7 культовых лент, провалившихся в прокате

Thu, 02 May 2024 17:36:07 +0300 Thu, 02 May 2024 17:36:07 +0300

Время покажет

7 культовых лент, провалившихся в прокате


Время покажет...

В определении «культовое кино» скрыто так много смыслов и параметров, что разбирать их можно часами. Однако поклонники легко различают, какое кино имеет культовый статус, а какое нет, и измеряется это далеко не уровнем кассовых сборов. Больше того, зачастую именно провалившиеся в прокате картины со временем становятся жанровыми образцами. Сегодня мы расскажем о нескольких подобных лентах…

Нечто / The Thing (1982)

Худшего времени для премьеры в кинотеатрах сложно было себе представить, но студия Universal отважилась противопоставить свое «Нечто» «Инопланетянину» Стивена Спилберга и «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта. И ожидаемо проиграла, собрав смешные 19 миллионов долларов в театральном прокате. Впрочем, у студии был план «Б» – ей было известно о том, что картины Джона Карпентера имеют обыкновение превращаться в настоящие шедевры с течением времени, не взирая на результаты показов в кинотеатрах. Так случилось и с «Нечто» – фильм нашел громадную поддержку среди поклонников жанра, а самое главное – вдохновил множество молодых начинающих и будущих постановщиков. Без «Нечто» не было бы многих наших любимых фильмов, и это самый главный показатель подлинной культовости картины.

Горец / Highlander (1986)

В то время как сегодня "Горец" считается одной из лучших лент о "героях меча и магии", снятых в прошлом веке, на момент премьеры его фанатов можно было пересчитать по пальцам. Казалось бы, у картины есть все шансы стать суперхитом – колоритный Шон Коннери в одной из главных ролей, саундтрек от группы Queen, мастерски поставленные боевые сцены – но нет, зрители принесли в кассы кинотеатров всего 12 миллионов долларов. Все изменил выход ленты на видео – кассеты с "Горцем" внезапно для магазинов видеопродукции стали пользоваться колоссальным спросом, так что сначала картина стала "дефицитным товаром", а затем этот успех выступил стимулом для появления продолжения. Сегодня "Горец" имеет несколько полнометражных и сериальных продолжений, серию книг и комиксов, а его ремейка фанаты ждут уже много лет.

Побег из Шоушенка / The Shawshank Redemption (1994)

Одна из наиболее любимых самыми разными зрителями драм – "Побег из Шоушенка" режиссера Фрэнка Дэрабонта – в кинотеатрах выступила довольно слабо. Дело не в плохих отзывах, наоборот, критики картину похвалили, а в жесткой конкуренции на рынке – публика тюремным страданиям предпочла "Криминальное чтиво" и "Специалиста". В итоге лента едва отбила производственный бюджет, собрав в прокате 28 миллионов долларов. Успех и культовый статус к фильму пришел в 1997 году, когда права на его показ перешли к Тэду Тернеру, запустившему едва ли не ежедневные показы полюбившейся ему картины на своем канале TNT. "Побег" моментально обрел миллионы поклонников и быстро взлетел на вершины всевозможных списках популярности – так Топ-250 лучших фильмов известного портала IMDb лента возглавляет уже 11 лет.

Сквозь горизонт / Event Horizon (1997)

Далеко не всегда наличие в касте звезд мирового масштаба дает фильму гарантию высоких кассовых сборов. Прокат фантастического триллера «Сквозь горизонт» завершился кошмарным провалом – лента собрала 28 миллионов при затратах на производство в 70 миллионов долларов, и никакие Лоуренс Фишборн и Сэм Нил в главных ролях не помогли. Для массового зрителя фильм оказался слишком кровавым и достаточно сложным для понимания, да и далеко не каждый оказался готов к тому, что идет смотреть хоррор, а не сай-фай. Однако же в рядах поклонников научной фантастики «Сквозь горизонт» очень скоро обрела культовый статус – на фоне бравурных мечтаний о скором покорении ближнего космоса мрачное предупреждение о возможных последствиях многим пришлось по вкусу. Омрачает радость за фильм одна маленькая деталь – кинотеатральная копия ленты немного отличалась от той, что вышла позже на видео и обрела культовый статус. Вот только ни одной кинокопии сохранить не удалось, оригинальный «Сквозь горизонт» утрачен навсегда.

Большой Лебовски / The Big Lebowski (1998)

Минувшей весной было довольно забавно наблюдать за тем, как новое юное поколение открывает для себя фильм «Большой Лебовский» братьев Коэнов – толчком этому послужили отсылки и даже прямое упоминание о картине в блокбастере «Мстители: Финал». Впрочем, современники появления Чувака на больших экранах тоже не особенно торопились познакомиться с ныне культовым героем – в американских кинотеатрах картина с горем пополам собрала смешные 17 миллионов долларов. Вторую молодость Лебовски обрел после выхода на экраны в Европе – там лента была обласкана критиками, а зрители шли на нее вдвое охотнее американцев, что породило своеобразный бум. Теперь уже в США стали с нетерпением ожидать выхода ленты на видео. Кассеты с Чуваком уходили, как горячие пирожки, и мир получил еще одного культового персонажа.

Святые из Бундока / The Boondock Saints (1999)

Так случается довольно часто – потенциально востребованное массовым зрителем кино появляется на экранах в неуместное время, и все старания создателей обращаются в прах. Так было, например, со "Святыми из Бундока" – картина появилась в кинотеатрах аккурат после трагедии в школе Колумбайн, когда вся Америка крепко задумалась о природе насилия, свободе оружия и массовых убийствах. Демонстрировать феерию стрельбы в этой атмосфере было странно, поэтому "Святые" вышли всего в пяти американских кинотеатрах, а сборы фильма составили всего 30 тысяч долларов. К счастью, продюсерам картины удалось заключить эксклюзивную сделку с дистрибьютором видеокассет и DVD-дисков, который раскрутил «Святых из Бундока», как «блокбастер, доступный только на видео». В результате сборы фильма на носителях превысили 50 миллионов долларов, а лента стала классикой.

Судья Дредд 3D / Dredd (2012)

Попробуйте ради интереса провести опрос среди своих знакомых поклонников кино о том, какая из двух экранизаций комиксов о Судье Дредде лучше, и вы наверняка будете удивлены. Дредд 2012 года при самых положительных отзывах оказывается намного менее успешным, чем его старший брат 1995 года выпуска. Фильм с Сильвестром Сталлоне был растоптан критиками и оплеван преданными фанатами персонажа за отход от канонов, но фильму удалось собрать в прокате более 110 миллионов долларов. В то же время, «Дредд» с Карлом Урбаном принес создателям втрое меньше при крайне положительных отзывах публики и критиков. Создатели фильма сваливают вину на неудачную рекламную кампанию, и эта версия подтверждается успехами продаж картины на цифровых носителях – стоило ярко анонсировать возвращение супергероя на DVD и BluRay, как их продажи превысили планку в 650 тысяч копий в первую неделю. Для фанатов комиксов, да и просто хороших фантастических боевиков это абсолютно культовая вещица.

Евгений Ухов


27 сентября 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru