23.03.2001 17:50:31
Немецкие исследователи из Магдебурга и Ганновера предложили семи дирижерам классической музыки, семи пианистам и семи обычным гражданам специальный акустический тест. Они расположили три динамика спереди испытуемых и три вокруг. В случайном порядке динамики проигрывали ряд стандартных звуков, но иногда к звукам ученые подмешивали шум, смещающий частоту. Слушателей просили нажимать кнопку, если фальшивая нота пришла из одного из динамиков. Измерения активности мозга и количества ошибок показали, что все три группы одинаково хорошо различали фальшь из центрального громкоговорителя, но только дирижеры могли точно засечь фальшь из боковых динамиков.
У всех трех групп испытуемых была активна одна и та же область мозга, не удалось найти и изменений в анатомии и чувствительности органов слуха дирижеров. Это позволяет заключить, что дирижеры не используют дополнительных групп нервных окончаний, а решают эту задачу только благодаря способностям мозга. Люди обычно просто поворачивают голову по направлению к источнику интересующих их звуков, поэтому все, даже не-музыканты, хорошо различают только источники звука, находящиеся перед ними. Дирижеры вынуждены постоянно уделять внимание всему оркестру, расположенному перед ними полукругом. Поэтому ежедневная тренировка вырабатывает у дирижера удивительную способность к локализации звука.