23.03.2001 17:50:40

Российскую звукозапись mp3-файлы не напугают

С 20 по 24 февраля в Москве, в Центральном Доме Художника, прошла вторая выставка-ярмарка "RECORD-2001" - единственный в России официальный форум представителей звукозаписывающей индустрии.

Среди стендов, знакомящих посетителей с деятельностью ведущих звукозаписывающих компаний страны, было представлено и два интернет-проекта. Это широко известный сервер Zvuki.ru и только запускаемая в России "фонотека музыкального материала стран Восточной Европы" XenoMusic.com.

Казалось бы, профессиональная ярмарка - лучшее место для общения руководителей традиционных компаний и интернет-предприятий. Тем не менее, общение не зашло дальше вежливого интереса.

Западные обозреватели от шоу-бизнеса давно пророчат скорую смерть аудионосителям и тотальный переход человечества к распространению музыкальных файлов посредством компьютерных сетей. Исследования американской компании Internet Underground Music Archive показывают, что к 2007 году примерно 20 процентов всех продаж музыки будут осуществлено непосредственно путем цифровой передачи на компьютеры потребителей. Но, похоже, отечественные издатели на этот счет особо не нервничают.

"Мы, конечно, включаем в контракты с музыкантами передачу прав на использование произведений в формате mp3 и иных, даже пока не изобретенных, сетевых форматах. Но мы делаем это, скорее, из желания получить от артиста все, что можно получить. Вряд ли мы сможем коммерчески выгодно реализовать такие права. Поэтому пока мы используем Интернет в промо-целях. Да и многочисленные демо-записи, присылаемые через сеть в подобных форматах ни мы, ни наши коллеги, как правило, не отслушиваем. При выборе музыки и музыкантов, с которыми мы будем работать, гораздо важнее рекомендации и личный контакт," - сказал директор одной из старейших и уважаемых на рынке фирмы грамзаписи "Фили" Игорь Тонких.

А вот мнение Григория Шестакова, главного редактора "Программы А" (РТР) и передачи "Джазофрения" (канал "Культура"): "У нас есть персональный опыт - мы размещаем на сайте свой архив - фрагменты видео в разных форматах и аудио mp3 по одной песне. Мысль о том, чтобы брать деньги за просмотр и прослушивание нам пока не приходила. Представить себе продажу нашего каталога частным пользователям я пока не могу. Мне кажется, коммерчески обработать эти материалы пока невозможно."

Иными словами, отечественные издатели - владельцы прав на музыкальные произведения ждут заветного часа, когда будет, наконец, изобретен способ превращения некоммерческого сотрудничества в коммерческое предприятие. Вот тогда-то, появление коммерческой выгоды от таких проектов, они и начнут серьезно и по-купечески предприимчиво относиться к Всемирной Паутине.

А пока : "Мы принципиально используем интернет только в качестве средства промоушна и только формат Real Audio, - говорит директор юридического департамента компании "BMG Russia", - Все остальное - чистое пиратство. Запретить передачу музыки в формате mp3 , разумеется, невозможно. Поэтому существует множество организаций, занимающихся этими проблемами. И в конечном итоге дискуссия о том, как правообладателям получать денежное вознаграждение за использование их интеллектуальной собственности сводится к тому, какой юридической традиции придерживаться. Следуя европейской традиции, одну и ту же овцу можно постричь несколько раз - и чем больше, тем лучше. В то время, как американцы предпочитают один раз ее постричь, но капитально. И поэтому, коль невозможно уследить за любым вторичным использованием прав - хотя это, конечно, неправильно, то можно брать один раз по максимуму в точке подачи сигнала - и дальше уже не тратить деньги и время, чтобы искать конечного пользователя. Которых, к тому же, может быть тысячи."

Пока же ни этот ни иные способы контроля правообладателями за распространением их интеллектуальной собственности в сети не стали действительностью, "смычки" между реальным шоу-бизнесом и сетевыми музыкальными проектами не происходит. А жаль, ведь, как опять-таки предупреждают старшие зарубежные братья: "Впервые будущее музыкальной индустрии зависит от ее способности воспользоваться новой технологией. Речь идет не о простом выборе нового формата, на который переносится музыка. Речь идет о том, чтобы обеспечить гарантии того, что музыка как индустрия преуспеет в окружении новых технических средств, которые покорят потребителя в течение ближайших трех лет.

Впервые после появления MTV необходимо принимать новое радикальное решение," - заявил Томас Роли, представитель издательства Webnoize.

Редакция Hi-Fi.ru

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен

Рейтинг: