В понедельник MPEG LA, группа держателей патентов, управляющая стандартом доставки MPEG-4, завершила разработку условий лицензирования, подчинившись давлению рынка в отношении регулируемых размеров роялти.
"Мы создали модель лицензирования, удобную для индустрии", — сказал Лоуренс Хорн (Lawrence Horn), представитель группы, в которую входят 18 держателей патентов на технологию MPEG-4.
По новым условиям владельцы контента для веб-сайтов могут лицензировать последнюю версию формата видео- и аудиокомпрессии за 25 центов на одного подписчика или 2 цента в час, но не более 1 млн $ в год. Кроме того, MPEG LA установила нижний порог, так что владельцы контента, у которых меньше 50 тыс. подписчиков, роялти не платят. Роялти должны платить те операторы веб-сайтов, которые получают коммерческую выгоду от использования технологии через рекламу, платные услуги или подписку.
MPEG-4 — последователь стандартов MPEG-1 и MPEG-2 — технологий, стоящих за взрывом популярности MP3 аудио. Как и его предшественники, MPEG-4 содержит технологии сжатия цифровых файлов аудио и видео с целью упрощения их распространения через веб. В феврале MPEG LA предложила схему оплаты лицензий без порога и "потолка", вызвавшую протесты многих мультимедийных компаний, которые посчитали, что распространение медиа через интернет в этом формате обойдется им слишком дорого. Apple Computer отказалась от предложенных размеров роялти, что обусловило неопределенность в отношении будущего ее медиаплеера QuickTime и задержало его выпуск.
Однако в последние месяцы MPEG LA начала прислушиваться к требованиям рынка, и первая версия плеера Apple QuickTime 6 вышла в отсутствие лицензионного соглашения. В понедельник Apple выпустила его окончательную версию — всего за несколько часов до оглашения условий соглашения. Компания рассматривает также возможность использования этого формата для трансляции выступления генерального директора Стива Джобса на выставке Macworld, которая открывается в среду: она станет первым крупным событием, освещаемым в вебе посредством технологии MPEG-4.
Новая структура лицензирования разбита по нескольким рынкам. Провайдеры кабельных и спутниковых сетей, которые при доставке видео опираются на MPEG-2, могут лицензировать новейший формат на условиях разовой оплаты. Провайдеры сотовых сетей платят так же, как интернет-провайдеры.
Эта же схема применяется к производителям кодеров и декодеров MPEG-4 и к поставщикам устройств потребительской электроники. Например, им придется платить лицензионный сбор лишь в том случае, если кодирование используется более чем в 50 тыс. устройств, но не свыше 1 млн $ в год.
Третий вариант — для владельцев контента — позволяет им заранее заплатить 1 млн $ за год и не вести учет. Этот порог применим к одному юридическому лицу, то есть фирма Time Warner, например, не должна отдельно платить за все свои онлайновые ресурсы, использующие потоковые медиа.