100 самых важных фильмов — выбор Hi-Fi ru, часть II

Thu, 02 May 2024 17:36:52 +0300 Thu, 02 May 2024 17:36:52 +0300

Картины с 80 по 61 — настоящие жемчужины

100 самых важных фильмов — выбор Hi-Fi.ru, часть II


Картины с 80 по 61 — настоящие жемчужины

Продолжаем нашу серию публикаций глобального рейтинга – списка лучших картин, когда-либо снятых. Редакция Hi-Fi.ru отобрала самые важные фильмы «всех времен и народов» – повод снова ознакомиться с шедеврами, или посмотреть те ленты, которые прошли мимо вашего внимания. Наша вторая подборка – очередные двадцать картин с порядковыми номерами с 80 по 61 в общем рейтинге.

80. Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982)

Жанр – фантастика | Страна – США | Режиссер – Ридли Скотт | В ролях – Харрисон Форд, Рутгер Хауэр | Кассовый сбор – $27,6 млн. | Продолжительность – 117 мин.

О чем: «Охотник на киборгов», Рик Декард снова начинает работать в полиции Лос-Анджелеса: теперь он должен уничтожить группу репликантов, совершившую побег из космической колонии.

У «Бегущего по лезвию» тяжелая прокатная судьба: получивший карт-бланш после успеха «Чужого» и солидный бюджет ($28 млн.) Ридли Скотт снял весьма экстравагантную экранизацию романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (Do Androids Dream of Electric Sheep?). Увы, продюсеры посчитали, что зрители не поймут ленту, изменили финал, добавили рассуждений по ходу действия – в итоге лента провалилась в прокате, а после вдруг стала культовой. И те же критики, что разносили ее в пух и прах, превознесли «Бегущего по лезвию». Несколько режиссерских версий, вышедших впоследствии, ругань с Харрисоном Фордом (у режиссера и исполнителя главной роли были совершенно разные взгляды на то, кто такой Рик Декард) только усилили страсти – но, если отвлечься от них, ясно одно – даже со своими неизбежными шероховатостями, картина является и визуальным прорывом, и той самой оголенной струной, которая затрагивает что-то в душах каждого из нас.

ФактБуквальный перевод словосочетания «Blade Runner» означает «живодер» – именно таким видел режиссер героя Рика Декарда.

Зачем смотреть: чтобы понять, что мы не одиноки.

79. Скромное обаяние буржуазии / Le charme discret de la bourgeoisie (1972)

Жанр – комедия | Страна – Франция| Режиссер – Луис Бунюэль| В ролях – Фернандо Рей, Поль Франкер| Кассовый сбор – $0,213 млн. | Продолжительность – 102 мин.

О чем: Несколько буржуа никак не могут пообедать.

Гений сюрреализма, Луис Бунюэль и его самое заметное произведение. «Скромное обаяние буржуазии» выросло из пустяка, реально произошедшего в доме продюсера Бунюэля, Сержа Силбермана: но тот накал переплетения снов и реальности, который маэстро вывел из этого, поистине великолепен. К концу картины сложно понять, где ты находишься и что делаешь – происходит то же самое, как если долго рассматривать плотна Сальвадора Дали. Настоящий бриллиант со множеством граней.

ФактФирменный прием Бунюэля, насекомые, использован и в этой ленте – так, тараканы выползают из фортепиано.

Зачем смотреть: стереть грань между сном и явью.

78. Назад в будущее / Back to the Future (1985)

Жанр – фантастика | Страна – США | Режиссер – Роберт Земекис| В ролях – Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд | Кассовый сбор – $381,1 млн. | Продолжительность – 116 мин.

О чем: Подросток Марти перемещается в пятидесятые годы, где встречает своих будущих родителей.

Знаковая картина восьмидесятых, во многом определившая эпоху. Картина Роберта Земекиса кажется уникальным слепком дум и чаяний эпохи, столь же эффектным, насколько и одухотворенным. Образ безумного профессора в исполнении Кристофера Ллойда, «ламповая» теплота фильма и прекрасный финал – добавить к «Назад в будущее» просто нечего.

ФактПервые три недели роль Марти исполнял Эрик Столц, после все эпизоды с ним были пересняты с Майклом Дж. Фоксом.

Зачем смотреть: слетать в прошлое.

77. Однажды в… Голливуде / Once Upon a Time... in Hollywood (2019)

Жанр – драма | Страна – США | Режиссер – Квентин Тарантино | В ролях – Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт | Кассовый сбор – $372,7 млн. | Продолжительность – 161 мин.

О чем: Актер РикДалтон и его дублер Клифф Бут пытаются остаться в 1969 году, но семидесятые уже наступают.

Эта лента представит совсем не того Квентина Тарантино, к которому мы привыкли. Огромная по продолжительности, сконцентрированная на небольших поездках героев, постоянно подсвеченная музыкой тех лет, уникальная в своем историческом педантизме, она буквально дышит той эпохой, дает ощутить запах уходящих шестидесятых. Режиссер здесь возвышается настоящим творцом над персонажами, он дает пережить катарсис и позволяет найти счастье. Надеемся, что то же самое испытает и зритель.

ФактОбраз Рика Далтона срисован с актера Эдда Бернса.

Зачем смотреть: попасть на рубеж «аналоговой» эпохи.

76. Крепкий орешек / Die Hard (1988)

Жанр – боевик | Страна – США | Режиссер – Джон МакТирнан | В ролях – Брюс Уиллис, Алан Рикман| Кассовый сбор – $140,8 млн. | Продолжительность – 133 мин.

О чем: Полицейский Джон Макклейн – единственный, кто может спасти заложников из небоскреба Лос-Анджелеса.

Только рука Джона МакТирнана могла превратить средненький роман Родерика Торпа «Ничто не вечно» (Nothing Lasts Forever, 1979) в шедевр кинематографии. Продюсеры как чувствовали это, а вот режиссер – нет; до того, как Джон занял режиссерское кресло, он уже несколько раз отклонял предложения о съемках картины. Что ж, упорство города берет – в результате «Крепкий орешек» не только собрал огромные для тех лет сто сорок миллионов долларов в прокате, но и построил фундаментальную конструкцию современного экшена, которой пользуются сейчас многие студии.

ФактВ отечественных видеосалонах картина поставила рекорд по числу переводов названия – ее называли «Неистребимый», «Упертый», «Умереть тяжело, но достойно». Тем не менее, даже официальный перевод «Крепкий орешек» не слишком точен – правильнее было бы назвать ленту «Быть стойким».

Зачем смотреть: о чем тут можно говорить? Перед нами – лучший боевик в истории!

75. Подозрительные лица / The Usual Suspects (1995)

Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Брайан Сингер | В ролях – Гэбриель Бирн, Кевин Спейси | Кассовый сбор – $23,3 млн. | Продолжительность – 106 мин.

О чем: Пятеро преступников уже решили обтяпать выгодное дельце, как вдруг столкнулись с неведомой силой, заставляющий их идти по другому руслу.

Критики называют «Подозрительных лиц» одним из самых совершенных триллеров за всю историю кино: что ж, посмотрев ленту, ее тут же хочется начать смотреть с начала – дабы оценить происходящее с учетом переворачивающего всё с ног на голову финала. Иллюзия и реальность на протяжении картины распадаются на множество планов, а, в итоге, складывается мозаика в абсолютно идеальную фреску.

ФактНа картину потратили $5,5 млн. и сняли её за 35 дней – так что, «Подозрительные лица» принесли неплохую прибыль в прокате.

Зачем смотреть: удивиться финальному твисту.

74. Касабланка / Casablanca (1942)

Жанр – мелодрама | Страна – США | Режиссер – Майкл Кертиц | В ролях – Хамфри Богарт, Ингрид Бергман | Кассовый сбор – $2,9 млн. | Продолжительность – 103 мин.

О чем: Рик Блэйн, владелец клуба в Касабланке, встречается со своей бывшей Ильзой, которая посетила город со своим супругом, борцом антифашистского сопротивления Виктором Лазло.

Дуэт Хамфри Богарта и Ингрид Бергман в «Касабланке» излучает такую мощь, что не поверить в искренность просто невозможно. Канонический финал ленты заставит прослезиться даже самых суровых мужчин, а большинство кадров из фильма можно «в рамочку, да на стену вешать». Вряд ли можно найти хотя бы еще одно столь яркое отражение чувств, эмоций и переживаний на экране. Настоящая классика, просто лучшая киноистория любви.

ФактФильм поставлен по пьесе «Все приходят к Рику» Мюррэя Барнетта и Джоана Элисона. Это произведение никогда не ставилось в театре.

Зачем смотреть: узнать, какой может быть любовь.

73. Большой Лебовски / The Big Lebowski (1998)

Жанр – комедия | Страна – США | Режиссер – Джоэл Коэн, Итан Коэн | В ролях – Джефф Бриджес, Джон Гудман | Кассовый сбор – $46,1 млн. | Продолжительность – 117 мин.

О чем: Чувак наслаждается жизнью – пьет и играет в боулинг. Распорядок дня нарушается с вторжением гангстеров, которые принимают героя за миллионера-однофамильца и требуют деньги. Взамен они должны отпустить похищенную жену «реального» миллионера.

Апофеоз творчества братьев Коэнов, собравший под одной крышей все известные приемчики режиссеров, шикарный актерский состав, обилие характерного юмора и настоящую правду жизни. Можно долго гадать, почему Чувак стал столь знаменит и популярен у публики – людей совершенно разных возрастов и взглядов. Наверное, секрет в том, что в круговерти современного мира, в его бешеном ритме, нам как раз и не хватает такого «пофигистичного» взгляда на происходящее.

ФактПрактически все «наряды», в каких ходит Чувак – реальная одежда Джеффа Бриджеса.

Зачем смотреть: чтобы расслабиться.

72. Бешеные псы / Reservoir Dogs (1992)

Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Квентин Тарантино | В ролях – Харви Кейтель, Тим Рот | Кассовый сбор – $2,8 млн. | Продолжительность – 100 мин.

О чем: Идеально спланированное ограбление ювелирного магазина превратилось в бойню – теперь оставшиеся в живых бандиты пытаются спастись. Ситуация осложняется тем, что в их рядах есть агент под прикрытием.

Радикальное переосмысление криминального триллера, первая ласточка режиссерского таланта Квентина Тарантино, пробившая себе дорогу на большой экран. Здесь все по лекалам – но совершенно разным, здесь смешаны несовместимые ингредиенты и собраны набившие оскомину банальности. И, при этом, результат поразителен по своей силе – этот жуткий коктейль просто оглушает зрителя.

ФактГлавную роль в картине должен был сыграть Джеймс Вудс, но из-за упертости его представителя, до актера даже не донесли эту информацию. Об этом проколе Вудс жалеет до сих пор.

Зачем смотреть: оценить смешение жанров.

71. Помни / Memento (2000)

Жанр – детектив | Страна – США | Режиссер – Кристофер Нолан | В ролях – Гай Прис, Кэрри-Энн Мосс | Кассовый сбор - $39,7 млн. | Продолжительность – 113 мин.

О чем: Леонард Шелби пытается найти убийцу своей жены. К сожалению, редкая болезнь заставляет его забывать все, что происходило ранее, чем четверть часа назад (при этом, моменты до совершения преступления он помнит идеально).

Декомпозиция одного преступления в «Помни» довольно быстро превращается в декомпозицию работы человеческого разума. А чуть позже, замахивается и на переосмысление конструкций, по которым работает наше общество. Первая серьезная игра Кристофера Нолана со временем после которой стало ясно, что режиссер далеко пойдет. Так и произошло, сегодня Кристофер – одна из наиболее значимых кинофигур современности.

ФактТекст «Memento Mori» написал брат режиссера – по этому произведению и была поставлена лента. В печати рассказ вышел уже после релиза фильма.

Зачем смотреть: понять, как работает наш мир.

70. Марафонец / Marathon Man (1976)

Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Джон Шлезингер | В ролях – Дастин Хоффман, Лоуренс Оливье | Кассовый сбор – $21,7 млн. | Продолжительность – 125 мин.

О чем: Студент-историк Томас Леви вступает в противостояние с нацистским преступником.

Жуткая параноидальная повесть: раздробленное на практически не связанные эпизоды начало картины, невыносимо длинные пролеты камеры – почерк Джона Шлезингера трудно спутать с чьим-либо еще, а тут еще в кадре присутствуют такие фигуры, как Дастин Хоффман и Лоуренс Оливье. Несмотря на внешнюю ершистость, лента буквально приколачивает к креслу и предлагает гипнотический опыт. Как в жанре традиционного триллера, так и в тонком мире, куда она (иногда) явно забирается.

ФактСцена пытки в картине сильно урезана – в оригинальном монтаже некоторым зрителям на ней становилось плохо. По слухам, для подготовки к роли Дастин Хоффман попросил дантиста удалить ему зубной нерв без анестезии.

Зачем смотреть: почувствовать боль.

69. Терминатор 2: Судный день / Terminator 2: Judgment Day (1991)

Жанр – фантастика | Страна – США | Режиссер – Джеймс Кэмерон | В ролях – Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон | Кассовый сбор – $517 млн. | Продолжительность – 137 мин.

О чем: Два киборга, присланных из будущего, бьются за жизнь Джона Коннора, будущего лидера Сопротивления.

Эпохальный «Терминатор 2» – квинтэссенция подхода Джеймса Кэмерона к кино. Накачка адреналина доведена до предела, специальные эффекты выглядят прекрасно и сегодня, каждый момент фильма отшлифован до блеска. Давший огромный толчок индустрии развлечений фильм во многом определил девяностые годы ХХ века. «Hasta la vista, baby!»

ФактАрнольд Шварценеггер получил за съемки $12 млн.

Зачем смотреть: накачать адреналин.

68. Одержимость / Whiplash (2013)

Жанр – драма | Страна – США | Режиссер – Дэмьен Шазелл | В ролях – Майлз Теллер, Дж. К. Симмонс | Кассовый сбор – $49 млн. | Продолжительность – 106 мин.

О чем: Начинающий джазовый музыкант Эндрю попадает в лапы дирижера-тирана.

Идеальная реконструкция безумия. Или творчества? Или и того, и другого? Неизбежное соперничество ученика и учителя в «Одержимости» использует библейские мотивы, переживания героев зашкаливают, а финал наглядно показывает нам, как именно создается что-то великое. Сложно сказать, чего в картине больше – диалогов или музыки, но, и то и другое безукоризененно.

ФактФильм во многом основан на личном опыте режиссера.

Зачем смотреть: узнать, как создаются шедевры.

67. Альфавиль / Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution (1965)

Жанр – фантастика | Страна – Франция | Режиссер – Жан-Люк Годар | В ролях – Эдди Константин, Анна Карина | Кассовый сбор – н/д | Продолжительность – 99 мин.

О чем: Детектив Лемми Кошен отправляется за много световых лет Земли в тоталитарное общество Альфавиль: задание кажется невыполнимым, ведь Лемми должен убить профессора Носферату, который и основал этот мир.

«Альфавиль» – по-настоящему культовое полотно. Известная немецкая синтипоп-группа Alphaville названа в честь картины, число цитат, на которые разошелся фильм несметно. Секрет прост – за управляемым Альфа-мозгом общества далекой планеты каждый узнает принятые общественные каноны и навязанные нам нормы. И, несмотря на духоту вокруг, увидит шанс на спасение. Именно об этом нам и говорит все творчество Жана-Люка Годара.

ФактСъемки «Альфавилля» прохидили в том числе внутри Французского Дома Радио (фр. Maison de Radio France).

Зачем смотреть: окинуть взглядом этот мир.

66. Пролетая над гнездом кукушки / One Flew Over the Cuckoo's Nest (1975)

Жанр – драма | Страна – США | Режиссер – Милош Форман | В ролях – Джек Николсон, Луиза Флетчер | Кассовый сбор – $109 млн. | Продолжительность – 133 мин.

О чем: В попытках избежать тюрьмы, Рэндл Патрик МакМерфи «косит» под умалишенного и попадает в психиатрическую лечебницу, где всем заправляет жестокая Милдред Рэтчед. Парадокс ситуации в том, что, как оказывается, многие пациенты сознательно спрятались в этой клинике от внешнего мира.

Конечно же, «Пролетая над гнездом кукушки» рассказывает не только историю «обычного» психиатрического заведения. Угадав общественные тенденции семидесятых, Милош Форман снял грандиозный манифест, отповедь жестокому обществу, рамкам и навязанным канонам и рассказал драматическую историю свободной души, которая не может себя найти в этом мире.

ФактКартина – достаточно точная экранизация романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» (One Flew Over the Cuckoo's Nest, 1962). Однако, из фильма исключен важный момент, присутствующий в книге – описание того, что внутри таблеток, которыми пичкали пациентов, были микросхемы.

Зачем смотреть: чтобы понять, что человеческому общество предстоит расти еще долго.

65. Чужой / Alien (1979)

Жанр – ужас | Страна – Великобритания | Режиссер – Ридли Скотт | В ролях – Сигурни Уивер, Том Скеррит | Кассовый сбор – $99,9 млн. | Продолжительность – 116 мин.

О чем: В далеком будущем грузовой космический транспорт перехватывает странный сигнал с планеты, которая находится рядом с его курсом. Высадившись на поверхность, астронавты находят корабль пришельцев.

«В космосе никто не услышит твой крик». Космическая фантастика во многом разделилась на эпохи «до» и «после» Чужого. Мастер визуалистики Ридли Скотт сумел выплеснуть на экран настоящее ожившее зло, одного из страшнейших монстров, придуманных человеком. И закрутить пружину действия настолько лихо, что по коже бегают «вот такие мурашки». Однако, сила «Чужого» не только и не сколько в sci-fi фабуле. История противостояния Рипли космическому ужасу кажется идеальной аллюзией на сражение человека со зверем внутри себя.

ФактРоль Рипли должна была исполнять Вероника Картрайт, а до Ридли Скотта режиссерское кресло покинули аж четыре режиссера.

Зачем смотреть: чтобы узнать, что не всегда стоит открывать закрытые двери.

64. Однажды в Америке / Once Upon a Time in America (1984)

Жанр – драма | Страна – США | Режиссер – Серджио Леоне | В ролях – Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс | Кассовый сбор – $5,3 млн. | Продолжительность – 229 мин.

О чем: Гангстерская сага, описывающая жизненный путь нескольких парней, которые в юности поклялись в случае необходимости отдать жизни друг за друга.

Отношение продюсеров к «Однажды в Америке» чуть не раздавило Серджио Леоне. Сильно сокращенная (всего 139 мин.) и перемонтированная в хронологическом порядке первая прокатная версия картины не имела ничего общего с авторским замыслом. Лишь спустя годы появился более-менее внятный (но все равно сокращенный) вариант на 229 минут, а уже в XXI веке увидела свет относительно полная версия шедевра (2012 г., 251 мин.). Почему «относительно»? 18 минут вырезанного материала так и не могут выйти из-за разногласий с правами! Леоне говорил: «Трагедия фильма в том, что его уничтожат в той стране, для которой он в первую очередь предназначался». Что ж, даже в таком виде «Однажды в Америке» кажется эпохальным фильмом – его не смотришь, а просто живешь десятилетия с героями картины, оцениваешь взлеты и падения, скользишь по холмам памяти.

ФактКартина снята по роману Гарри Грэя «Однажды в Америке» (The Hoods, 1952).

Зачем смотреть: прожить чужую жизнь.

63. Психо / Psycho (1960)

Жанр – триллер | Страна – США | Режиссер – Альфред Хичкок | В ролях – Энтони Перкинс, Вера Майлз| Кассовый сбор – $32 млн. | Продолжительность – 109 мин.

О чем: Мэрион Крэйн сбегает с крупной суммой денег и останавливается в странном мотеле.

Говорят, что в шестидесятые на премьерах «Психо» у кинозалов дежурили «скорые» – вероятнее всего, это слух, но и в 2020 году произведение впечатляет по полной программе. Как всегда у Хичкока, в картине нет ничего лишнего, все элементы и мизансцены преследуют лишь одну сюжетную цель. Восхитительное в своем аскетизме полотно, пример и эталон для потомков, вошедший во все учебники по кино.

ФактВ основу ленты легла книга Роберта Блоха «Психоз» (Psycho, 1959).

Зачем смотреть: оценить мастерство Хичкока.

62. Темный рыцарь / The Dark Knight (2008)

Жанр – фантастика | Страна – США | Режиссер – Кристофер Нолан | В ролях – Кристиан Бейл, Хит Леджер | Кассовый сбор – $1 003 млн. | Продолжительность – 152 мин.

О чем: Бэтмен противостоит Джокеру.

Глыба, монумент, возвышающийся на десять голов перед другими экранизациями комиксов. Талант Кристофера Нолана с его тягой к максимальной реалистичности (сюрприз, Бэтмен пользуется лишь технологическими штучками) здесь наложен на идеальный сценарий и ошеломляющую актерскую игру. Как говорится, у поколения «девяностых» есть «Терминатор2», у поколения «нулевых» – «Темный рыцарь».

ФактРоль Харви Дента должен был играть Мэтт Дэймон.

Зачем смотреть: да это же лучший комикс ever!

61. Банда аутсайдеров / Bande à part (1964)

Жанр – драма | Страна – Франция | Режиссер – Жан-Люк Годар | В ролях – Анна Карина, Даниэль Жирар | Кассовый сбор – $0,029 млн. | Продолжительность – 95 мин.

О чем: Одиль и двое ее новых знакомых (Артюр и Франц) планируют ограбление.

Главный фильм европейской «новой волны» – бунтарский, протестный и абсолютно революционный по своей форме. Приключения Одиль и ее друзей расцветают всеми красками приемов, ранее никогда в кино не использованных. Минута молчания длится 36 секунд, рамочки пальцами рисуются уже мультипликационно, а невидимая перестрелка на улице завораживает. Глоток свежего воздуха, из которого тот же Квентин Тарантино взял значительную часть своих наработок. И не пропустите танец – он абсолютно чудесен!

ФактКиностудия Квентина Тарантино A Band Apart была названа в честь этого фильма.

Зачем смотреть: оценить, сколько всего из картины переняли другие режиссеры.


Полный Топ-100 читайте здесь


Борис Миленский, Стас Устенко

4 августа 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru