Почему у компакт-кассеты нет будущего

Wed, 11 May 2022 20:57:40 +0300 Wed, 11 May 2022 20:57:40 +0300

Вся правда об аналоговом ренессансе

Почему у компакт-кассеты нет будущего

Вся правда об аналоговом ренессансе

На фоне возрождения интереса к винилу в XXI веке пошли разговоры о полноценном аналоговом ренессансе. Мол, поклонники хорошего звука любят физические носители настолько, что будут готовы мириться с неизбежными ограничениями, которые накладывает на формат магнитная лента. Первой ласточкой стала область катушечных магнитофонов: здесь все обстоит именно так – выходят новые бобинники, интерес к записям оживляется. Сразу же зашла речь и о том, что куда более эргономичный и компактный вариант кассеты тоже получит свое второе рождение. Сегодня мы разберем этот вопрос от «А» до «Я» и придем к выводу, что на ниве компакт-кассет все обстоит куда более печально.


1. Портативный формат 1963 года разрабатывался лишь для удешевления

Сама по себе компакт-кассета была разработана корпорацией Philips и представлена публике в 1963 году. Разработка была изначально направлена на удешевление и повышение удобства обращения с магнитной лентой – крупногабаритные катушечники были чрезвычайно дороги и сложны в обиходе. Вот фирма и выпустила нечто, что можно спрятать в нагрудный карман – не сильно заботясь о качестве саунда. Пик развития кассет пришелся на восьмидесятые годы ХХ века, после чего они начали вытесняться компакт-дисками.



2. Ширина ленты и ее скорость движения в кассете ничтожны

Судите сами – для записи на две (моно) и четыре (стерео) дорожки в кассете используется магнитная лента шириной 3,81 мм (0,15”), а ее скорость движения при воспроизведении достигает 4,76 см/с. Теперь сравним с форматом-прародителем – магнитной лентой для бобинников. При профессиональном (и наиболее качественном) подходе лента в 6,35 мм (0,25”) транспортируется на скорости 38 – 76 см/с! Как говорится комментарии излишни.



3. Даже лучшие кассетные деки «золотой эры» формата не блещут своими ТТХ

Мы уже публиковали большой рейтинг из лучших кассетных дек, когда-либо увидевших свет. Что ж, обратим внимание на лидеров гонки, например, на Nakamichi DRAGON. Технические показатели модели «превосходны» если только сравнение проводить в рамках формата – частотный диапазон доходил до 22 000 Гц, соотношение сигнал/шум достигало 74 дБ. Последняя топовая дека Sony, TC-KA7ES, выпущенная в 1994 году смогла лишь приблизиться к тем же 22 000 Гц «сверху». Но, надо понимать, что эти параметры достилались у техники класса High End только при активации систем шумоподавления, которые были ложкой дегтя в бочке меда, ведь…



4. …любая система шумоподавления сжимает динамический диапазон сигнала. И, особенно, Dolby B!

Шум, так или иначе всегда присутствующий на записанной компакт-кассете, решено было подавлять специальными системами – СШП. Решение от Dolby, Dolby B, стало стандартом де-факто для рынка кассет – внедренный в 1970 году поход сжимал динамический диапазон сигнала и увеличивал уровень тихих фрагментов записи над уровнем шума ленты. По сути, это стало первым шагом к современной loudness war, когда звукорежиссеры сами зажимают динамику сигнала, чтобы обеспечивать его качественное воспроизведение на технике массового сегмента. Никакие развития этих систем, включая и модную в восьмидесятые годы ХХ века Dolby C (состоящую, по сути, из двух последовательно включенных схем Dolby B), не принесли на ниву высокой верности звука ничего хорошего.



5. Современные кассетные деки не предложат вам ничего экстраординарного

Да, за несколько лет вышло несколько моделей абсолютно новых кассетных дек. Увы и ах, если отбросить совсем дешевые модели, мы увидим, что все они так или иначе базируются на платформе Tascam, которая оформляется то в одно- то в двухкассетном виде. Для серьезного воспроизведения они не годятся – обратите внимание, хотя бы, на соотношение «сигнал/шум» в 58 дБ или АЧХ до 12 500 Гц. А теперь сравните с той же Nakamichi DRAGON.



6. Винтажных кассетных дек в хорошем состоянии на рынке осталось крайне мало, а цены на них – заоблачные

Как вам миллион рублей, за которые недавно продавали топовую Nakamichi 1000ZXL Limited? Именно столько попросят за аппарат с продвинутыми ТТХ, а в будущем, при необходимости ремонта, владелец вероятно столкнется с проблемой поиска запчастей.



7. Качество звучания даже классной кассетной деки не хватает звезд с неба

О’кей, вы, все же, запустили шикарный винтажный аппарат. На что можно рассчитывать? Из плюсов все сразу отметят слитность и безшовность музыкальной картины, текучий, певучий характер подачи материала, присущий только аналоговой записи и разительно отличающийся от «цифры». Однако, и минусов будет через край – начиная от явно зажатой динамики и заканчивая отсутствием разрешения «сверху», а также посредственной проработки самого нижнего баса. Мало-мальски приличная виниловая вертушка не оставит и камня на камне от кассетной деки, чего уж и говорить о катушечном магнитофоне.



8. С поисками кассет с фирменными записями – большие проблемы

Официально формат сейчас имеет «сувенирный» статус – скажем, те крохи, которые релизятся на компакт-кассетах явно не идут в сравнение с тем же винилом.



9. С поисками чистых кассет все обстоит ещё хуже

Массового выпуска новых качественных кассет пока нет – и конвейер не предвидится даже на горизонте. Если вы зададитесь целью найти топовые кассеты Metal (Type IV) – все пути приведут на японские аукционы, где за старую нераспечатанную пачку запросят совсем уж сумасшедшие деньги. Из «новья» же можно купить продукцию с голландкой фирмы De Bandjesfabriek (в новой версии их кассет, RTM FOX C-60, применена пленка Recording The Masters) – но это будет лишь Super Ferric. Аналогичная ситуация и у американцев – National Audio Company сейчас выпускает кассеты только первого типа (FerroMaster C456).



10. Деградация компакт-кассет со временем более существенная, чем на то рассчитываешь

По состоянию на 2012 год отсутствуют подтвержденные данные лишь о деградации топовых магнитных лент производства Maxell и TDK. Особенности же формата тут диктуют и неизбежное падение уровня записи (примерно на 1 дБ на каждые десять лет хранения), и прочие «прелести», связанные с температурно-влажностным режимом, который крайне сложно выдержать в обычной квартире. Се ля ви – винил куда более «легок» в уходе и хранении.



Вывод:

Хотите сувенир, типа Walkman’а главного героя из фильма «Стражи галактики»? Пожалуйста, как игрушка из детства модель вполне подойдет. Но не надейтесь на то, что компакт-кассета сможет вам предложить нечто большее, кроме занимательной механики. Формат безнадежно устарел по своим параметрам, фирменные записи на нем придется искать «днем с огнем», выпуск новых чистых кассет класса High End почил в бозе, а качественных новых кассетных дек на рынке так и не появилось.

Конечно, если у вас уже имеется что-то уровня Nakamichi DRAGON, аппарат стоит оставить – но только как образец коллекционной редкости. По звуку он проиграет хорошей вертушке и, тем более, профессиональному катушечному магнитофону. Так что, путей в аналоговый рай пока два – с винилом или с магнитной лентой на скоростях от 38 см/с.


Денис Репин

20 апреля 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru