необычайный кассовый успех «Форреста Гампа» (при бюджете в $55 млн., картина набрала в прокате аж $677 млн.) перевернул представления зрителей о том, какой действительно должна быть мелодрама «на все возрасты». В истории доброго умственно отсталого паренька, который скользит по воле судьбы и переживает необычайные приключения (его путь от футболиста до миллиардера сплетен безукоризненно) каждый может найти что-то свое. Отголоски тех самых чувств и эмоций, настоящую правду жизни.
Факт | Картина поставлена по книге Уинстона Грума "Форрест Гамп" (Forrest Gump, 1986), однако фабула произведения в ней сильно изменена – главный герой перестал быть циником, а основная мысль картины стала диаметрально противоположной. |
Зачем смотреть: чтобы почувствовать одухотворенность.
99. Леон / Léon (1994)
Жанр – боевик, триллер | Страна – Франция | Режиссер – Люк Бессон | В ролях – Жан Рено, Натали Портман | Кассовый сбор –$19,5 млн. | Продолжительность – 133 мин.
О чем: наемный убийца помогает одиннадцатилетней соседке.
Встреча одиноких душ – главная струна творчества Люка Бессона, а «Леон», конечно же, самый важный фильм мастера. Звериная ярость боевых сцен здесь переплетается с тонкой линией заботы монстра о своем приемном дитя: игра всех актеров безукоризненна (даже роль грязного полицейского в исполнении Гари Олдмана стала настоящим прорывом), а расстановка акцентов режиссуры позволяет схватить зрителя за самое горло.
Факт | На главную роль пробовали Лив Тайлер, но, в итоге уступили напору Натали Портман, которая убедила Бессона, что сможет сыграть Матильду. |
Зачем смотреть: картина несет в себе сильнейший посыл – о том, что даже самое черствое сердце способно на сопереживание.
98. Новый кинотеатр «Парадизо» / Nuovo Cinema Paradiso (1988)
Жанр – драма | Страна – Италия | Режиссер – Джузеппе Торнаторе | В ролях – Филипп Нуаре, Сальваторе Кашо| Кассовый сбор - $12 млн. | Продолжительность – 124 мин.
О чем: сицилийский мальчишка Сальваторе ходит в кино.
Обласканный критиками «Новый кинотеатр «Парадизо»» скрупулезно описывает жизнь героя – с его взлетами и падениями, открытиями и развенчанием мифов, дружбой и любовью. Кинотеатр тут кажется центром притяжения, магнитом картины, метафизической сущностью, вокруг которой крутится все – Джузеппе Торнаторе не только срежиссировал ленту, но и написал к ней сценарий, вложив в него всю свою любовь к «синематографу».
Факт | Первая версия фильма имела продолжительность в 155 мин., потом картину сократили, а после снова увеличили на 20 минут – всему виной откровенные сцены. |
Зачем смотреть: чтобы ощутить магию кинематографа.
97. Глубокий сон / The Big Sleep (1946)
Жанр – нуар| Страна – США | Режиссер – Ховард Хоукс | В ролях – Хамфри Богарт, Лорен Бэколл | Кассовый сбор –н/д | Продолжительность – 109 мин.
О чем: частный детектив пытается разобраться с вымогателями.
Экранизация романа Раймонда Чандлера «Глубокий сон» (The Big Sleep, 1939) от великого Ховарда Хоукса – да еще и с Хамфри Богартом в главной роли! Мимо такого нельзя пройти мимо, тем более что картина, по сути, является венцом жанра «черного фильма». Тревожная атмосфера накаляется с каждой минутой, «помощники» не гнушаются тут же воткнуть нож в спину, а образ центрального персонажа уже вошел во все учебники по кино.
Факт | На сыщике Филипе Марлоу, которого сыграл Хамфри Богарт, основан образ героя Харрисона Форда в «Бегущем по лезвию». |
Зачем смотреть: чтобы почувствовать липкую атмосферу предательства и страха.
96. Паразиты / Gisaengchung (2019)
Жанр – триллер | Страна – Южная Корея | Режиссер – Пон Джун-хо | В ролях – Сон Кан-хо, Ли Сон-гюн | Кассовый сбор - $270 млн. | Продолжительность – 131 мин.
О чем: семейство Кимов, подделав дипломы, устраиваются помогать богатой семье Пак.
Первый южнокорейский фильм, получивший высшую награду Каннского кинофестиваля, «Золотой Глобус» и «Оскара» за лучший фильм – это далеко не полный список призов, который собрали «Паразиты». Действительно, Пон Джун-хо удалось в картине соединить «коня и трепетную лань» – это не то триллер о ползучем проникновении мрака, не то остросоциальная сатира, блистает всеми красками настоящего кино и приковывает внимание зрителя.
Факт | Фейковые документы в картине – диплом университета Енсе, именно его окончил режиссер фильма. |
Зачем смотреть: чтобы увидеть социальную несправедливость.
95. Дюнкерк / Dunkirk (2017)
Жанр – военный | Страна – Великобритания | Режиссер – Кристофер Нолан | В ролях – Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни| Кассовый сбор - $525 млн. | Продолжительность – 106 мин.
О чем: три разных временных линии описывают Дюнкеркскую операцию по эвакуации британских солдат в начале Второй мировой войны.
Поразительно, но факт: несмотря на то, что «Дюнкерк» описывает сражения между англичанами и немцами, самого противника мы в кадре так и не увидим. Вместо этого на заднем плане всегда тикают часы – герои, похоже,противостоят главной силе во Вселенной. Фирменная отстраненная подача Нолана тут доведена до Абсолюта, равно, как и натурные съемки, в которых почти не использовалась компьютерная графика. Оглушительное произведение.
Факт | «Дюнкерк» – третий современный кинопроект, снятый на 70 мм пленку. |
Зачем смотреть: узнать о том, что главный противник – это хронос.
94. Сталкер (1979)
Жанр – фантастика | Страна – СССР | Режиссер – Андрей Тарковский | В ролях – Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын | Кассовый сбор – н/д | Продолжительность – 163 мин.
О чем: Сталкер ведет Писателя и Профессора в комнату исполнения желаний в запретной Зоне.
Не то драма, не то фантастика, не то притча Андрея Тарковского – у «Сталкера» тяжелейшая судьба создания и не менее сложная прокатная история. Тем не менее, перед нами настоящий шедевр – грандиозное полотно о непознанном, преломляющееся всеми гранями человеческих страстей и пороков. Ошеломляющий финал картины является настоящим примером чистого искусства, а большинство кадров из нее можно использовать, как пособие для операторов.
Факт | 9 августа 1977 г. несколько тысяч метров отснятой пленки были испорчены при проявке. После этого сценарий ленты подвергся очередной переработке. |
Зачем смотреть: понять, что ящик Пандоры не всегда стоит открывать.
93. Афера / The Sting (1973)
Жанр – криминал | Страна – США | Режиссер – Джордж Рой Хилл | В ролях – Пол Ньюман, Роберт Редфорд| Кассовый сбор - $156 млн. | Продолжительность – 129 мин.
О чем: двое мошенников хотят отомстить главарю мафии и разрабатывают одну из самых дерзких афер в истории.
Чем закончится эта история не знали даже продюсеры картины – сценарий Дэвида С. Уорда держался в строжайшем секрете, только режиссер Джордж Рой Хилл мог дергать за ниточки. Идеальный актерский тандем Пола Ньюмана и Роберта Редфорда в картине прыгает выше головы: действие раскручивается, словно сжатая пружина, финальный твист заставляет отвалиться челюсть, а изящность повествования выводит картину в золотой Пантеон кино ХХ века.
Факт | На фильм вдохновила книга Дэвида У. Морера «Большой жулик» (1940). |
Зачем смотреть: оценить полет криминальной фантазии.
92. Бердмэн / Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014)
Жанр – драма | Страна – США| Режиссер – Алехандро Гонсалес Иньярриту| В ролях – Майкл Китон, Эдвард Нортон | Кассовый сбор - $103 млн. | Продолжительность – 119 мин.
О чем: актер, растерявший былую славу, пытается восстановить свое реноме и участвует в новой бродвейской постановке.
Снятый единым планом (склейки, если и есть, то незаметны для зрителя) «Бердмэн» – пример авторской экспрессии и реализации самого смелого режиссерского замысла. Алехандро Гонсалес Иньярриту рискнул несмотря на то, что его убеждали в крайних сложностях создания такого проекта – тем не менее, благодаря жесткой режиссуре и актерам, которые заучивали по пятнадцать страниц текста, родилась одно из самых экстравагантных произведений XXI века. История стареющей звезды – чистый поток сознания, который полностью поглощает зрителя.
Факт | Картину сняли за месяц. |
Зачем смотреть: увидеть один дубль жизни.
91. Молчание ягнят / The Silence of the Lambs (1991)
Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Джонотан Демме | В ролях – Джоди Фостер, Энтони Хопкинс | Кассовый сбор - $272 млн. | Продолжительность – 114 мин.
О чем: агент ФБР, Кларисса Старлинг, в ходе безуспешных попыток поймать маньяка вынуждена просить помощи у доктора психиатрии Ганнибала Лектера, который отбывает пожизненный срок и является еще более страшным чудовищем.
Хотя формальная часть сюжета «Молчания ягнят» крутится вокруг поимки довольно-таки никчемного психопата, на первый план в восприятии произведения, конечно же, выходит тандем Джоди Фостер и Энтони Хопкинса. Это вольное переложение истории о красавице и чудовище пугает до дрожи и низводит до по-настоящему звериных страстей – не даром роль Хопкинса в картине признана канонической. Ничего подобного в жанре триллера «про серийных убийц» еще не было – и, как мы видим, скорее всего, уже не будет. Перед нами – настоящий столп жанра.
Факт | Этот фильм мог бы выглядеть совсем иначе, если бы, как и было запланировано, в нем сыграли Мишель Пфайффер и Джин Хэкмен. |
Зачем смотреть: познать все глубины бездны.
90. Мальтийский сокол / The Maltese Falcon (1941)
Жанр – нуар | Страна – США | Режиссер – Джон Хьюстон | В ролях – Хамфри Богарт, Мэри Астор | Кассовый сбор – н/д | Продолжительность – 100 мин.
О чем: частный детектив Сэм Спэйд пытается найти статуэтку «мальтийского сокола», которая стоит баснословную сумму.
Компактное повествование «Мальтийского сокола» – идеальный жесткий детектив и нуар «в одном флаконе». Талант Джона Хьюстона сказывается шлифовкой каждой мизансцены, Хамфри Богарт, как всегда, излучает величие и силу, а лихости и обилию твистов позавидуют многие новомодные произведения. К финалу об обилия ружей, которые выстреливают и загадок с двойным дном голова идет кругом – но тут лента дергает за ниточку уже серьезно, предлагая переосмыслить, ни много ни мало, бренность самого сущего.
Факт | Первый режиссерский проект Джона Хьюстона в сценарной части почти дословно следует роману Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол» (1930). |
Зачем смотреть: ради удивительного режиссерского мастерства.
89. Однажды на Диком Западе / C'era una voltail West (1968)
Жанр – вестерн | Страна – Италия | Режиссер – Серджио Леоне | В ролях – Чарльз Бронсон, Генри Фонда | Кассовый сбор - $5,3 млн. | Продолжительность – 165 мин.
О чем: вдова, владеющая участком земли, не дает разрешения на строительство железной дороги – в итоге, за клочок земли бьются несколько разных сил.
Эпос Серджио Леоне – пронизанный атмосферой палящего солнца, наполненный музыкой Эннио Морриконе и щеголяющий выдающейся операторской работой Тонино Делли Колли. Как всегда у Леоне – длинные планы, полное погружение в действие: этот тяжеловесный (по началу) каток к финалу разгоняется до космических скоростей и буквально сносит с кресла. В вестернах, кроме других работ маэстро, рядом поставить просто нечего.
Факт | Это «вынужденный» вестерн от Серджио Леоне. Режиссер уже дал себе слово больше снимать в таком жанре – и обдумывал замысел «Однажды в Америке». Увы, пришлось уступить продюсерам |
Зачем смотреть: почувствовать запах пороха.
88. Бойцовский клуб / Fight Club (1999)
Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Дэвид Финчер | В ролях – Эдвард Нортон, Брэд Питт | Кассовый сбор - $100,8 млн. | Продолжительность – 139 мин.
О чем: усталый сотрудник страховой компании пытается вернуть вкус к жизни: в этом ему помогает некто Тайлер Дерден, торговец мылом, считающий что главная цель человека – разрушение.
В произведениях Чака Паланика вряд ли можно найти сколько-нибудь более глубокие зерна, чем эпатаж, нигилизм и атака на современное общество. Тем не менее, режиссура Дэвида Финчера превратила эту деструктивную историю в настоящий гимн девяностых. Яростный, срывающий покровы, гипнотизирующий свое оригинальной подачей и заставляющий иначе взглянуть на то, что происходит за окном. Что называется – сложилось.
Факт | Даже Чак Паланик признал, что финал картины куда более впечатляющ, чем развязка его книги. |
Зачем смотреть: переосмыслить мир.
87. Интерстеллар / Interstellar (2014)
Жанр – фантастика | Страна – США | Режиссер – Кристофер Нолан | В ролях – Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй| Кассовый сбор - $677,5 млн. | Продолжительность – 169 мин.
О чем: серия природных катаклизмом делает Землю непригодной к существованию – для поиска нового дома отправляется космическая экспедиция.
К созданию «Интерстеллара» были приложены грандиозные усилия – изначальный замысел ленты сформировал известный физик-теоретик Кип Торн, большая часть «космических» сцен произведения выглядит именно так, как данные события представляет современная наука, а грандиозный бюджет картины ($165 млн.) позволил создать впечатляющие спецэффекты. Железная рука Кристофера Нолана собрала эту мозаику воедино – и представила на суд зрителей один из лучших научно-фантастических фильмов современности.
Факт | Картину, по изначальному плану, должен был снимать Стивен Спилберг. |
Зачем смотреть: слетать в космос, не сходя с дивана.
86. Безумный Макс: Дорога ярости / Mad Max: Fury Road (2015)
Жанр – боевик | Страна – Австралия | Режиссер – Джордж Миллер | В ролях – Том Харди, Шарлиз Терон | Кассовый сбор - $374,7 млн. | Продолжительность – 120 мин.
О чем: в постапокалиптическом мире Макс и Фуриосса пытаются спастись от гнева тирана по имени Несмертный Джо.
После съемок оригинальной трилогии о Безумном Максе, Джордж Миллер был вынужден переключиться на семейное кино. План новой части постапокалиптических приключений был готов уже к началу двухтысячных годов, однако, стартовать съемки никак не могли, мешало то одно, то другое. Наконец, пейзажи Намибии оказались готовы принять бригаду Миллера (произошло это в 2012 г.) – и, судя по всему, режиссер за прошедшие десятилетия настолько истосковался по любимому герою, что вложил в «Дорогу ярости» не только душу, но и настоящую первобытную злобу. Этот беспрерывный аттракцион-молотиловка является настоящим примером блокбастера, заставляющего вжиматься в спинку кресла и изумляющего своим размахом.
Факт | Почти весь фильм снят без использования компьютерной графики, Спецэффекты применялись для корректировки пейзажей (картина снималась в Намибии), «оживления» руки Фуриоссы и исключения из кадра «лишнего» оборудования. |
Зачем смотреть: получить выброс адреналина.
85. Пылающий / Burning / Beoning (2018)
Жанр – детектив | Страна – Южная Корея | Режиссер – Ли Чхан-дон | В ролях – Ю А-ин, Чон Джон-со | Кассовый сбор - $7,6 млн. | Продолжительность – 148 мин.
О чем: Ли Джон-су после долгого перерыва снова встречает Хэ-ми – девушку, с которой они вместе росли. Суть, да дело, герой (на время отъезда Хэ-ми в Африку) остается присмотреть за «невидимой» кошкой Хэ-ми – однако, по возвращении, он встречает старую-новую знакомую уже с богатым хахалем Беном…
«Пылающий» является безукоризненным примером режиссерского мастерства – это чистое, концентрированное искусство, оголенный нерв эмоций и переживаний. Харуки Мураками приложил руку к сценарию ленты – и это чувствуется буквально в каждой мизансцене. Коты, девушки из прошлого: знаменитые авторские приемы оживают в этом произведении и выглядят именно так, как мы себе представляли, читая книги писателя. Однако, «Пылающий» копает даже глубже – противостояние героев к развязке не только балансирует на грани метафизики, но и вскрывает самые серьезные проблемы нынешнего общества.
Факт | На 71 Каннском фестивале картина была обласкана критикой. |
Зачем смотреть: ощутить наяву атмосферу романов Харуки Мураками.
84. Мертвец / Dead Man (1995)
Жанр – вестерн | Страна – США | Режиссер – Джим Джармуш | В ролях – Джонни Депп, Гарри Фармер | Кассовый сбор - $1 млн. | Продолжительность – 121 мин.
О чем: счетовод Уильям Блэйк ищет работу на Диком Западе, ввязывается в неприятности, получает статус разыскиваемого преступника и пулю в грудь. Героя пытается вылечить индеец, который ошибочно принимает его за поэта Уильяма Блэйка.
Мистика, фэнтези в антураже Дикого Запада, перестрелки в режиме «походового боя», странная гнетущая атмосфера – фирменный стиль Джима Джармуша в «Мертвеце» достиг своего апофеоза, а каждая новая глава этого произведения все ближе подводит нас к границам познания, которые описаны в трудах Карлоса Кастанеды. Эта медитация по глубинам разума распадается на миллионы смыслов – не даром, многие эксперты сегодня называют «Мертвеца» важнейшим кинопроизведением ХХ века.
Факт | Картина получила разгромную критику на старте и полностью провалилась в прокате – при бюджете в $9 млн. собрала она всего $1 млн. Спустя несколько лет она стала культовой. |
Зачем смотреть: попытаться постичь непостижимое.
83. Жизнь других / Das Leben der Anderen (2006)
Жанр – драма | Страна – Германия | Режиссер – Флориан Хенкель фон Доннерсмарк | В ролях – Ульрих Мюэ, Себастьян Кох | Кассовый сбор - $77,3 млн. | Продолжительность – 137 мин.
О чем: писатель и драматург Георг Драйман закрутил роман с известной театральной актрисой и попал под «микроскоп» Штази.
Хотя формальная сюжетная линия «Жизни других» плывет в русле противостояния писателя системе, главным героем картины, конечно, является «маленький серый» человек, тот самый, который записывает каждый шаг вляпавшего в неприятности Георга. И именно эта слежка и проникает своими пальцам за шиворот, целиком и полностью окутывает зрителя, погружает его в атмосферу липкого безумия. Финал чрезвычайно суров – перед нами настоящий мини-апокалипсис, лучший реверанс на тему того, как время все расставляет по своим местам.
Факт | Все показанные в картине устройства спецслужб – реальный инвентарь Штази. |
Зачем смотреть: узнать, как рушатся иллюзии.
82. Спасти рядового Райана / Saving Private Ryan (1998)
Жанр – военный | Страна – США | Режиссер – Стивен Спилберг | В ролях – Том Хэнкс, Том Сайзмор | Кассовый сбор - $481,8 млн. | Продолжительность – 169 мин.
О чем: Джон Миллер получает задание вернуть с фронта рядового Джеймса Райана – три родных брата героя погибли в сражениях, и руководство решило вернуть Райна к матери. Нюанс в том, что миссия может оказаться самоубийственной как для Миллера, так и для его восьми солдат.
В 1998 году просмотр «Спасения рядового Райна» был шоком – впечатляет картина и сегодня. До Спилберга столь жестко и жестоко войну не показывал, пожалуй, никто: произведение бьет наотмашь и нисколько не щадит зрителя, являясь, по сути, «прививкой пацифизма». Но «Райна» нельзя было назвать шедевром без другой его составной части – рассуждении о цене одной человеческой жизни и тех усилиях, которые стоит приложить для ее спасения.
Факт | В основу картины легли реальные события с братьями Ниландами, которые произошли во время Второй мировой войны. |
Зачем смотреть: увидеть войну наяву.
81. Вечное сияние чистого разума / Eternal Sunshine of the Spotless Mind (2004)
Жанр – фантастика | Страна – США| Режиссер – Мишель Гондри | В ролях – Джим Керри, Кейт Уинслет| Кассовый сбор - $72 млн. | Продолжительность – 108 мин.
О чем: Джоэл знакомится с Клементиной – однако, вскоре начинает подозревать, что они в прошлом уже были парой.
Декомпозиция разума с лучом надежды – почерк Мишеля Гондри уникален во всех смыслах, и не поверить в эту сказку невозможно. История стирания воспоминаний в «Вечном сиянии чистого разума» преломляется в огромную гамму смыслов, но расцветает она своим важнейшим лейтмотивом: любовь – то самое, ради чего стоит жить.
Факт | Главную роль в ленте мог сыграть Николас Кейж. |
Зачем смотреть: узнать, как работает сознание.