Традиция триодов

Тестируем ламповый интегральный усилитель Tri VP-300BD

Традиция триодов

Ламповый интегральный усилитель Tri VP-300BD

Цена - 135 000 руб.


О таких говорят: монстр, но красавец! А если еще он мягкий, теплый и пушистый внутри, то не быть очарованным и не влюбиться в него просто невозможно. Современная «лампа» зачастую бывает холодна, бескомпромиссна, как и окружающие ее цифровые компоненты, и это дань сегодняшнему времени. Но последние из могикан не утратили до конца свои традиции, сохраненные стараниями кудесников из Страны восходящего солнца.

Японская компания Triode Corporation была основана чуть больше десяти лет тому назад и располагается в городе Косигая, что в тридцати километрах от Токио. Главным направлением бренда Tri (сокращенно от Triode) стала разработка и производство исключительно ламповой техники класса High End — сюда входят интегральные, предварительные, оконечные ламповые усилители и CD-плеер. В основном фирма делает классические однотактники и пуш-пульники. Любой аудиофил, да и вообще настоящий профессионал подтвердит, что ламповые усилители обладают серьезными преимуществами перед полупроводниковыми собратьями. Натуральность, цельность звучания, глубина, теплота, фактура полностью преодолевают жесткость и стерильность цифровых приборов. Tri имеет собственную элементную базу, опыт в наработке схемотехнических решений и выпускает аналоговую продукцию высочайшего уровня, причем по вполне доступной цене. Отсюда и мировое признание, масса полученных наград и самые лестные отзывы любителей музыки со всех континентов. Мы представляем вам однотактный ламповый интегральник Tri VP-300BD.

С трудом достав тяжеленный прибор из невзрачной коробки, переводим дух, однако его тут же снова захватывает — так нас удивляют одновременно неприступный, суровый вид всего Tri VP-300BD и изысканные элементы отделки шасси. Передняя панель изготовлена из толстого листа алюминия и филигранно обработана фрезой. Особый шик аппарату придают красивые боковые накладки из натуральной полированной вишни. Слева на фасаде находится сетевая клавиша, а справа, в почти прямоугольной нише, две круглые металлические ручки: селектор входов и регулятор громкости. Они, как и сама лицевая панель, гальванизированы и имеют легкий золотистый оттенок. Внутренняя поверхность ниши хромирована и отполирована до зеркального состояния.

Коммутация традиционна для ламповых усилителей — четыре стереопары, покрытые 24-каратным золотом, и два состоящих из трех винтовых клемм блока. Это сделано в целях оптимального сопряжения с акустикой, обладающей разным сопротивлением. И коль скоро мы этого коснулись, то сообщим, что устройство можно использовать с нагрузкой от 4 до 16 Ом. А что у нас на подиуме шасси? Ровно половину пространства занимают дроссель и два массивных трансформатора с Ш-сердечниками, которые закрыты монолитными стальными саркофагами. На переднем же фланге выстроились статные воины: четыре мощных SET-триода 300В, два двойных триода 6SN7 и замыкающий колонну двойной триод 12АТ7.

Для защиты ламп, а заодно и чересчур пытливых пользователей весь этот боевой расчет упрятан под крепкий металлический решетчатый колпак прямоугольной формы (его можно снять при смене деталей или для профилактических работ). Тип усилителя Tri VP-300BD — однотактник класса А (A.S.E.), где на выходе используются самостоятельные триоды, в то время как у двухтактников (push-pull) лампы в выходных каскадах работают в противофазе. Интересен тот факт, что примененные в данном приборе знаменитые лампы прямого накала 300B появились на свет еще в 1937 году и служили тогда для усиления телефонных сигналов. В предварительном каскаде трудятся две 6SN7 и корректирующая маломощная 12АТ7. Еще, в отличие от других современных моделей, здесь реализована технология fixed bias, то есть успех в звучании определяется тщательным подбором ламп, а не их автокалибровкой. Наверное, нет нужды говорить о том, что практически штучное устройство собирается исключительно вручную, включая пайку навесного монтажа. В схеме установлены эксклюзивные отборные конденсаторы Toichi и резисторы KOA японского производства. Для регулятора громкости и селектора входов предпочтение отдано изделиям фирмы ALPS, как поставщика высококачественных комплектующих.

Бытует мнение, что ламповый усилитель лучше использовать с проигрывателем винила. Но мы начали с более распространенного источника и подсоединили к Tri VP-300BD добротный CD-плеер высокого класса. Уже после первых тестовых композиций с фирменных аудиофильских дисков стало понятно, что усилитель властвует над «цифрой» и доносит до слушателя весьма облагороженное звучание. Конечно, объективно чудес не произошло, цифровая природа популярного носителя не изменилась, но субъективно саунд CD стал более комфортным, уменьшилась синтетика, в верхнем регистре почти исчезла агрессивность и жесткость. Конечно, это касается грамотно сведенных ранних изданий или очень удачных ремастеров. Тем не менее можно с уверенностью посоветовать усилитель Tri VP-300BD аудио­эстетам, которые, хотя и не планируют переходить на заманчивый и модный виниловый носитель, желают приблизиться к аналоговому звуку. А после того как к усилителю были подцеплены виниловая вертушка и хороший фонокорректор, начался настоящий праздник. Проверку на профпригодность мы открыли классикой рока и фолка первой половины бунтарских семидесятых. Но перед этим не преминули насладиться ритмами ностальгического бита. Записи Animals, первого состава Manfred Mann, The Hollies, The Kinks, The Who играли эмоционально и свежо, но сохраняли шарм некоего несовершенства самой записи и сведения. Последние альбомы «Битлз» звучали волшебно и празднично, подтверждая статус четверки как непревзойденных поп-королей. Потом «заскрипели» вечные их соперники — The Rolling Stones, и снова энергетика, казалось бы, примитивной музыки била через край. А как роскошно Tri VP-300BD исполнил фолк и фолк-рок! Огромное наслаждение доставил американский дуэт Саймона и Гарфункеля, английские певуны из Amazing Blondel и его высочество Донован Лейч. Ну а дальше все пошло по накатанной дорожке: мы пробежались по арт-року и прогрессиву и плавно переместились к воде, над которой стелется дым, — как же можно было пропустить знаменитый альбом Deep Purple «Machine Head»? Затем началось утяжеление материала — решено было побаловать себя Black Sabbath на спиральных оригиналах и пластинками Led Zeppelin исключительно английских прессингов, которые, по мнению меломанов, звучат намного лучше других. Ни на одном альбоме мы не услышали никаких недоразумений, и поиски непременной ложечки дегтя в этой бочке меда стали сложной задачей. Дело в том, что однотактная схема не предполагает большой выходной мощности, и к таким устройствам лучше подбирать акустику с высокой чувствительностью, поскольку простое выкручивание регулятора громкости на полную катушку пользы не принесет. В нашем случае именно в рок-музыке ощущалась нехватка нижнего баса, либо же он был слишком рыхлый и ватный. Спасала положение средняя область нижнего регистра — она как бы работала за двоих и минимизировала дискомфорт. Ко всему остальному у нас претензий не возникло. Ну вот, скажет нетерпеливый читатель, опять все рок да рок. А утонченное и высокое? Спешим успокоить апологетов хорошего джаза, камерной музыки, классических произведений: причин, чтобы не приобрести замечательный ламповый усилитель Tri VP-300BD, у вас нет. С записями этих жанров он справляется легко, профессионально и филигранно. И за хорошую универсальность можно добавить еще балл. 


Результаты измерений

На графике амплитудно-частотной характеристики интегральный усилитель Tri VP-300BD демонстрирует весьма широкую полосу пропускания. Рабочий диапазон простирается до 75 кГц по уровню –3 дБ (рис. 1). Неравномерность характеристики в полосе звуковых частот не превышает 0,23 дБ, а разбалансировка каналов совсем небольшая, и составляет 0,2 дБ. Нелинейные искажения заметно растут с увеличением выходной мощности, что естественно для ламповых усилителей, но в данном случае практически не зависят от частоты сигнала (рис. 2). Максимальная мощность при 10% КНИ и нагрузке 8 Ом составляет 15 Вт. Отметку в 1% графики пересекают в районе 4 Вт. Выходное сопротивление бывает лучше, но не часто. Коэффициент демпфирования равен 7,5. Взаимопроникновение сигнала между каналами достаточно большое и в ВЧ-области будет различимо на слух (рис. 3). На частоте 10 кГц ослабление сигнала между правым и левым каналом составляет менее 40 дБ.


Паспортные данные:
Тип – интегральный ламповый усилитель | Название – Tri VP-300BD | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом), Вт – 20 x 2 | Частотная характеристика, Гц – 5—60 000 (по уровню ±0,5 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц, 1 Вт), % – менее 0,1 | Отношение сигнал/шум, дБ – 95 | Аудиовходы – стереопары RCA (4) | Энергопотребление, Вт – 250 | Габариты, см – 43 x 21 x 32 | Масса, кг – 20


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: классический дизайн, потрясающая богатая отделка, качество сборки, живой и тембрально богатый звук
Минусы: проблемы с нижним басом


Вывод:
Для любителей и почитателей настоящего винтажного аналогового звука. Для тех, кто ценит в саунде изысканность, предпочитает шарм, изюминку и распознает ауру живого организма. Им стоимость такого устройства не покажется слишком высокой


Лев Сергеев

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: