Тестируем акустические системы Westlake Tower SM-1 ценой 14 000 000 рублей

Путешествие на небеса


Акустические системы Westlake Tower SM-1

Цена - 14 000 000 руб. (включая внешний кроссовер)


Любой производитель аудиотехники при проектировании своей продукции всегда (даже когда не упоминает это вслух) ориентируется на сакраментальное отношение цена/качество. Отсюда неизбежные компромиссы в подборе материалов и при изготовлении, приводящие, в конечном счете, к компромиссам в звучании. И только изредка рождаются отдельные штучные творения, которые попирают этот закон

История основания Westlake связана с Томом Хидли (Tom Hidley), впоследствии сконцентрировавшемся на собственных дизайн-проектах студий звукозаписи, а также на мониторах Хидли — Киношиты, являющихся одними из топов мира высокой студийной моды. А в фирме, чьи достижения мы изучаем сегодня, уже давно основным генератором идей стал Гленн Феникс (Glenn Phoenix), президент и по совместительству главный инженер, который присоединился к Westlake в 1972-м, спустя год после ее основания. Получивший профильное образование инженера-радиоэлектронщика и в начале своей карьеры много поработавший в области записи и воспроизведения аналогового сигнала, Феникс имеет свою теорию о предельно возможном качестве аудиоаппаратуры и о препятствиях, мешающих его достичь. Эта теория нашла выражение в патенте 2004 года на круг связанных явлений, названных «эффектом Феникса» (или PE Distortion). Взаимные наводки в электрических цепях разных аудиоустройств обусловливают финальное размытие звука, поэтому все, что выпускает Westlake, конструируется для подавления или минимизации упомянутого PE. В частности, комбинированные активно-пассивные внешние и встроенные кроссоверы, небывалое демпфирование, укрепление и изоляция корпусов, много другое — все лежит в русле этой идеи, а в Tower SM-1 находит свое наиболее полное воплощение.

Одно только перечисление использованных в конструкции динамиков способно доставить эстетическое удовольствие сродни посещению музея высших технических достижений. Человек, которому посчастливилось в буквальном смысле слова прикоснуться к Westlake Tower SM-1, не забудет этого ощущения грандиозности и конструкторского превосходства при полном пренебрежении к стоимости комплектующих и работы.

 

Начнем с гигантских 18-дюймовых басовиков и отметим, что в разных версиях Westlake SM-1 могут стоять либо JBL 2245Н, либо TAD TL-1801. Они весьма близки по параметрам и взаимозаменяемы. Японский динамик считается способным выдержать несколько большие перегрузки, однако есть и поклонники американского варианта характерного звучания баса (рука не поднимается написать «окраски», поскольку в данном случае ни о чем подобном речь не идет). С точностью до личных предпочтений владельцев студии звукозаписи или частных заказчиков оба варианта равно возможны. Наша пара экипирована четырьмя TL-1801 из семейства TAD. Они держат 200 Вт долговременной подводимой мощности и 800 Вт пиковой, имеют ферритовые магниты, 100-мм звуковые катушки с торцевой намоткой медным проводом и конусы диффузора из жесткой древесной массы с добавлением кевларовых нитей (масса мемебраны — 158 г). Конус динамика ламинирован полимерной пленкой из макромолекул, придающей большую прочность и водоотталкивающие свойства. По нашим измерениям, с учетом оформления пара басовиков обеспечивает нижнюю границу воспроизводимых частот, равную 23 / 19 / 16 Гц по уровню –3 / –6 / –10 дБ соответственно. 12-дюймовый динамик TAD TM-1201h, на пару с большим рупором отвечающий за средние частоты, характеризуется очень низкими собственными искажениями. Диффузор этого излучателя сделан из полимерного материала на базе графита, обеспечивающего отличную упругость. Все динамики TAD имеют типичные для фирмы тканевые подвесы со специальной пропиткой и мощные литые алюминиевые шасси.

 

Великолепные цельнодеревянные рупоры, вырезанные из ореха (есть и вариант из клена), помимо того что выполняют свои непосредственные обязанности, служат еще и истинным украшением конструкции. Они представляют собой сделанные по спецификации Westlake немного увеличенные и слегка модифицированные варианты знаменитых JBL 2397 «Smith» Horn; малый, для дюймового динамика, — без внутренних перегородок, а большой разбит на шесть частей. Этот специфический секторальный рупор, имеющий раскрыв только в одной плоскости — горизонтальной — и постоянную малую (по сравнению с характерными рабочими длинами волн) высоту, был предложен в 1955 году Бобом Смитом. Малая высота обусловливает хорошую вертикальную дисперсию вследствие отсутствия эффекта переотражений, свойственного волнам малой частоты в большом рупоре. Поскольку подобный рупор применяется в диапазоне от 800 до 3000—4000 Гц, то характерные длины волн (11 см на 3 кГц, например) всегда заведомо больше двухдюймового горла. Совершенно аналогично работают и перегородки в горизонтальной плоскости. По типу распространяющихся с его среза волн смитовский узкий секционный вариант представляет собой нечто среднее между «генератором» сферических и цилиндрических волн (более направленных и характерных для секторального рупора). Интересное конкретное приложение этого эффекта см. в результатах наших лабораторных измерений. Что же касается JBL, то она впервые обратила внимание на такое решение в 1965 году в кинотеатральной модели Cinetron II. Тогда рупор еще был цельнолитым алюминиевым, а свой окончательный вид приобрел только в 1977-м, когда и вошел в каталоги под названием JBL 2397 Diffraction Horn.
Компрессионные динамики, предназначенные для работы с этими рупорами, в разных парах колонок Westlake могут, как и басовики, быть от любого из двух излюбленных фирмой поставщиков. Возможны три случая — экипировка сверху донизу полностью изделиями JBL либо TAD или же смешанный вариант. В наших АС озвучивание низкочастотного диапазона доверено продукции Technical Audio Devices, супертвитерами работает пара интереснейших раритетов JBL, речь о которых пойдет ниже; соответственно, для тембральной согласованности всего верхнего диапазона с рупорами тоже работают динамики JBL — 2-дюймовый 2441 и однодюймовый 2426 (литое оформление, свыше 11 и 4 кг живого веса и более 70 Вт подводимой долговременной мощности). Компрессионный супертвитер, который включается с 10 кГц, носит имя JBL 076 ALNICO «Cat Eye» 2403 (также бывают профессиональные версии с индексом Н после номера на ферритовых магнитах). Характерное название «кошачий глаз» происходит от необычной формы и внешнего вида головки. Этот динамик — самый редкий из всей знаменитой серии кольцевых излучателей JBL 075/077/2402/2404/2405. Конкретно 076-е появились в моделях JBL L220 Oracle и L222 Disco и с тех пор применялись в крайне малом количестве акустических систем. Диафрагма у этих высокочастотников уникальная — комбинированная, толщиной всего 5,6 мкм. Но главное их отличие в другом: внутренний рупор в цельноалюминиевом окружении вырезан в виде эллиптического конуса. Твитер обладает исключительной вертикальной и горизонтальной дисперсией. Поскольку JBL давно не выпускает эти высокочастотники, в последних экземплярах SM-1 Westlake перешла на другие интересные и достойные динамики — компрессионные бериллиевые TAD ET-703. Но на наш взгляд, культовые «кошачьи глазки» добавляют немало шарма и без того запредельной по качеству конструкции.
Westlake, опять-таки традиционно, использует для сшивки полос сложные «длинные» фильтры, которые состоят из десятков элементов и практически компенсируют недостатки в работе динамиков. Наша пятиполосная конструкция сделана как гибридная — отдельно бас на двух 18-дюймовых динамиках и отдельно все остальное, согласованное встроенным в АС кроссовером. Плюс внешний активный двухполосный кроссовер, обеспечивающий сшивку баса и всего верхнего частотного диапазона, создающий биампинг для каждой колонки (таким образом, всего требуется четыре усилителя мощности). Эта конкретная акустика допускает также разбиение каждой из объединенных с точки зрения внешнего кроссовера полос на две. При этом в басовой секции каждый из двух динамиков будет усиливаться индивидуально, а в верхней полосе отделится 12-дюймовый среднечастотник, имеющий очень непростой импеданс (см. наши измерения). На заказ возможна любая конфигурация активного и пассивных встроенных кроссоверов вплоть до «пятиампинга». Гигантские расширяющиеся назад четырехгранные призмы корпусов весят почти по полтонны (одни только съемные задние стенки — больше 100 кг!), однако для их перемещения по залу внизу на днище есть специальные ролики. Кабинеты покрыты шпоном американского ореха, покрашенным в черный цвет, выступающие толстые верхняя и нижняя крышки, вместе тянущие еще на 100 кг, цельнодеревянные, из массива того же ореха. Большой среднечастотный рупор делит корпус на две неравные части, которые прикрыты отдельными тяжелыми грилями из мелкоячеистой металлической сетки, обтянутой тканью. При описании Westlake Tower SM-1 волей-неволей приходится злоупотреблять терминами «большой», «огромный», «гигантский» — но конструкция воистину устрашает объемом и размахом, и любой, даже очень крупный человек кажется рядом с ней щуплым и низкорослым. На уровне супертвитера в корпусе сделаны два круглых порта фазоинверторов, через которые видны внутренности колонок, плотно забитые звукопоглотителем, а также огромное количество твердого, по фактуре похожего на пористую пемзу компаунда, в изобилии залитого в углы корпуса и прикрывающего тыльные стороны динамиков. Сразу вспоминается девиз Гленна Феникса — «Дайте мне задемпфировать корпуса или позвольте умереть». Среднечастотный 12-дюймовик установлен в собственной закрытой камере, тоже покрытой виброизоляционной «пемзой» по всем граням.
Акустика, реально отыгрывающая 16 Гц, в зале адекватного размера (когда звуковая волна имеет возможность сформироваться, не сломавшись) демонстрирует интересные закономерности в распределении низких частот, понятные физически, но редко ощущаемые в полной мере в контексте домашней аудиосистемы. Спады и подъемы уровня звука в разных точках помещения обусловлены узлами и пучностями звуковых волн, так что местоположение дивана для прослушивания стоит определить тщательнее, чтобы не искать пропавший самый нижний бас. Сцена тоже преображается примечательным образом; на расстоянии свыше 10 м по осям звуковая панорама исключительно точна и идеально спозиционирована, симфонический оркестр ощущается как с середины партера, ближе к задним рядам. При некотором приближении планы и их развертка вдаль, «до задней стены концертного зала», становятся не столь выраженными, зато звук буквально бросается в лицо, как на самых первых рядах.
Само по себе звучание Westlake Tower SM-1 ошеломляет и заставляет забыть весь предыдущий приобретенный опыт прослушивания «обычных» АС. Прежде всего, эти колонки абсолютно прозрачны и откликаются на любой предложенный им характер усиления и источника. Размеры воссоздаваемых ими образов идентичны натуральным для любых инструментов, включая визуализацию человеческой фигуры, БСО и орган. Но дело даже не в этом, а в совершенно уникальной подаче. Если большие студийные мониторы уровня, например, Ocean Way точно воспроизводят масштаб и пропорции, попутно высвечивая специфику саунда и все приемы звукорежиссуры, то SM-1 идут еще дальше, в сторону от любой утилитарности, смещая планы музыкального бытия с земли на небо и обеспечивая чистое непрерывное наслаждение звуком. Все, что позволяют сделать другие профессиональные топы, эти делают точно так же (или даже лучше). Но они гораздо гибче, тоньше и эмоциональнее — на уровне, совершенно немыслимом для таких больших агрегатов и воспроизводимых мощностей. Упомянутые Ocean Way звучат линейно и грубовато по сравнению с этой фантастической парой. Особенно когда верхний диапазон усиливают, например, кондовские GakuOn II. Разворачивающиеся музыкальные картины похожи на виды рая и темных глубин с близкого расстояния, а любимые драматические треки вскрывают такие пласты ассоциаций, которые никогда не затрагиваются при прослушивании аудиосистем. Опять-таки прибегая к аналогии с другими большими студийными мониторами, можно сказать, что те устроили бы дома концерт настоящего Венского симфонического и воскресили сэра Шолти за дирижерским пультом, тогда как Westlake высвечивают иные планы реальности и заставляют забыть об оркестре под управлением великого дирижера. Они разворачивают картины сражений и пожаров, славы, величия и падения богов, страданий и наслаждения героев, набросанные пером Вагнера. Все моменты исполнительского искусства остаются словно за кадром (хотя присутствуют в полной мере, а иначе как бы достигался подобный небывалый эффект?). На слушателя обрушивается поток осязаемых образов, полных смысла и жизни. В «Реквиеме» Верди с сэром Джоном Элиотом Гардинером Libera me в исполнении Любови Оргоназовой звучит страшно и тоскливо, наполняя душу предчувствием покидания земли и вечного лишения небесной благодати. Буквально физически ощущается тоска по «свету нездешнему», один раз увиденному, от которого жестоко отбросили вниз. Причем если с трудом оторваться от собственно музыки и попытаться проанализировать именно звучание, то приходишь к мысли, что этим колонкам вовсе не свойственны эдакий размах чувств или нарочитое уплотнение и сгущение звука, они играют исключительно ровно, аккуратно и тонально ясно, никакого мяса, никакой грубости. Есть одна только светлая идеальная соразмерность, спокойное истечение музыки, словно солнечного света, скользящего по стенам здания. И удивительным образом на этом прозрачном полотне возникают исключительно драматичные картины. Барочный вокал — как на кончике ножа, ясно и безжалостно светел, церковные песнопения вновь вызывают ощущение божественного эликсира и луча с небес. Не воссоздание реальности, а отрыв от нее, подальше от грешной тяжелой земли, поближе к горным кручам и чистым огненным эмоциям — вот какой эмоциональный слепок оставляют после себя Westlake Tower SM-1, и равного этому я никогда не встречала.

Первая система для АС — монобрендовая Goldmund: универсальный транспорт Eidos Reference Blue, проигрыватель виниловых дисков Reference II, предусилитель с функциями процессора и внешнего кроссовера (запрограммирован в Швейцарии с оригинального кроссовера Westlake MRX-2) 32 DH Preamplifier, четыре мощника-моноблока Telos 5000 (1500 / 3000 / 5000 Вт на 8 / 4 / 2 Ом каждый). Вся коммутация — фирменная, межблочная — цифровыми кабелями S/PDIF, начиная с выхода вертушки и до входов на усилителях мощности.
Вторая система — почти полностью от Audio Note, с вкраплениями в виде двух мощников-моноблоков Krell, обслуживающих басовую секцию. Остальное — AN DAC 5 SE, M1000 Mk II Ultimate Preamplifier и двухполосные активные кроссоверы для АС. Верхняя полоса (СЧ плюс ВЧ) озвучивалась моноблоками Kondo GakuOn II. Коммутация осуществлялась топовыми кабелями Kimber, XLO и Akrolink.


Результаты измерений:

01.jpg

02.jpg

03.jpg

04.jpg

График модуля импеданса низкочастотной секции имеет классический фазоинверторный вид (рис. 1), с настройкой порта на 20 Гц. С учетом поведения электрической фазы, несмотря на минимум в 3,6 Ом, в этом диапазоне частот не будет проблем с усилением (плюс высокая чувствительность в 100 дБ / 2,83 В). Поведение модуля сопротивления и фазы СЧ/ВЧ-секции характеризуется как высокостабильное (рис. 2). Однако среднее значение модуля равно 3 Ом при разбросе от 1,8 (на 320 Гц) до 3,8 Ом (750 Гц) на краю рабочей полосы 12-дюймового динамика. Поэтому лучше воспользоваться предоставляемой конструкцией колонок возможностью по выделению отдельного усилителя мощности с хорошо спроектированным блоком питания для проблемного среднечастотника. Продукты нелинейных искажений слабо зависят от громкости сигнала. При измеренных уровнях звукового давления в 84, 90 и 96 дБ среднее значение КНИ в широкой полосе частот сохраняется на уровне 0,5% (рис. 4), причем в НЧ-области величина коэффициента уменьшается с ростом подводимой мощности. Интересный, хотя скорее качественный, а не количественный анализ позволяет провести график комнатного уровня звукового давления (рис. 4), снятый со всеми комнатными переотражениями на расстоянии 2,5 м от АС (с наложенными полосными откликами отдельных динамиков). По отклику басовиков с характерным провалом на левом «хвосте» (синяя линия) отчетливо видно, что только они работают на объем с портом фазоинвертора, среднечастотник же имеет гладкий спад, характерный для закрытого ящика. Как мониторы дальнего поля, колонки не демонстрируют ровную АЧХ на традиционном расстоянии 1 м. Вместо этого настройки явным образом предполагают выравнивание вкладов при достаточном удалении слушателя от акустики. Поскольку конусные динамики формируют (с точностью до погрешностей на краевые эффекты) сферическую волну и падение интенсивности с расстоянием как 1/r2, классический узкий рупор без перегородок дает цилиндрическую волну и закон 1/r, смитовский рупор с перегородками (зеленая кривая) образует промежуточный вариант между этими двумя, а супертвитер снова работает как сферический излучатель, то простые прикидки дают цифры ослабления интенсивности излучения и компенсацию вкладов до 1 дБ на расстоянии 9 м. Также имеется аргумент, связанный с направленностью рупорного излучения. Она нейтрализуется и дает сформировать высокодисперсное звуковое поле с остальными динамиками на расстоянии, тоже оцениваемом как 10 м. Дополнительный подъем низкочастотной секции на 2—3 дБ по сравнению со среднечастотником обусловлен отражениями от пола.


Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Westlake Tower SM-1| Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню +/-3 дБ) | Число полос – 5 (НЧ – 2 х 45,7 см, бумажные, СЧ – 30,5 см, полиграфитовый конус, НВЧ – 5,08 см, рупорный, ВЧ – 2,5 см, рупорный, СВЧ – 1,27 см, компрессионный с алюминиевой мембраной; частоты раздела 200, 800, 3200, 10 000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 (минимум 2) | Чувствительность, дБ – 101 | Габариты одной колонки, см – 190,5 x 101,3 x 75 | Масса одной колонки, кг – 442


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 100%
Звучание - 100%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 100%


Плюсы: ошеломляющий размер и массив звука при полном сохранении утонченной деликатности и феноменальной детальности
Минусы: даже в зале порядка 150 квадратных метров колонки не снимают проблему акустической обработки помещения, очень тяжелы в усилении


Вывод:
Акустика, которая является истинным венцом аудиоинженерной мысли во всех отношениях и, видимо, одним из лучших (если не самым лучшим) мировым примером попытки воссоздания идеального звучания. Она и есть тот самый недостижимый золотой эталон


Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

4.00