Продажи жидкокристаллических (ЖК) мониторов и телевизоров стремительно растут. В России эти устройства успешно теснят традиционные электронно-лучевые трубки (ЭЛТ), на долю которых во II квартале 2004 г. пришлось лишь 37% продаж. По данным ITResearch, более 40% наших граждан предпочитают покупать ЖК-мониторы, а рынок ЖК-телевизоров за год вырос почти в пять раз.
Плоские, тонкие и без излучения экраны — будь то телевизор или компьютер — прочно входят в дома и офисы россиян. Чем больше размер ЖК-дисплея, тем выше вероятность брака при изготовлении и тем дороже он обходится.
Дисплеи производят в вакуумной среде, и состоят они из стекол и множества жидких кристаллов. Самый простой вариант ЖК-экрана всем хорошо известен — это экран калькулятора. ЖК-экраны также используются в телефонах, MP3-плейерах, цифровых камерах, компьютерах, телевизорах, информационных табло и т. д.
По оценкам ITResearch, во II квартале 2004 г. объем продаж всех компьютерных мониторов в России вырос по сравнению с II кварталом 2003 г. на 33% до 1,02 млн, а в денежном выражении — на 56%. ЖК-мониторов было продано более 400 000 шт. “Процессу способствовало дальнейшее сокращение доли ЭЛТ-устройств, на которые приходится всего около 37% рынка в стоимостном выражении”, — отмечают эксперты ITResearch.
Несмотря на то что электронно-лучевые мониторы еще стоят на столах большинства россиян, новые устройства покупают далеко не все. По словам гендиректора компании-сборщика компьютеров DEPO Computers Александра Баринова, ими интересуется два типа потребителей: экономные граждане, которые могут сберечь на такой покупке до 40% стоимости по сравнению с ЖК-монитором, и профессионалы — дизайнеры и инженеры, потому что ЭЛТ-экран поддается более точной калибровке.
“Рынок России далек от насыщения, но многие покупают первый монитор на основе ЖК-технологии, минуя электронно-лучевые устройства”, — вторит ему руководитель отдела брэнд-маркетинга подразделения потребительской электроники российского представительства Philips Инесса Галактионова. “У нашей компании продажи ЖК-мониторов значительно растут: в III квартале их было продано на 50% больше, чем во II. А в ближайшее время мы ожидаем еще больший спрос как на ЖК-мониторы, так и на телевизоры”, — рассказывает Дмитрий Клешнин, директор департамента комплектующих дистрибьютора компьютерной техники OCS. Судя по предложением on-line магазинов, сейчас 17-дюймовые ЖК-мониторы можно приобрести в среднем за $400-500, а такие же электронно-лучевые — примерно на $200 дешевле.
Эксперты ITResearch отмечают, что продажи ЖК-телевизоров растут рекордными темпами: за II квартал было продано более 28 000 аппаратов, что в 4,6 раза больше этого же периода прошлого года. С ними соглашаются специалисты Samsung. “Это самый быстрорастущий рынок. В 2003 г. рынок ЖК-ТВ вырос на 200%, в 2004 г. мы ожидаем снижения темпов роста до 100% в связи с постепенным удовлетворением спроса по текущей цене”, — рассказывает пресс-атташе Samsung Людмила Демиденко.
По данным GfK, доля Samsung на рынке ЖК-ТВ составляет 19%. “Постепенное снижение цен переведет жидкокристаллические телевизоры в категорию массовых и позволит конкурировать с плазмой за роль главного телевизора в доме”, — считает Демиденко.
Рынок плазменных телевизоров сейчас также растет, но не так быстро, как рынок ЖК. По данным ITResearch, во II квартале 2004 г. в России было продано в два с половиной раза больше плазменных панелей, чем год назад. Причем по сравнению с 2003 г. средневзвешенная цена одной плазменной панели снизились на 17%. За квартал в России было продано 13 800 устройств. Лидируют на этом рынке, по данным ITResearch, LG, Panasonic и Samsung, сильны позиции Fujitsu, Pioneer, Philips и Sony.
Плазменные панели обычно делают от 32 дюймов и больше: сделать меньше мешает зернистость. Поэтому панели не могут конкурировать с ЖК-мониторами с маленькой диагональю. Зато цены на большие плазменные телевизоры значительно ниже, чем на ЖК. Например, 42-дюймовую плазменную панель можно купить за $4000, а 40-дюймовый ЖК-телевизор стоит более $5000.
Баринов считает, что ЖК-устройства постепенно сменят плазменные. А аналитики прогнозируют резкое падение цен на ЖК-телевизоры через два года. По данным DisplaySearch, в 2007 г. дисплеи более 40 дюймов в диагонали будут стоить порядка $792. Аналитик IDC Давид Давтян утверждает, что поставки ЖК-телевизоров с диагональю больше 30 дюймов через два года превысят поставки плазмы такого же размера и в дальнейшем отрыв будет увеличиваться, делая ЖК-технологию доминирующей.
Однако в Philips рассчитывают, что как минимум до 2010 г. плазменные панели — особенно в секторе домашних телевизоров — будут пользоваться устойчивым спросом у обеспеченных людей, предпочитающих большой экран. Кроме того, производители плазменных панелей удлинили их срок службы с 15 000 часов в четыре раза, устранив тем самым один из основных недостатков этого устройства.
Впрочем, ЖК-технология тоже не стоит на месте. Баринов отмечает, что угол обзора ЖК-экранов увеличился — раньше сбоку изображение на экране было уже не видно, кроме того, цвета уже стали более яркие. Сейчас угол обзора составляет 176 градусов, что позволяет смотреть, например, ЖК-телевизор всей семьей, уточняет Галактионова.
Вряд ли “господство ЖК-технологии” на телевизионных и компьютерных экранах продлится вечно: ей уже подрастает смена. По словам Демиденко из Samsung, у проекторов, использующих технологию DLP, лучше контраст, глубина и естественность картинки. Другая технология — OLED (органические светодиоды) пока неконкурентоспособна для использования в телевидении, однако с успехом применяется для создания небольших экранов — например, в мобильных телефонах.