Австрийский оркестр и русский дирижер покоряют Америку

Свой столетний юбилей Венский симфонический оркестр отмечает гастрольным туром по 14 городам США. Честно говоря, настоящее этого музыкального коллектива заслуживает не меньше лестных слов, чем его прошлое. В понедельник вечером в Карнеги-холл оркестр, которым дирижировал его музыкальный руководитель Владимир Федосеев, проявил себя как сильный и современный коллектив.

Концерт открылся увертюрой к опере Вагнера "Фауст " - не зря Владимир Федосеев так виртуозно владеет искусством звуковой драмы. У задника сцены расположились басы, звук которых переплетался с высокой медью духовых, создавая звенящее облако, из которого мощным ливнем пролилась настоящая музыка Вагнера - осязаемая и цветистая, оживляющая в памяти то таинственно-тягучие образы "Летучего голландца", то контрастно-гармоничные темы из "Тристана и Изольды".

От дирижера музыкантам передавалось не только вдохновение, но и своеобразный "русский акцент": острый привкус от вступления скрипок и сменившая его уверенная теплота рожков в плавном переходе ко Второму фортепианному концерту Рахманинова, кажущаяся плотность звуковых тканей которого обернулась на деле тонким и четким кружевом.

Солист Рудольф Бухбиндер сумел привнести в исполнение стократно сыгранной музыки нечто абсолютно новое, неожиданно-личное. В последней медленной мелодии - теме прощания, на которой не раз сбивались с внутренного мелодически-смыслового рисунка музыканты, скатываясь к вульгарности, - смычок Бухбиндера извлек из скрипки почти забытую гармонию.

Прекрасно вели свою тему кларнеты и виолончели. Звук медленно нарастал, возвышался и тихо опадал, нисходя к мягкому пианиссимо, подводившему слушателей к порогу абсолютной тишины.

Шостакович обрушился великолепным ветром труб и фаготов. Оркестр едва не сбивался с ритма из-за неистовой манеры дирижирования Федосеева, однако маэстро быстро вернулся к спокойным властным жестам. Он и его оркестр наглядно продемонстрировали, как можно совместить огромный заряд энергии с абсолютным спокойствием. А как это получается? Это радость, ярость, порыв дикого зверя? Это свобода или принуждение? Вопрос пока остается без ответа. А скорее всего, ответ - в музыке.

Редакция Hi-Fi.ru

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен

Рейтинг: