Ориентация на пленку в проекционной технике обусловлена отнюдь не стремлением достичь эффекта аналогового изображения, а совершенно объективными факторами. Как известно, несмотря на появление еще в 80-х годах легких в установке матричных проекторов, почти до конца тысячелетия в классе моделей для домашнего кинотеатра по качеству картинки безраздельно лидировали огромные кинескопные «трехтрубные» аппараты. Причин тому две. Первая — отличная цветопередача. Вторая — полное отсутствие пиксельной сетки при гораздо большей, чем у матричных устройств, четкости. Но если цветопередачу матричных моделей смогли наладить довольно быстро, то вопрос пикселизации актуален до сих пор. Ведь к высокой четкости все привыкли — сейчас и относительно некрупные телевизоры уже обладают разрешением Full HD, отчего изображение на них выглядит очень гладким. С другой стороны, экраны диагональю свыше ста дюймов даже в квартирах перестали восприниматься как неведомая экзотика, однако картинка на них чаще всего имеет то же разрешение 1080р. Радикально избавиться от проблемы, просто купив проектор с 4K-матрицами, основная часть пользователей не готова — слишком дорого. Зато получить с проектора изображение без пикселизации хотят многие.
Способ удовлетворить это желание, доступный уже сегодня, предложила компания JVC. Это технология e-shift. Она позволяет увеличить разрешение проектора до стандарта 4K и попутно повысить четкость картинки, не очень серьезно увеличивая стоимость оборудования. Первый ее вариант появился в двух самых дорогих аппаратах JVC прошлого года. А в текущей линейке система была доработана и теперь присутствует даже в относительно доступной модели DLA-X55R.
Работает e-shift 2 следующим образом. В оптическом блоке проектора перед объективом устанавливается полупрозрачный элемент с тонкой призмой, который смещает изображение на половину размера пикселя в обоих направлениях так, что при наложении изначальной и преобразованной им картинки число элементов изображения увеличивается вдвое по вертикали и горизонтали, а их общее число, соответственно, в 4 раза. То есть разрешение повышается с Full HD до 4K.
Компания JVC предложила инновацию, которая уже сегодня доступна широкому кругу киноманов, желающих получить у себя дома изображение, по качеству не уступающее лучшим коммерческим кинотеатрам мира.
При этом на матрицы поступает видеосигнал, преобразованный видеопроцессором по специальному алгоритму, в котором помимо простой интерполяции применяется анализ видео по 64 зонам в частотном спектре яркостного сигнала с выделением частей, где детальность в исходном сигнале особенно высока. В них детали картинки нелинейно преобразуются аналогично тому, как это происходит при использовании сложных фильтров программы PhotoShop, только в реальном времени.
На выходе получается изображение не просто с б?льшим числом пикселей, но и более сложное по структуре и богатое нюансами, чем простая картинка Full HD без подобного преобразования. Никакой мистики в этом нет — вы каждый день видите преобразования подобного рода в телевизорах, повышающих исходное разрешение видеосигнала до Full HD. Но в JVC DLA-X55R все это реализовано на более сложном уровне.
Впрочем, не одно лишь отсутствие пикселизации определяет близость изображения к натуральному. Крайне важны цвета и особенно контрастность. И в этом проекторы JVC и DLA-X55R в частности являются исключением среди большинства кинотеатральных аппаратов. В них, как и в тех моделях, что устанавливаются в коммерческих кинотеатрах, нет динамической диафрагмы. То есть феноменальная контрастность картинки создается только за счет характеристик матриц и светофильтров. Посмотрите на результаты измерений — подобных значений вы не найдете ни у одного из конкурентов. А ведь DLA-X55R — далеко не самый продвинутый в программе JVC! Более того, его в какой-то мере можно назвать упрощенным. К примеру, здесь нет защитной шторки объектива, а в оптическом тракте использованы не топовые фильтры.
Еще DLA-X55R очень натурально передает движения на экране. Фирменный алгоритм Clear Motion Drive, как и у других проекторов JVC, у него тоже создает дополнительные кадры для увеличения частоты развертки, но действует при этом не агрессивно — не вычищает картинку от вообще любого смазывания и не упрощает ее, а весьма аккуратно исправляет огрехи, сохраняя общую естественность движений, панорамирования и прочего.