Результаты I квартала приятно удивили сотовых дилеров — им удалось продать на 10-30% телефонов больше, чем они планировали. Участники рынка говорят, что россияне стали больше тратить на сотовую связь и чаще менять телефоны.
По словам председателя совета директоров “Евросети” Евгения Чичваркина, в I квартале 2005 г. компания продала 1,6 млн телефонов на $390 млн, что в 3 раза больше, чем оборот в I квартале 2004 г. Рост рынка превысил ожидания “Евросети” — по оценкам компании, в I квартале в России было продано 7,63 млн трубок на сумму $1,14 млрд — в начале года компания прогнозировала 7,2 млн штук. Mobile Research Group (MRG) и вовсе оценивает продажи в 8 млн штук.
“В этом году не произошло традиционного посленовогоднего спада продаж в январе — феврале, и в I квартале мы продали на 15-20% больше телефонов, чем планировали”, — замечает руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева. PR-менеджер “Техмаркета” Оксана Хрусталь говорит, что ее компания продала в I квартале на 35% больше телефонов, чем планировала. А директор по маркетингу “Беталинка” Антон Володькин отмечает, что с начала года дилер продал 100 000 трубок — на 10-20% больше, чем ожидал. “Связной” также продал больше телефонов, чем предполагал.
По мнению Чичваркина, неожиданные результаты I квартала напрямую связаны с ростом доходов населения и с увеличением оборотов рынка реплейсмента — когда люди покупают себе второй, третий и т. д. телефон, как правило, более дорогой, чем предыдущий. “Действительно, сейчас люди наконец начали менять свои старые телефоны”, — замечает руководитель отдела по связям с общественностью компании “Максус” (владелец сети “Связной”) Анна Свердлова.
По оценкам аналитика MRG Эльдара Муртазина, в 2004 г. покупки телефонов на замену составили 38% рынка, сейчас этот показатель составляет около 50%, причем в Москве этот рынок достигает практически 100%. “На результаты I квартала, в первую очередь, повлияли длительные новогодние каникулы — у людей появилась лишняя возможность потратить время и деньги на покупки”, — считает Москалева. Кроме того, по ее мнению, на продажи повлияла череда праздников. “Акции, приуроченные дилерами к праздникам, способствовали увеличению продаж телефонов”, — замечает Москалева. В “Техмаркете” хорошие итоги I квартала объясняют активной рекламной кампанией.
По мнению Чичваркина, результаты I квартала отразятся и на годовых результатах. Если раньше “Евросеть” прогнозировала, что в 2005 г. будет продано 34,2 млн трубок, то теперь прогноз увеличен до 37,5 млн шт. Реальными обладателями работающих в сети сотовых телефонов станут 65,5 млн человек. При этом абонентская база операторов (исходя из количества SIM-карт) составит 122 млн человек. Общий объем рынка составит не $5,1 млрд, как предполагалось ранее, а $5,6 млрд.
Прогноз “Евросети” — самый оптимистичный на рынке. По оценке “Беталинка” и Divizion, в 2005 г. будет продано 27 млн трубок. “Техмаркет” и “Связной” считают, что эта цифра составит 32-33 млн шт., а по расчетам MRG, дилеры продадут 34-34,5 млн сотовых телефонов.