25 лучших советских научно-фантастических фильмов

Sun, 25 Aug 2024 14:46:21 +0300 Sun, 25 Aug 2024 14:46:21 +0300

Sci-Fi в СССР был!

25 лучших советских научно-фантастических фильмов

 

Sci-Fi в СССР был!

В данной «мини-энциклопедии» мы изучим наиболее яркие научно-фантастические ленты, снятые в СССР. Попытка рейтингования таких произведений – дело весьма сложное, так как на съемки накладывали влияние и время, и политика, и еще масса факторов. Тем не менее, надеемся, что наша подборка картин, оказавших наибольшее влияние на жанр, самых весомых и впечатляющих, станет для вас полезным подспорьем в выборе фильма на долгие осенние вечера.

25. Гостья из будущего (1984)

Хотя картина изначально снималась для детей, «Гостья из будущего» стала настоящим блокбастером. Масса фантастических «штучек» вдохновляла школьников по всей стране, великолепная актерская игра прельщала взрослых, а на заглавной музыкальной композиции ленты до сих пор идут мурашки по коже. И пусть спецэффекты тут не дотягивают до голливудских, лента своей одухотворенностью дает сто очков вперед многим новомодным произведениям.

24. Таинственная стена (1967)

Ирина Поволоцкая и Михаил Садкович, по сути, предвосхитили «Солярис» и «Сталкер» Андрея Тарковского. Актерский состав, опять же, на высоте – в фильме задействованы Лев Круглый, Татьяна Лаврова, Ираклий Учанейшвили и Андрей Миронов. Хотя, этой истории об ученом Ломове, пытающемся понять тайны непонятно откуда появившейся стены, вызывающей галлюцинации, и недостает ритма – картина все равно достаточно глубока и многопланова. Речь пойдет не только и не столько об инопланетном вторжении – скорее о противостоянии различных подходов к познанию.

23. Земля Санникова (1973)

Разухабистая «Земля Санникова» от Альберта С. Мкртчяна и Леонида Попова – пример отечественного приключенческого аттракциона. Роман Владимира Обручева о ссыльном Ильине, который по заказу золотопромышленника отправляется на поиски и обнаруживает оазис среди льдов, нетронутый кусочек древней цивилизации, выглядит одухотворенно и свежо. Трудно даже представить, насколько бы картина выиграла, если бы главную роль в ней сыграл Владимир Высоцкий. Увы, не случилось – певец и актер тогда попал в опалу и был не допущен до съемок на «Мосфильме».

22. Гиперболоид инженера Гарина (1965)

Первая и лучшая экранизация одноименного романа Алексея Толстого: Евгений Евстигнеев играет изумительно, а весьма точный и изящный перенос фабулы литературного произведения на экран вызывает оторопь – в весьма скромный хронометраж удалось уместить целую тонну событий. Ну и сам гиперболоид тут выглядит просто шикарно.

21. Лунная радуга (1983)

Книгу Сергея Павлова в кинематографическом обличье ждали в СССР миллионы фанатов. Не всем надеждам было суждено сбыться – кинопроизведение Андрея Ермаша довольно далеко ушло от книги, но главную ложку дегтя привнес актерский состав. Диалоги, которые должны были задавать тон стержню повествования, на целлулоиде выглядят бледно и безжизненно, а реверансы режиссера в сторону стиля Андрея Тарковского (без должной смысловой нагрузки) кажутся аляповатыми мазками. Тем не менее, сюжет «Радуги», все равно хватает звезды с неба – как по масштабу проекта, так и по части многогранности работы.

20. Аэлита (1924)

Авангардная, конструктивистская «Аэлита» – скорее арт-постановка, чем кино. И постановка, надо сказать, весьма впечатляющая! Якову Протазанову удалось приоткрыть завесу тайны перед иными мирами – рассказ об инженере Лосе и красноармейце Гусеве, отправившимися на Марс тут не главное (от повести Алексея Толстого мало что осталось, кроме фабулы), зато визуально пиршество выглядит не «все сто».

19. Тайна двух океанов (1955-1956 – две серии)

Еще один столп советской литературной фантастики – зачитанный до дыр в «Библиотеке приключений» роман Григория Адамова «Тайна двух океанов». Его кинематографическое переложение было разбито на две части, первая вышла в 1955 г., вторая – год спустя. Увы, Константин Пипинашвили отнесся к произведению весьма вольно – герои в ленте совсем не похожи на персонажей книги, скафандры выглядят какими-то ретро-жестянками, а не чудом инженерной мысли… Но, на фоне минусов, есть и масса плюсов – размах, масштаб, крутые подводные съемки и настоящий пионерский задор.

18. Человек-амфибия (1961)

Проект экранизации романа Александра Беляева отлеживался на полках «Ленфильма» долгие годы – никто не хотел ударить в грязь лицом. У Владимира Чеботарева был уже за плечами большой опыт подводных съемок (в научно-популярном кино), так что маэстро рискнул. И не прогадал! Тонкое, проникновенное и изящное полтона блистает актерскими ролями (молодые Владимир Коренев и Анастасия Вертинская излучают настоящую химию), а похождения Ихтиандра для 1961 г. выполнены безукоризненно.

17. Семь стихий (1984)

Будущее пытались рисовать многие – и, как правило, спустя годы оно казалось лишь картонной поделкой. «Семь стихий» Геннадия Иванова стоят особняком в этом ряду – тут есть и архитектурные изыски («Панголина» Александра Кулыгина), и шикарные макеты станций, и прекрасные морские съемки. Роман Владимира Щербакова воссоздан на экране, что называется, с «прецизионной точностью» – исследование глубоководного озера на планете Центавр, на дне которого были найдены странны цветы, удивит вас как сценарными твистами, так и своей одухотворенностью.

16. Посредник (1990)

Конечно же, фанаты «Дома скитальцев» Александра Мирера мечтали об экранизации второй, инопланетной части повествования. Но даже в усеченном виде (в основу фильма легла первая в цикле повесть «Главный полдень»), эта история от Владимира Потапова смогла перенести авторский дух и букву на экран. Инопланетный корабль подчиняет разум людей – не подвластны злой силе лишь сумасшедшие и дети… Настоящий параноидальный шедевр.

15. Зеркало для героя (1987)

Масштабное «Зеркало для героя» Владимира Хотиненко родилось как сплав сценария Надежды Кожушаной «Воскресный день» и навязанной студией шахтерской повести Святослава Рыбаса. В итоге получился уникальный кино-эксперимент, описывающий будни Сергея Пшеничного и Андрея Немчинова, которые попали в прошлое – переместившись в «день сурка», 8 мая 1949 года, повторяющееся для героев снова и снова. Кому-то давая шансы на спасение людей в шахте, а кому-то – на понимание своих родителей. Лента не похвастается спецэффектами и драйвом, зато она возьмет скрупулезно выстроенной атмосферой времени раскинет настоящую сеть чувств и переживаний.

14. Акванавты (1980)

«Акванавтам» повезло куда больше, чем «Лунной радуге» – Игорь Вознесенкий без труда справился с экранизацией произведения Сергея Павлова. Фантастические подводные съемки, драйв и лихая пружина действия – Игорь Соболев и Свен Болл пытаются разобраться в том, как могла матрица памяти погибшей дочери профессора Керома объединиться с сознанием глубоководной манты…

13. Планета бурь (1961)

Экранизацию повести Александра Казанацева ждал такой успех, что лента вышла в широкий прокат даже в США. Правда, контрафактная и перемонтированная – под названием «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965). В нем даже имена советских актеров были изменены на американские! Банальный сюжет о путешествии на Венеру трех кораблей, высадке и знакомстве с неизведанным тут уходит в тень. Актеры (Владимир Емельянов, Георгий Жженов, Геннадий Вернов) играют так, что можно поверить в невозможное!

12. Капитан Немо (1975)

Мини-сериал Василия Левина объединяет две книги маэстро – «Двадцать тысяч лье под водой» и «Паровой дом» – и делает это на высочайшем уровне. В череде экранизаций Жюля Верна «Капитан Немо» занимает заслуженные верхние строчки – даже если брать в расчет голливудскую продукцию. Итак, профессор Аронакс пытается остановить морское чудовище – и, потерпев поражение, попадает на борт загадочной субмарины. Далее все будет ровно так, как мы себе представляли, читая «Библиотеку приключений» - от образа самого капитана, до паропанковской атмосферы.

11. Москва-Кассиопея / Отроки во вселенной (1973-1974)

Двухсерийна сага Ричарда Викторова (картина была задумана изначально, как один фильм, ее разделение получилось из-за превышения стандартов хронометража в СССР) – это не только блестящие роли ребят и актеров «первого эшелона» (Иннокентий Смоктуновский, Василий Меркурьев, Лев Дуров), но и то самое залихватское ощущение неизведанного. И гимн свершениям человечества. Школьник Виктор Середа собирает проект полета к созвездию Кассиопеи на космическом корабле «Заря» – команда должна состоять из детей, так как полет займет 50 лет…

10. Отель «У погибшего альпиниста» (1979)

Поставленный Григорием Кромановым по роману братьев Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста» идет всего 80 минут – но, каждый кадр в произведении отточен до блеска. Режиссеру удалось вместить в эту небольшую «жемчужину» всю метафизику известного фантастического произведения, закрутить лихую пружину действия и приправить все той самой гнетущей тягучей атмосферой. Этот «детектив» об инспекторе, который оказался заперт в отеле после схода лавины и обнаружил тело постояльца, даже в 2019 г. не отпускает ни на секунду.

9. Туманность Андромеды (1967)

Еще одна «боевая» советская фантастика. «Туманность Андромеды» Евгения Шерстобитова – настоящее визуальное пиршество. Шикарные для тех времен спецэффекты, настоящие провидческие картины (в одном из эпизодов ленты мы видим прообраз современного ноутбука); по сути – реальный конкурент многим голливудским картинам шестидесятых. Этот рассказ о захвате притяжением Железной звезды корабля землян «Тантра» и вынужденной посадке на чужой планете – образец стиля; та самая «настоящая» космическая фантастика.

8. Приключения Электроника (1979)

Роботы на марше! «Приключениями Электроника» грезили все мальчишки в конце семидесятых годов, но ленте удалось нечто большее, чем просто хорошему подростковому sci-fi. Константин Бромберг сделал шаг вперед, по-хорошему переосмыслив повести Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» (1964) и «Рэсси — неуловимый друг» (1971). В экранном обличие картина оказалась настоящим слепком времени, культурным феноменом.

7. Письма мертвого человека (1986)

Душный, давящий параноидальный шедевр от Константина Лопушанского во многом стал триггером к разрядке политической обстановки тех лет. Угроза ядерной войны и ее страшные последствия в преломлении взгляда ученого Ларсена, пытающегося понять причины произошедшего и обрести себя в этом новом мире, бьет зрителя наотмашь, не щадя. Воистину, настоящая прививка от шапкозакидательства – жуткая, но необходимая.

6. Через тернии к звездам (1980)

Ричард и Николай Викторовы взялись за сценарий Кира Булычева – речь пойдет о событиях XXIII века: патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает космический корабль неизвестной землянам конструкции. На космолете есть женщина-андроид Нийю, которая может перемещаться в пространстве и обладает невероятной силой. Попытки распутать все ниточки приведут землян на гибнущую планету… «Через тернии к звездам» не даром имеет культовый статус – картина кажется исключительно сильной и одухотворенной, а ее масштаб буквально потрясает. Да, ряд сцен сегодня выглядит откровенно наивно, но все это блекнет на фоне настоящей мощи сценарного стержня.

5. Тайна третьей планеты (1981)

Вот это – тот самый Кир Булычев, какого мы ждали на «компьютерном» экране! И пусть спецэффекты в 1981 г. не смогли воплотить задуманное в полнометражном кино – мультфильм снял все ограничения! Безумная фантазия, иные планеты, странные и страшные, забавные и удивительные существа, аллюзии и реверансы на другие произведения, потрясающий ритм – оторваться невозможно. Кстати говоря, свое настоящее имя писатель раскрыл в институте востоковедения только после выхода «Тайны третьей планеты» – до этого момента он скрывал свое хобби.

4. Собачье сердце (1988)

Лента разошлась на миллионы цитат и стала настоящей классикой. Владимиру Бортко удалось зацепить дух времени и бережно, как магу, перенести его на пленку. Мягкие кадры, сепия, канонические образы (от профессора Преображенского до Швондера) – все это не только погружает нас в 1924 г., но и заставляет крепко пораскинуть мозгами на тему, людской сущности.

3. Кин-дза-дза! (1986)

Кажется, что «Кин-дза-дза!» пришла к нам с другой планеты – такой бурной, странной, яркой и в хорошем смысле потусторонней фантазии в 1986 г. еще никто не видел. Георгий Данелия создал не кино – а целый мир. Планета Плюк в тентуре, галактика Кин-дза-дза в спирали – ух, да это просто праздник какой-то!

2. Солярис (1972)

От литературного первоисточника фильм ушел достаточно далеко – и это, надо признать, очень здорово. Вместо скучных описаний и пустого пафоса в «Солярисе» Андрея Тарковского развернется целая буря страстей. В котором космос, другая планета, и, даже иная жизнь – лишь аллюзии на людские страсти и страдания. Картина щеголяет не только магической атмосферой, буквально приковывающей к экрану, она заставляет заново переосмыслить все наши пороки и иначе взглянуть на происходящее за окном.

1. Сталкер (1979)

Памятник человеческому разуму – и один из лучших фильмов в истории мирового кино. Картина с очень тяжелой судьбой, которая, все же, пробила себе дорогу на экраны, сегодня входит во все учебники по кино и, по праву, занимает верхние строчки в рейтингах научной фантастики почти во всех странах мира. Удивительно многоплановый, отточенный и, что называется выстраданный, «Сталкер» – пример того, как в несколько часов можно уместить и рассуждения о сущем, и поговорить о природе человека, и осмыслить те законы, по которым мы живем. Ничего лучше в жанре «умной фантастики» до сих пор не вышло.



Борис Миленский



25 сентября 2019 года

 

Редакция Hi-Fi.ru