Мелких производителей мобильников вынуждают уйти с рынка

В третьем квартале этого года в России было продано 7,24 млн мобильных телефонов. Спад на рынке продолжается, и аналитическая компания IDC ожидает, что объем поставок в этом году будет почти на 8% ниже, чем в прошлом (около 29 млн штук). Пятерка лидеров вновь увеличила совокупную долю, вытесняя с рынка мелких игроков. По данным квартальной сводки IDC о состоянии российского рынка мобильных телефонов в третьем квартале, количество используемых в России SIM-карт достигло 146,9 млн штук и превысило численность населения страны. "Могу отметить, что в общем объеме новых подключений количество активных пользователей, имеющих более одной SIM-карты и постоянно их использующих, медленно, но растет. Такая тенденция видна в Москве и Санкт-Петербурге", - говорит аналитик компании Ксения Кирсанова. В то же время IDC отмечает тенденцию к снижению темпов роста новых подключений. Например, в третьем квартале, который традиционно считается наиболее активным, отмечено 6,6 млн подключений, что ниже, чем во втором, и в два раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не претерпела существенных изменений расстановка сил поставщиков. Суммарно пятерка лидеров обеспечила 89,5% поставок мобильных телефонов, что несколько превышает показатели предыдущего квартала. Менее крупным игрокам становится все труднее удерживать завоеванные места. Так, несколько снизилась доля LG, а Pantech сумела сохранить занимаемые позиции. Рынок смещается в сторону более дорогих моделей, наибольший рост в третьем квартале продемонстрировали модели ценового сегмента 200-300 долл., их доля в общем объеме поставок превосходит все остальные. Средняя цена мобильного телефона в третьем квартале выросла до 198,5 долл. по сравнению с 181,8 долл. во втором. В пятерку лидеров продаж по-прежнему входят недорогие модели, однако в третьем квартале к ним присоединились Sony Ericsson K750i и Motorola L6, розничная цена которых составляет соответственно порядка 300 и 160 долл., что подтверждает тенденцию роста средней розничной цены. Но в IDC сомневаются, что дешевые модели скоро будут вытеснены из пятерки наиболее продаваемых телефонов. "Несмотря на рост средней цены телефона, примерно четверть объема рынка находится ниже уровня 100 долл., поэтому если этот факт будет иметь место, то еще не скоро", - отмечает г-жа Кирсанова. Розничные сети подтверждают выкладки IDC. "По нашей оценке, в третьем квартале было продано на 100 тыс. больше мобильных телефонов, чем во втором, - 7,1 млн штук. Несмотря на сокращение продаж в количественном выражении на 12%, с 31,5 млн в 2005 году до 28 млн штук в 2006-м, объем рынка в денежном выражении вырастет и составит примерно 5,4-5,6 млрд долл.", - говорит Очир Манджиков, руководитель пресс-службы Divizion. Справка: По данным Mobile Research Group, доли рынка в третьем квартале распределились иначе. У Samsung - 27%, у Nokia - 25%. Motorola занимает 19% рынка, на долю Sony Ericsson приходится 14%, у BenQ Mobile 8%. Оставшиеся 7% делят мелкие игроки. Аналитик MRG Эльдар Муртазин сообщает, что в сентябре у Nokia наблюдался отрицательный рост продаж, связанный с затовариванием складов и сложными отношениями с дистрибьюторами. При этом компания поставила рекорд, отгрузив в третьем квартале больше 2 млн аппаратов. Motorola, по его мнению, выступила плохо из-за прошлых проблем с государством. По его прогнозу, американская компания только в следующем году сможет вернуться на второе место. А вот доля Sony Ericsson постоянно растет - ранее она не поднималась выше 10-12%.

Рейтинг: