"Гамлет" в "Новой опере" обошелся без крови

Премьера оперы Амбруаза Тома "Гамлет" состоялась в театре "Новая опера" 5 ноября. Постановку осуществили режиссер Валерий Раку, дирижер Дмитрий Волосников, художник Марина Азизян и светорежиссер Глеб Фильштинский. В главных партиях выступили Вадим Панфилов (Гамлет), Людмила Кафтайкина (Офелия), Татьяна Смирнова (Гертруда), Виталий Ефанов (Клавдий), Валерий Гильманов (Призрак), Дмитрий Пьянов (Марцелл) и Анатолий Григорьев (Горацио). Постановщик Валерий Раку считает, что трагедия Шекспира и опера Тома - два разных произведения: "Тома и его либреттисты многим пожертвовали из драматургических линий пьесы, а в центре стояла любовная история принца Датского. В лирическом мире Тома невозможны те потоки крови, которые заливали шекспировскую сцену, но на языке музыки он описывает такую гибель души, после которой гибель физическая не имеет смысла". Поэтому в спектакле гибнет только Офелия, смерть которой вынуждает Гамлета отказаться от мести. Основой постановки становится трагедия отчуждения, которое символизирует занавеска ("глухая стена непонимания"), оставшаяся после фарса, разыгранного Гамлетом перед матерью и дядей.

Одна из важнейших составляющих постановки, достигших здесь паритета со сценографией и режиссурой, - работа светорежиссера, благодаря которой не ощущается недостаток декораций. Последние же сведены до минимума (право восхищать глаз досталось роскошным костюмам), а основой сценографии является выдвигающийся и поворачивающийся мост, на котором происходит все основное действие. Правда, все его перемещения в пространстве (во время музыки!) производят много шума. По левую и правую руку от моста иногда "всплывает" и снова "погружается" комментирующий хор (хоровые сцены партитуры Тома в этой постановке сильно сокращены).

Оркестр, на этот раз помещенный за кулисы, справился с функцией чуткого и слышащего концертмейстера, доказав, что дирижеру не обязательно стоять перед сценой и "смотреть в рот" вокалистам.

Среди солистов наивысший класс вокального и драматического мастерства показала исполнительница роли Королевы Татьяна Смирнова, в пении которой к тому же, в отличие от других, был отчетливо слышен французский язык. Выступление Офелии - Людмилы Кафтайкиной - оказалось слегка подпорченным неубедительной идеей выражения безумия через фальшивое пение.

В целом спектакль сделан на европейском уровне, несмотря на отдельные фрагменты "не из той оперы", продиктованные эклектичностью самой музыки (например, опереточные приплясывания хора наподобие "Летучей мыши" Иоганна Штрауса или раздумья Гамлета в духе Ленского о том, "что день грядущий мне готовит").

Редакция Hi-Fi.ru

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен

Рейтинг: