23.03.2001 18:03:00
Закон 1998 года дал американским производителям аудио и видео существенное преимущество по сравнению с фирмами из стран, где эти вопросы никак не регулируются (как минимум - преимущество на рынке США). Даже удивительно, что болезненно относящиеся к таким вопросам европейские законодатели долгое время никак не реагировали на ситуацию. Лишь на этой неделе общеевропейский Комитет по законодательству принял итоговый вариант закона и направил его в Европарламент для окончательного принятия. По мнению экспертов Wall Street Journal Europe, закон наверняка будет принят.
Представители организаций, защищающих права потребителей, очень обрадовались этой новости. Существующая редакция закона их вполне устраивает. Хотя владельцам авторских прав и издателям аудио- и видеопродукции, как и в США, разрешат кодировать информацию во избежание пиратства, но первоначальная формулировка о полном запрещении копирования снята.
<В итоге каждая из сторон что-то приобрела, а что-то потеряла, но это необходимый компромисс, и от него не уйти>,- заявила Люси Кронин, исполняющий директор European Digital Media Association, представляющей интересы продавцов фильмов, музыки и книг.
Но в целом медиа-индустрия отреагировала очень раздраженно. Международная федерация звукозаписывающей индустрии (IFPI), объединяющая практически все крупные мировые кино- и музыкальные компании, заявила о своем намерении продолжить борьбу за самый жесткий вариант закона, который, по мнению этой организации, <принес бы пользу и творческому сообществу, и потребителям>.
<Копирование цифровой мультимедиа-информации должно быть разрешено лишь для частных нужд,- заявила Франциска Мур, директор IFPI по странам Европы.- Следует пресечь массовое тиражирование для неограниченного круга людей, как это происходило в Napster. Но так как ограничить это реально довольно трудно, лучше было бы полностью запретить копировать>.
Существующий проект закона вместо запрещения копирования для личных нужд фактически узаконит его. При этом границы <личного пользования> четко не прописаны, и споры о значении этого термина не прекращаются.
Напомним, что совсем недавно Еврокомиссия начала расследование против крупнейших звукозаписывающих студий в связи с обвинением их в монополистическом сговоре.