Рынок мобильников ждут тяжелые времена?

Квартальные отчеты четырех из пяти крупнейших мировых производителей трубок нарисовали довольно печальную картину сегодняшнего рынка мобильных телефонов, где мельчайшие признаки роста тотчас же заглушаются растущим снижением цен и нет ожидаемого спроса на сверхмодные новинки с камерами, играми и календарями. По словам исполнительного директора компании Nokia Йорма Оллила (Jorma Ollila), потребители, не решающиеся на крупные покупки при сложившемся неблагоприятном экономическом климате, не заинтересованы в самых дорогих моделях. В то же время, именно эти модели оснащены сложным ПО, разработка которого стоила недешево. От ценовых войн, которые ведут Nokia, Motorola, Samsung Electronics, Sony Ericsson и многие другие компании, пытаясь расширить доли на рынке, выигрывают операторы мобильной связи – именно они сегодня устанавливают цены на трубки. В то же время, в развивающихся странах, таких, как Китай, где наблюдаются самые высокие темпы роста, местные производители мобильников продают свои телефоны по демпинговым ценам, вытесняя иностранную продукцию с внутреннего рынка. После снижения объема продаж мобильников в 2001 году 2002 год указывал на возрождение индустрии: по оценкам Gartner Dataquest, в 2002 году на $64-миллиардном рынке было продано 423 млн. трубок по сравнению с 412 млн. в 2001 г. По прогнозам экспертов Gartner, в 2003 году продажи должны достигнуть свыше 440 млн. мобильников. Однако индустрия не спешит радовать достигнутыми результатами: во 2-м квартале доход компании Nokia вырос лишь на 2% вместо ожидаемых 14%. Представители компании предупредили также, что на 10-процентном росте, ожидаемом в 3-м квартале, может негативно сказаться ценовое давление и слабый доллар. Второй по величине в мире производитель мобильников, компания Motorola, сообщила о том, что продажи во 2-м квартале этого года снизились на 13%. Объем продаж южнокорейской компании Samsung Electronics, третьей в мировом рейтинге производителей трубок, составил во 2-м квартале 12 млн. мобильников – на 1 млн. меньше, чем ожидалось. В Samsung надеются восполнить это упущение в 3-м квартале. Одному лишь шведско-японскому Sony Ericsson удалось превзойти прогнозы и, в основном, за счет новых моделей продать на 85% больше GSM-телефонов, чем год назад. Все производители мобильников обещают добиться лучших результатов в следующих кварталах, однако их оптимизм не разделяют рыночные аналитики. По словам специалистов, в 3-м квартале Nokia, Motorola и Samsung собираются представить новые телефоны и за счет этого расширить свои доли рынка. Однако этого не произойдет – несмотря на увеличение объема продаж, ценовое давление будет тормозить рост на рынке. Жесткая конкуренция заставит производителей мобильников почти сразу снижать цены на новые телефоны. По словам экспертов, если Nokia, с самым высоким уровнем прибыли в индустрии, опасается ценового давления, то на что можно рассчитывать всем остальным производителям трубок, которых и так не очень балует судьба?

Рейтинг: