10 главных кинофраншиз СССР

Wed, 11 May 2022 21:06:03 +0300 Wed, 11 May 2022 21:06:03 +0300

От фильма к фильму

10 главных кинофраншиз СССР


От фильма к фильму

Понятие кинофраншизы вошло в наш обиход глубоко и прочно – уже много лет мы с удовольствием наблюдаем за развитием сюжетов, построенных вокруг Джеймса Бонда, Люка Скайуокера или Тони Старка. Были ли франшизы в СССР? Конечно, просто их не выделяли в отдельный сегмент индустрии, но за приключениями полюбившихся героев зрители всегда следили с удовольствием. Вот лишь несколько таких “историй с продолжением”...

Красные дьяволята (1923 – 1971)

“Красных дьяволят”, снятых по повести Павла Бляхина можно смело называть первой советской кинофраншизой, хотя, справедливости ради, знаем мы эту историю скорее по ремейку, получившему название “Неуловимые мстители”. Между тем, “Дьяволята” легко “уделывают” “Неуловимых” хотя бы по общему числу снятых о них лент – пять против трех. Другое дело, что вышли фильмы Эдмонда Кеосаяна на пике интереса советского зрителя к кино, поэтому популярность четверки друзей, сражающихся с белогвардейцами и махновцами, выше, чем у немого кино 20-х.

Максим Лисицин (1934 – 1938)

Историю большевика Максима многие называют главной революционной повестью в советском кино, причем задумывалась эта киноэпопея изначально многосерийной, и авторы развернули ее на три полнометражные картины – “Юность Максима”, “Возвращение Максима” и “Выборгская сторона”. Советские партийные руководители пришли от картин в такой восторг, что режиссеров и исполнителя главной роли Бориса Чиркова удостоили Сталинской премии. Первый фильм серии отметили даже за рубежом – Американская гильдия кинокритиков отдала “Юности” приз как лучшему иностранному фильму 1934 года.

Кортик (1973 – 1974)

Создание трех картин по мотивам произведений писателя Анатолия Рыбакова компактно поместилось всего в два года, но для детей 70-х и 80-х годов это были едва ли не главные картины юных лет. Приключенческие истории “Кортик”, “Бронзовая птица” и “Последнее лето детства” сочетали в себе элементы детектива, подростковой драмы и даже романтики, а уж патриотизму они учили лучше любых школьных политинформаций и классных часов. К сожалению, даже этого короткого промежутка времени создания режиссеру Николаю Калинину не хватило, он скончался сразу после съемок “Птицы”, но зато мы можем посмотреть наглядно, как отличаются стили разных постановщиков на простом примере двух близких по тематике лент.

Сатурн (1967 – 1972)

Фильмы о разведчиках – то, без чего совершенно нельзя представить себе советский кинематограф, и трилогия о наших людях в немецком центре шпионажа – тому лучшее подтверждение. Зрители были без ума от героев лент “Путь в Сатурн”, “Конец Сатурна” и “Бой после победы”. Для актера Михаила Волкова, исполнившего в трилогии главную роль, экранная битва с абвером стала “проклятием” – сколько попыток он не делал после, его продолжали ассоциировать с Крамером-Крыловым, а это сильно мешало артисту в работе. Впрочем, иногда и одной яркой роли бывает достаточно, чтобы навсегда остаться в сердцах поклонников.

Резидент (1968 – 1986)

Если сражение Крылова с “Сатурном” продлилось пять лет, то герои другой популярной шпионской франшизы – истории о разведчике Михаиле Тульеве – оказались связаны друг с другом почти на два десятилетия. Начавшись “Ошибкой резидента” и продолжившись “Судьбой”, “Возвращением” и “Концом операции”, эта Сага охватывает множество значительных событий в истории Советского Союза и наглядно демонстрирует хитросплетения отношений двух политических полюсов планеты во времена “холодной войны”. Блистательная работа Георгия Жженова делает тетралогию настоящим шедевром.

Государственная граница (1980 – 2015)

Историко-приключенческую эпопею “Государственная граница” у нас ошибочно называют сериалом, хотя предпосылок для этого нет никаких – каждый фильм серии длится более двух часов, сюжеты разнесены во времени, а истории имеют логичную завязку, развитие и окончание. До сравнительно недавнего времени существовал только советский вариант “Государственной границы”, охватывающий восемь фильмов, действие в которых разворачивается в промежутке между 1917 годом и концом 1980-х, но уже в этом веке в Беларуси были сняты четыре новые ленты, показывающие пограничные вызовы нового поколения.

Шерлок Холмс (1979 – 1986)

Советская версия “Приключений Шерлока Холмса и Доктора Ватсона” – это не только самая известная отечественная франшиза, это еще и одна из наиболее уважаемых в мире экранизаций произведений Артура Конан Дойла. Знаменитого сыщика за почти полуторавековую историю кинематографа сыграло множество достойных актеров, но для нас Холмс всегда будет говорить сиплым голосом Василия Ливанова, а любая детективная история, которую расследует тандем с Бейкер-Стрит, будет сопровождаться музыкой Владимира Дашкевича, которая играет в пяти фильмах Игоря Масленникова.

Мушкетеры (1978 – 2009)

Поскольку четыре картины о королевских мушкетерах выходили у нас только на ТВ в качестве многосерийных телефильмов, их можно было бы назвать сериалом, состоящим из нескольких мини-сезонов, но разумеется изначально никто этим не заморачивался. “Д’Артаньян и три мушкетера” Георгия Юнгвальд-Хилькевича оказались столь популярны и любимы в народе, что продолжение популярного четырехсерийного фильма не могло не появиться – и зрители получили сразу три сиквела, которые выходили на протяжении трех десятков лет. Конечно, былых высот Михаил Боярский и компания достичь уже не смогли, но шпагами намахались вдоволь.

Крош (1961 – 1988)

Еще один пример того, как на советских экранах возникали франшизы на базе одного произведения – фильмы о приключениях Сергея Крашенинникова. Сперва еще в 1961 на экраны вышел фильм “Приключения Кроша”, адаптировавший для большого экрана книгу Анатолия Рыбакова, затем история продолжилась лентой “Минута молчания”, а уже в 1980-х эти же романы получили на экране новое воплощение – “Каникулы Кроша” стали более динамичными, а обаятельный Василий Фунтиков в роли главного героя влюбил в себя всю страну. В результате о Кроше оказалось снято сразу пять лент, хотя подлинно популярной стала только одна – про коллекционера нэцке.

Анискин (1968 – 1978)

Нужно обладать настоящим талантом, чтобы прописанный тобой персонаж, воплощенный тобой на экране человек или сыгранный герой стали подлинными народными любимцами, а их фамилии стали именем нарицательным. В Анискине все это сошлось вместе – Виль Липатов написал книги, Лукинский, Жаров и Иванов сняли блистательную трилогию, а Михаил Жаров виртуозно исполнил роль простого деревенского милиционера, который не только раскрывает “преступления века”, но и является опорой и надежей русского села. “Деревенский детектив”, “Анискин и Фантомас”, “И снова Анискин” – это не про расследования, а про жизнь на земле, где есть место и подлостям, и небольшому, но трогательному подвигу.

Евгений Ухов

16 мая 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru