Российские пользователи распробовали КПК
"Мы придерживаемся оптимистической точки зрения на будущее рынка КПК, поскольку сами наблюдаем рост продаж КПК в нашей сети,- заявил "Бизнесу" директор по маркетингу компании "Белый ветер" Максим Захир.- Многие вендоры сочли наш рынок перспективным и теперь даже готовы поддерживать своих продавцов". Другие дистрибуторы также уверяют, что карманные компьютеры пользуются в России неплохим спросом. "У нас продажи КПК растут, причем во всех ценовых категориях",- сказал директор по маркетингу компании "М.Видео" Михаил Кучмент. Данные продавцов в общем подтверждают исследования российской группы SmartMarketing, которая, правда, посчитала не только КПК. В компании с карманными компьютерами оказались их близкие родственники - смартфоны и коммуникаторы. Всего в 2004 году на российском рынке было продано 179,25 тыс. КПК, смартфонов и коммуникаторов. По сравнению с предыдущим годом рост рынка составил 53%. Аналитики SmartMarketing отметили, что в прошлом году возникла внутренняя конкуренция между разными категориями мини-компьютеров. Именно по этой причине, считают в компании, рынок не смог преодолеть психологически значимого барьера в 200 тыс. единиц. Эксперты считают, что конкуренция между КПК и смартфонами станет основной интригой этого года. "КПК без коммуникационных модулей сейчас уже мало кому интересны, поэтому их продажи в этом году будут снижаться,- говорит аналитик "Финам" Олег Шенкер.- Но карманные компьютеры "со связью" вполне могут потеснить смартфоны". С аналитиком не соглашается PR-менеджер группы компаний DIVIZION Очир Манджиков. "Смартфоны более функциональны, чем КПК,- считает он.- Кроме того, моделей смартфонов стало больше, и цены сильно упали, это и обеспечило рост продаж". Тем не менее большинство игроков рынка считают, что смартфонам не удастся сильно потеснить своих "карманных" собратьев. "Это две параллельные ветки, которые будут сосуществовать, так же, как стационарный компьютер и ноутбук", - утверждает Максим Захир. А Михаил Кучмент вообще уверен, что спрос на смартфоны увеличивает рост спроса на КПК: "Смартфоны только прививают вкус к технологичным решениям". Коммерческий директор по работе с партнерами компании ACER Григорий Низовский уверен, что в итоге на рынке "выживет" компактное устройство, объединяющее в себе функции КПК и сотового телефона.
Лидерами российского рынка КПК аналитики ITResearch называют Hewlett-Packard, PalmOne, Fujitsu Siemens, Asustek и Nokia. "Самой большой популярностью у нас пользуется iPack от Hewlett-Packard, но неплохо продаются модели Fujitsu-Siemens",- говорит Михаил Кучмент из "М.Видео". Похожая картина складывается и в других сетях. "У нас, как и в целом на рынке, лидер - iPAQ,- сообщает PR-директор торговой сети "МИР" Елизавета Тотунова,- а второе место по продажам у нас занимают КПК Fujitsu-Siemens". По оценкам SmartMarketing, Fujitsu-Siemens заняла 14% российского рынка КПК. Несмотря на очевидное лидерство HP, именно у Fujitsu-Siemens был зафиксирован самый большой рост продаж в России. По данным IDC, в корпоративном секторе этот рост составил 33%, а в потребительском - 46%. В Fujitsu-Siemens "Бизнесу" сообщили, что в прошлом году объемы продаж КПК выросли более чем в три раза. "Мы планируем и дальше увеличивать нашу долю на российском рынке,- заявляет менеджер по маркетингу мобильных устройств представительства Fujitsu Siemens Computers в России и СНГ Дмитрий Шурыгин.- Сейчас мы занимаем второе место по Pocket PC и будем дальше отбирать у HP долю рынка".
В России традиционно лучше всего продаются модели средней ($400-600) и нижней ценовых категорий ($250-400). "Хотя следует отметить, что в последнее время наметилась тенденция увеличения спроса на "топовые", дорогие модели, обладающие максимальным количеством функций",- говорит Елизавета Тотунова из "МИРа". Индивидуальные пользователи используют КПК для хранения личной информации, общения по электронной почте, навигации и игр. В прошлом году спрос на карманные компьютеры сместился в сторону корпоративного рынка. По словам Елизаветы Тотуновой, на КПК переходят менеджеры и топ-менеджеры, которым ноутбук не всегда удобен, а для решения задач хватает производительности КПК. Правда, в компании ACER убеждены, что корпоративные пользователи гораздо меньше пользуются карманными компьютерами. "В России почти 80% рынка КПК занимает потребительский сегмент,- говорит Григорий Низовский из ACER.- Корпоративные закупки крайне малы".
Главное – совместимость
Что касается операционных систем, то еще совсем недавно в секторе "мини-ПК" преобладали платформы, "отличные от Microsoft". Одной из самых распространенных долгое время была Palm OS для "наладонников" от PalmOne, часть рынка занимали Handheld PC 2000 или Linux. Но в прошлом году позиции альтернативных ОС потеснила Windows Mobile для PocketPC. "Главной проблемой КПК всегда была их несовместимость,- говорит Олег Шенкер из "Финам". - Microsoft разработала свою платформу Microsoft Mobile Edition и тем самым сделала карманные компьютеры совместимыми с обычными настольными ПК". Кроме того, программного обеспечения под Microsoft выпускается значительно больше, чем под другие ОС. Все это, по мнению экспертов, способствует росту популярности этой платформы под КПК. Не говоря уже об агрессивных маркетинговых ходах Microsoft. "Успех КПК на базе ОС от Microsoft объясняется их родством с Windows-ПК, а также способностью Microsoft привлечь свыше 30 лицензиатов по всему миру",- говорит Тодд Корт из Gartner. Если в 2003 году на Microsoft приходилось 37,7% рынка КПК, то уже в 2004 году эта платформа заняла 43% рынка. При этом доля Palm OS снизилась с 50% в 2003 году до 36,3% в 2004 году.
Редакция Hi-Fi.ru