Секрет скрипок Страдивари: новая версия

Анализ химических свойств древесины, из которой изготовлялись знаменитые скрипки Страдивари и Гварнери, позволил ученым приблизиться к разгадке секрета уникального тембра инструментов итальянских мастеров. Способ консервирования древесины - вот в чем секрет изумительного звука скрипок Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери, изготовленных в 17-м веке. Иозеф Надьвари (Joseph Nagyvary) из университета Техаса cовместно со своими коллегами из университета штата Колорадо и университета им. Брайана Янга в штате Юта провел детальный анализ стружки, собранной после ремонта уникальных скрипок, сообщает New Scientist. Результаты оказались совершенно неожиданными и заставили ученых предложить новый вариант объяснения исключительных акустических свойств скрипок знаменитых итальянских мастеров. В ходе исследования были использованы методы ИК- и ЯМР-спектроскопии для анализа химических свойств верхней и нижней дек каждого из инструментов (деки являются основными элементами, создающим звуковой резонанс). Д-р Надьвари обнаружил, что дерево, использованное для скрипок Страдивари и Гварнери, хранилось на одном и том же складе в Кремоне и консервировалось одним и тем же способом. Анализ показал, что древесина клена, растущего сейчас в этом регионе Италии, отличается по составу от той, что использовалась в знаменитых скрипках. Дерево для скрипок великих итальянских мастеров подвергалось очень жесткой химической обработке солями меди, железа и хрома, которые и являются консервантами. Именно эти соли, по мнению Надьвари, и являются причиной уникального тембра итальянских скрипок. Являясь фунгицидными веществами (предотвращающими поражения дерева микроскопическими грибками), эти соли одновременно изменяют механические и акустические свойства дерева. В настоящее время Надьвари работает над составлением полного перечня ионов, использованных для консервации дерева. Старые мастера, по-видимому, не пытались специально изменять акустические свойства - они просто собирали соли в ближайших карьерах по добыче этих минералов и использовали их растворы для консервирования. Д-р Надьвари, эмигрировавший из Венгрии после событий 1956 года, посвятил изучению секрета скрипок Страдивари всю свою жизнь. Он пытается воспроизвести старинные рецепты Страдивари и Гварнери. Еще в 1998 году Надьвари обработал морской водой и виноградным соком кленовое дерево, и его дека звучала почти так же, как и скрипка Страдивари. В 2001 году он выяснил, что бура (тетраборат натрия), использованная Страдивари для обработки дерева от жучков-древоточцев, cильно влияла на звук скрипки. Однако не все эксперты согласны с выводами д-ра Надьвари. В частности, Ион Уайтли (Jon Whiteley), у которого есть в собственной коллекции две скрипки и гитара Страдивари, считает, что само дерево и лак для покрытия не менее важны, также как и форма скрипки, которая определяет свойства резонирующей полости.

Рейтинг: