Взрыв из прошлого

Тест проигрывателя грампластинок Garrard 601

Взрыв из прошлого
Проигрыватель грампластинок Garrard 601

Цена - 500 000 руб. (без тонарма и картриджа)


Казалось бы, роликовые проигрыватели винила, горячо любимые меломанами за их неповторимое звучание, окончательно канули в Лету и только отдельные энтузиасты восстанавливают старые аппараты в поисках «того самого звука». Тем не менее новые вертушки под маркой Garrard выпускаются уже более десяти лет


В пору своего расцвета, пришедшегося на 1950—1960-е годы, английская фирма Garrard прославилась проигрывателями грампластинок, предназначенными прежде всего для радиостанций и студий звукозаписи. Легендарный статус имеют модели с индексами 301 и 401, делавшиеся на протяжении многих лет. У обеих была поистине пуленепробиваемая конструкция, и при условии своевременного техобслуживания они могли превосходно служить десятилетиями. Во второй раз слава к этим аппаратам пришла с возрождением интереса к винилу и расцветом интернет-торговли. Выяснилось, что на eBay можно относительно недорого приобрести Garrard 301 в отличном состоянии, изготовить для него подходящий корпус, добавить по вкусу тонарм и головку — и получить такой звук, противопоставить которому современные вертушки той же ценовой категории ничего не способны. К сожалению, виниловый ренессанс очень быстро обрел столько последователей, что цена хорошо сохранившихся винтажных Garrard 301 взлетела до небес, и полный комплект — стол, корпус и тонарм — обходится сегодня владельцу весьма недешево. Одной из организаций, давно и профессионально занимавшихся восстановлением и доведением до ума старых моделей Garrard, была фирма Loricraft. Вышедшие из ее мастерских проигрыватели выглядят и играют, что называется, на все деньги. Однако запас тогдашних вертушек не безграничен, а потенциал у рынка оказался довольно солидным. И англичане сделали сильный ход, выкупив права на собственное производство аппаратуры под маркой Garrard. Результатом стало рождение Garrard 501 в 1994 году. А в 2009 году компания отметила 90-летний юбилей Garrard выпуском модели с индексом 601, которой и посвящена данная статья.

Конструкция Garrard 601 — воплощенный идеал того, как должна выглядеть роликовая вертушка. Идеи, заложенные в оригинальной 301-й модели, доведены здесь до совершенства. Основные элементы традиционны — солидный алюминиевый диск, выточенный из целой заготовки, а также мощный двигатель, вращение от которого передается на диск посредством ролика. Казалось бы, все просто. Но дьявол, как известно, сокрыт в деталях, которые и оправдывают внушительную стоимость проигрывателя. Начнем с двигателя. На Garrard 601 установлен мотор с красивым названием Aeroflux, практически лишенный, по уверению производителя, прерывистости вращения. Его особенность заключается в том, что вал двигателя не имеет контакта с пяткой подшипника и центрируется исключительно за счет силы магнитного поля. Такая схема позволяет радикально снизить уровень вибраций и избежать их передачи на иглу звукоснимателя. При этом мощный мотор способен отдавать достаточно энергии, чтобы без проблем работать не только на скорости 33, но и 78 оборотов в минуту. Крепится он к корпусу посредством трех демпфированных пружин. Подшипник диска устроен обычным для Garrard образом — плоская поверхность вала опирается на купольную пятку из бронзы. О типе смазки изготовитель ничего не сообщает, но предупреждает, что это «special lubricant», и категорически не рекомендует разбирать подшипник. Массивный алюминиевый диск имеет по краям демпфирующие резиновые кольца и покрыт двухслойным матом, сделанным из смеси пробки и синтетического каучука. Несколько слов о корпусе Garrard 601. По сути, говорить о корпусе как таковом не приходится, вся конструкция состоит из двух независимых плит многослойной фанеры. Двигатель, диск и тонарм закреплены на верхней плите, нижняя же предназначена для опоры и антивибрационной развязки проигрывателя. Демпфирующей прокладкой между обеими частями служат традиционные мячики для сквоша, высота каждой опоры регулируется при помощи прокладок из пробки, подкладываемых под мячики. Несмотря на отсутствие в вертушке технологий космического уровня, здесь все досконально продумано, и это именно тот случай, когда, как говорят англичане, less is more (лучше меньше, да лучше).

Блок питания состоит из двух секций — большого ящика с трансформаторами, из которого ток напряжением 130 В поступает на двигатель, и компактного модуля переключения скоростей, где можно не только выбрать между 33, 45 и 78 оборотами в минуту, но и плавно подстраивать скорость вращения при использовании стробоскопа.

Теперь об особенностях эксплуатации Garrard 601. Как и классические модели марки, проигрыватель набирает рабочую скорость крайне неспешно — целых 15 минут! Тем не менее это сознательный выбор разработчиков, призванный обеспечить идеальную плавность вращения. Если попробовать прокрутить вал мотора вручную, то можно убедиться в том, что при прохождении магнитов рядом с катушками дискретность практически отсутствует. А по мере прогрева двигателя ход становится еще более плавным, поэтому, кстати, при использовании в студиях звукозаписи легендарные Garrard 301 вообще никогда не выключались, работая по 24 часа в сутки. И ведь крутятся до сих пор! Так что владельцу 601-го тоже надо запастись терпением либо вообще никогда не выключать аппарат.
Описание тонарма, головки и повышающего трансформатора, задействованных при тестировании, приведены на врезке слева.

Итак, начинаем прослушивание. Поскольку у нас не было возможности попробовать Garrard 601 в деле с разными тонармами и головками, то придется говорить о саунде всего проигрывателя в сборе. Начну с главного — это действительно «тот самый звук», который так ценят любители классических моделей бренда. Ритм, драйв, цельность звуковой картины просто потрясают. Один из тех редких случаев, когда целое оказывается больше суммы слагаемых. Если же все-таки разложить его на составляющие, то особо обращает на себя внимание великолепный бас — глубокий и отлично структурированный. Самое главное его качество — превосходная интеграция в музыкальное полотно, благодаря чему саунд становится телесным и живым, в нем появляется вожделенный драйв, за отсутствие которого столь часто ругают современный High End. Garrard 601 одинаково легко справляется с фонограммами любых жанров, и, будь то чудовищный по напору альбом «Crash and Burn» Pat Travers Band на Polydor или великолепное издание «Пер Гюнта» Грига на Decca, результат неизменно превосходен. Признаться, я так и не нашел в своей коллекции альбома, сумевшего поставить вертушку в тупик. Конечно, за ту сумму, которую придется выложить за обновленную классику Garrard, можно найти более красивый и пафосный аппарат, но если вам важна музыка и проверенная временем надежность, то поиски лучше и не затевать.  


МС-головка Dynavector DRT XV-1t

Нынешний флагман линейки МС-картриджей Dynavector. Основные отличия от предыдущей версии с индексом S — новый каркас катушки и корпус из бамбука, покрытый лаком по методике Urushi. Все остальные элементы остались неизменными — кантеливер из бора, игла со сложной заточкой Pathfinder, магниты из сплава Alnico. Выходное напряжение равно 0,35 мВ.


Тонарм Origin Live Encounter MK3a

Encounter находится в середине продуктовой линейки английской компании Origin Live. Однако класс его настолько высок, что тонарм позволяет полностью раскрыться головке в пять раз дороже. В конструкции используется принцип Dual Pivot, а потому Origin Live Encounter — нечто среднее между карданным и одноопорным тонармом. Это значит, что вращение в горизонтальной плоскости обеспечивается традиционными шариковыми подшипниками, тогда как вертикальное движение происходит за счет двух игольчатых опор, утопленных в сапфировые чашки.


МС-трансформатор Isao Asakura Live! MC-10 Supreme

Этот МС-трансформатор изготовлен известным японским разработчиком Исао Асакура по специальному заказу компании «Чернов Аудио». Он предназначен для работы с головками, имеющими низкое и среднее внутреннее сопротивление, для чего у каждого канала имеется отдельный переключатель обмоток — 3 или 12 Ом. В первом положении производитель рекомендует подключать головки с сопротивлением от 3 до 7 Ом, во втором — от 7 до 40 Ом. Внутри корпуса установлены уникальные трансформаторы Н-2018 японской компании Hashimoto, изготовленные тиражом всего 12 штук.


Сведения
Тип – проигрыватель грампластинок | Название – Garrard 601 | Управление – ручное | Встроенный фонокорректор – нет | Тип привода – роликовый | Скорость, об/мин – 33,33; 45, 78 | Неравномерность вращения – нет данных | Детонация (WRMS), % – нет данных | Уровень рокота – нет данных | Габариты, см – нет данных | Масса, кг – нет данных


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: проверенная годами конструкция, потрясающе живой и динамичный звук

Минусы: прозаический внешний вид, долгий прогрев двигателя


Вывод:
Garrard 601 — аппарат не для ценителей технических характеристик и утонченного дизайна, но для любителей музыки. Состоятельных любителей музыки!

Александр Чечелев


Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

5.00