23.03.2001 17:50:18
Юбилейный фестиваль Андрея Петрова (обывателю известного скорее музыкой к любимым народом кинофильмам) приуроченный к 70-летию композитора и не без должной претенциозности именуемый всероссийским, своим заключительным и посему наиболее феерическим аккордом осчастливил наш город, родной для юбиляра. Финал сего эпохального фестиваля стал, однако ж, открытием фестиваля иного, менее продолжительного и географически масштабного, но менее ли знаменательного - судить не нам. X Международный фестиваль "Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире" открылся в среду, 20 декабря, в Большом зале Филармонии авторским вечером всё того же Андрея Петрова, венчающего юбилейную эпопею композитора. А венец сей был не лёгок: патетический патриотизм обрушился на зал, аудиторию, колонны с первыми гомерическими аккордами монументальной оперы "Пётр I" и громогласным, но тихий ужас наводящим басом Петра (Григорий Карасаев). Грандиозные каденции рождали образы один мрачней другого, живописуя героизм, упорство, одержимость души гремучей, но российской. Всё стихало невзначай, проникновенное сопрано (Е. Артюшкина) в сопровождении хора робко взывала к Петру, прося не трогать колокола.А душу бередящая какофония хора (старушка рядом тревожно встрепенулась) опять же обрывалась зычным басом. Антракт же оборвал Петра...
Сей пафосный гротеск произведения упрямо упирался в муссированную до изнеможенья тему гимна России, памятуя непосредственную причастность композитора к оркестровой аранжировке Патриотической песни Глинки, намедни беспардонно дискредитированной.
Петров не редко памятует о петербургском стиле своих произведений и благодарную любовь свою к мистическому городу контрастов, соединяющему сияние, великолепие, и блеск с зловещей таинственностью, композитор благоговейно воплощает в симфоническом диптихе "Блистательный Петербург" из 2-х частей, как будто бы из двух антагонистических начал, сосуществующих, однако ж, в одной душе, величественной, безусловно. Заметить к слову, изначально произведение сие должно было, по традиции старой и доброй, ознаменовать непосредственно 70-ый день рождения композитора (2 сентября), но релиз удачно был подменён пушечным выстрелом, произведённым собственноручно Петровым под звон колоколов, поскольку творческий процесс немного затянулся...Теперь вот - премьера. Мировая.
Впечатляет удачный опыт интерпретации Петербурга как отдельного духовного организма, душа которого в неповторимом становлении рождает свой миф, свою культуру и историю. Можно сказать, что полностью он подчинил возможности разума своей творческой воле.
После короткой 3-ей сюиты из балета "Сотворение мира" зал, пропитанный патриотизмом и тронутый до глубины души, имел возможность выразить эмоции в аплодисментах продолжительных, благодарностью которым стало исполнение дважды на бис импровизации на тему "Эй, моряк" из кинофильма "Человек-Амфибия". Сам же виновник бурных оваций был тих и скромен, соревнуясь с неподражаемым, одним из самых именитых из круга друзей своих, с Юрием Темиркановым, в поклонах и благодарностях друг другу. Среди друзей, заметить к слову, можно было лицезреть не по годам импозантного Лаврова и светоч российской науки Жореса Алфёрова с супругой. Закрытие (уже окончательный финал) - гала-концерт 22 декабря в БКЗ "Октябрьский". А X Международный фестиваль "Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире" тем временем продолжился 21 декабря фортепианным вечером Элисо Вирсаладзе "К 100-летию со дня рождения А.Д. Каменского", а 22 декабря Камерный оркестр Госфилармонии на Кавказских Минеральных Водах "Амадеус" исполнил Вивальди, Генделя, Альбрехтсбергера и Альбинони (солистка Светлана Бережная). Уже сейчас в атмосфере Филармонии чувствуется волненье и восторг от ожидания Второго Международного Зимнего фестиваля "Площадь Искусств".