Большинство людей считают, что, поскольку способность слуха ограничена 20 кГц (на самом деле планка несколько ниже), то таков же и максимальный верхний предел диапазонов музыкальных инструментов. Исследования, проведенные Джеймсом Бойком в Калифорнийском технологическом институте, в очередной раз показали, что это не так.
По крайней мере, один музыкальный инструмент из каждой группы — струнных, деревянных и медных духовых и ударных — продуцирует акустическую энергию выше 40 кГц, а спектры некоторых достигают и, вероятно, значительно его превышают предел измерений — 100 кГц. Гармоники засурдиненной трубы простираются до 80 кГц, скрипки и гобоя — выше 40 кГц, ну а тарелки (называемые также цимбалами) достреливают до стратосферных 100 кГц. Причем, энергия трубы выше 20 кГц составляет 2% от общей, скрипки — 0,04%, гобоя — 0,01%, ну а тарелок — аж 40%!
Бойк исследовал звучание трубы с разными сурдинами, валторны с сурдиной и без нее, скрипки
sul ponticello (игра у подставки); гобоя, клаве (кубинский ударный инструмент африканского происхождения), треугольника, барабанов, тарелок, колоколов, рояля и сибилянтов вокала.
Выходит, аудиосистемы, как правило, не способны передавать ультравысокочастотные
компоненты живого звучания (разумеется, если они есть в записи). Не следует недооценивать
важности этих исследований, как и забывать, что мы воспринимаем акустическую
энергию не только на слух…
Редакция Hi-Fi.ru
Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен