В скором времени насущная для всех владельцев ноутбуков, мобильников и плееров проблема поддержания заряда аккумуляторной батареи может быть решена при помощи жидкого топлива или газа, сообщает The Associated Press.
Уже долгое время такие топливные элементы представлялись разработчиками как наиболее эффективное средство продлить жизнь зарядке гаджетов, поскольку потенциально они могут сохранять ее в течение нескольких дней. Однако на протяжении последней пары лет компании работали над тем, чтобы сделать их максимально компактными, дешевыми и долгоиграющими, а также проводили исследования на предмет того, не будут ли такие элементы перегреваться. Представлять разработки массовому рынку они не торопились.
Ситуация кардинально изменилась в этом году, когда министерство транспорта США отменило ранее существовавший запрет на перевозку авиатранспортом легковоспламеняющихся метанола и бутана. "Для развития рынка подобный устройств этот запрет был одним из самых сильных сдерживающих факторов", — заявила AP консультант по энергетическим системам Frost & Sullivan Сара Брэдфорд (Sara Bradford).
Топливный элемент — это устройство, способное вырабатывать электроэнергию из водорода или его соединений (углеводородов и спиртов) без процесса сгорания. Когда топливо израсходовано, можно просто сменить топливный картридж. Таким образом, пользователи могут продолжать пользоваться устройством без временных ограничений, связанных с зарядкой аккумулятора. По мнению Брэдфорд, потребуется не более года или двух для того, чтобы вендоры проявили интерес к технологии, а производство топливных зарядных устройств вышло за рамки опытных образцов.
Тем не менее, компания Lilliputian Systems Inc (Уилмингтон, Массачусетс), основанная на базе Массачусетского технологического института, планирует уже в 2009 г. представить топливные устройства, которые будут пригодны для любых гаджетов, в которых предусмотрена подзарядка через USB-порт. Само устройство по размеру будет не больше сигаретной пачки, и будет работать на бутане: этот газ используется, например, для заправки зажигалок, сообщил Мули Рамани (Mouli Ramani), вице-президент по развитию бизнеса Lilliputian Systems Inc.
Чайная ложка топлива может обеспечить в 20 раз дольше работы устройства по сравнению с обычной батарейкой такого же размера. Топливные "батарейки" будут продаваться по цене от $100 до $150, а сменный картридж к ним обойдется в $1-3, заявил он.
Кроме того, с 2000 г. над технологией работает компания MTI MicroFuel Cells Inc: в 2002 г. ею был представлен опытный образец устройства, которое должно было появиться на рынке уже в 2004 г. Генеральный директор компании Пенг Лим (Peng Lim) заявляет, что в последнее время MTI удалось добиться значительного прогресса. Сейчас разработанное ею устройство может поддерживать в 3 раза более долгую работу устройства, чем обычный литиевый аккумулятор, а в будущем сможет обеспечить в 10 раз больше времени для работы.
MTI планирует представить на рынке внешнее зарядное устройство в 2009 г., а также ведет переговоры с производителями электроники об использовании подобных встроенных элементов. Договоренности уже достигнуты с Samsung Electronics и Neo Solar Co. Ltd. Известно, что Lilliputian также имеет договоренности с тремя вендорами электронных девайсов, но их названия пока не раскрываются.
Напомним, что Panasonic анонсировала топливное устройство, которое сможет питать энергией ноутбук в течение 20 часов, работая на небольшом количестве метанола, к 2012 г. Toshiba неоднократно демонстрировала прототип топливной батареи в течение последних нескольких лет, но дату его запуска в производство назвать не спешит.
Аналитик Lenovo Group Марк Кохут (Matt Kohut) полагает, что топливные элементы в конечном счете завоюют электронный рынок, но для коммерциализации технологии потребуется как минимум 5 лет. Он считает, что индустрии потребуется проделать серьезную работу над стандартизацией этой технологии, пишет AP. В свою очередь Мули Рамани из Lilliputian Systems Inc говорит, что до появления таких устройств на прилавках магазинов осталось не более года-полутора.