Чайковский против хип-хопа

Спектакль "Спящая красавица" ("Алые слезы") в рамках Дней французского танца в Москве прошел в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 17-18 ноября. Автором постановки является французский хореограф Карин Сапорта. Некий "научно-фантастический танец" по мотивам балета П.И.Чайковского явили московской публике на паритетных началах Екатеринбургский муниципальный театр балета и Национальный хореографический центр Кана и Нижней Нормандии, руководит которым постановщица спектакля. Основной темой постановки является широко трактуемая тема времени. На музыку даже накладывается стук часового механизма. В частности, с темой времени связана идея сопоставления музыкальных культур конца XIX и конца XX вв. через столкновение музыки балета П.И.Чайковского и хип-хопа. В первой половине действа многочисленные странные повторы текста (в качестве аналога либретто озвучивалась сказка Шарля Перро), сценических ситуаций, музыки и танцев подчас выглядели алогизмами и вызывали недоумение или же навевали непреодолимую скуку. А главная идея постановки выяснилась в последней трети спектакля, когда проснувшаяся через сто лет принцесса очутилась в конце XX века, а разбудивший ее принц оказался по виду гибридом космического пирата и нейрохирурга, а по музыкальным наклонностям - рэппером.

В хореографии спектакля в целом объединились классический танец, театр марионеток (актеры костюмами и пластикой походили на персонажей кукольного театра башенных часов, подобно движущимся куклам на фасаде театра Образцова или Мюнхенской ратуши) и современный стиль. Спектакль, кроме балета и драмы, вобрал в себя и некоторые черты кинематографа. Например, злая колдунья врывается в покои принцессы с роковым веретеном, поворачиваясь и оглядываясь, как заправский коп в американском блокбастере. К развлекательным моментам спектакля относится и фрагмент, где актеры разделяются на собственно сказочных персонажей и наших современников - наблюдателей происходящего "со стороны". Один из таких начал снимать принцев "Полароидом" и предлагать снимки залу.

В финальной части спектакля принцесса и ее родня, проснувшись через сто лет, осваивают новую культуру, довольно быстро приспосабливаясь к пластике хип-хопа. С течением времени рэп вытесняет музыка еще более отдаленного времени - эпохи барокко. Однако финальной точкой становится возвращение музыки П.И.Чайковского как символа истинной красоты в среде механизированного бытия. Одновременный танец трех пар танцоров (роботообразные пришельцы с пластикой модерна, осовремененные принцесса и принц, усвоившие новые формы движения и пара из классического балета) становится поводом для сравнения, помимо слухового, и зрительного ряда. Причем, по мысли режиссера, явно в пользу классики. "Голос за кадром" комментирует действие, сообщая: "В наше время нет места прекрасным сказкам. На смену им приходят небоскребы и метро. Не будите прекрасных принцесс...", - видимо, для того чтобы они не сошли с ума от фатального столкновения с нашей действительностью. Постановщица спектакля подчеркивает своим спектаклем, что разница в 100 лет является наиболее ощутимой именно по прошествии XX века, что делает эту работу особенно актуальной на пороге нового тысячелетия.

Редакция Hi-Fi.ru

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен

Рейтинг: