Новая технология электронно-лучевых трубок обещает укоротить громоздкие дисплеи на несколько дюймов и бросает вызов плоским конкурентам на их родном поле — гонке за стройностью.
Топ-менеджеры, выступавшие в четверг на конференции по дисплеям в Сан-Франциско, обещали уже в следующем году гораздо более тонкие ЭЛТ-дисплеи, причем более дешевые, чем модные плоские панели на основе жидкокристаллической и плазменной технологий. «Эти сверхплоские ЭЛТ предложат лучшее из обоих миров — превосходное качество и компактный размер», — сказал директор по корпоративной стратегии LG.Philips Displays International Зигфрид Тринкер.
LG.Philips Displays уже производит кинескопы для плоских моделей в ограниченных количествах и в конце 2005 года планирует начать продажи плоских ЭЛТ-телевизоров в США. Вначале они будут несколько дороже современных ЭЛТ-моделей, но цены должны быстро понизиться. Первыми производителями, которые предложат такие телевизоры в США, станут родители совместного предприятия, LG Electronics и Royal Philips Electronics. Два электронных гиганта образовали также LG.Philips LCD, крупнейшего производителя на рынке ЖК-устройств.
Телевизор Samsung Electronics с 30-дюймовым кинескопом будет иметь глубину около 16 дюймов, больше, чем у плоского телевизора, но плоский телевизор с подставкой занимает почти столько же места.
На долю ЭЛТ приходится около 90% мирового рынка телевизоров, но стабильный рост сохраняется уже довольно долго. Многие компании, сделавшие себе имя на ЭЛТ-телевизорах, уходят с рынка и посвящают себя плоским устройствам, которые пока занимают всего 5% рынка, но приносят больше прибыли. Выступавшие признали, что бизнес ЭЛТ вышел из фазы роста, но пока он консолидируется, благоприятные возможности для бизнеса еще есть.
Новые плоские телевизоры привлекают внимание потребителей большим экраном при узком профиле. Однако участники конференции Flat Information Displays Conference 2004 говорили, что начиная с будущего года на рынке появятся сверхплоские модели по значительно более низким ценам по сравнению с плоскими панелями.
Samsung Electronics тоже предложит супертонкие ЭЛТ-телевизоры. По словам вице-президента Samsung Electronics America Джима Сандуски, в первом квартале компания начнет продавать 30-дюймовые телевизоры в Корее, а в середине года они появятся в США.
«В обозримом будущем ЭЛТ не сойдет со сцены, — говорит аналитик iSuppli Ридди Патель. — В 2008 году их доля рынка будет составлять 70%». Рынок плоских панелей относительно молод по сравнению с рынком ЭЛТ, однако цены на нем уже падают. Производители стараются наращивать размер панелей — компания Syntax, производитель второго эшелона, сообщила на конференции о своих планах выпустить в мае будущего года 55-дюймовый ЖК-телевизор.
Накопление запасов ЖК-панелей ведет к перепроизводству и дальнейшему снижению цен. Производители уже понизили цены, что заставило некоторых аналитиков предположить, что этот рождественский сезон будет благоприятным для покупателей плоских телевизоров и трудным для производителей.
Однако пройдет некоторое время, прежде чем цены на плоские и ЭЛТ-телевизоры сравняются. Ожидается, что средняя цена ЭЛТ-устройств будет падать по мере консолидации рынка, и тем, кто выживет, придется сохранять рентабельность при низких ценах, говорит Тринкер. Многие крупные игроки ЭЛТ-бизнеса, включая Sony, Toshiba, Matsushita и Sharp, уже вышли из игры.
Тринкер добавил, что цены на телевизоры сосредоточились в диапазоне до $500, причем средняя цена составляет примерно $250. Чтобы оправдать низкие цены, нужно поддерживать большие объемы производства, а это может оказаться затруднительным, когда плоские панели захватят большую часть общего рынка телевизоров.
По прогнозам iSuppli, доля ЖК-моделей увеличится с 5% теперь до 18% в 2008 году. Рынок телевизоров в целом за этот период, как ожидается, расширится со 168 млн примерно до 203 млн устройств.
Плоские телевизоры потребляют все большую часть производимых ЖК-панелей. По данным DisplaySearch, в этом году доля доходов от плоских мониторов составит 41% рынка в целом, а ноутбуков — 22%. На долю ЖК-телевизоров придется 11% рынка. К 2008 году на мониторы пойдет всего 31% плоских панелей, а на ноутбуки — 16%. 33% рынка поглотят ЖК-телевизоры, прогнозирует DisplaySearch.
Развитию рынка плоских телевизоров будет способствовать и переход с аналогового телевидения на цифровое. Он будет происходить под влиянием нескольких факторов: долгожданное федеральное постановление о переводе наземного ТВ-вещания с аналоговых сигналов на цифровые; улучшение структуры и понижение цен на технологии отображения и хранения цифровой информации; накаляющаяся конкуренция между спутниковыми и кабельными телевизионными компаниями и растущая приверженность Голливуда к цифровому телевидению.