Классика XXI века

Проигрыватель грампластинок VPI Classic

Цена - 116 000 руб.


Гарри Вайсфельд во многом уникальный человек для сегодняшней индустрии Hi-Fi. Будучи миллионером и владельцем компании VPI, в душе он остался таким же энтузиастом, как и покупатели его проигрывателей. Отсюда бесконечные эксперименты с конструкцией фирменных вертушек и материалами, стремление сделать технику максимально удобной для пользователя, а также личное активное участие в интернет-форумах, где он отстаивает достоинства своей продукции

Десять лет назад Вайсфельд сделал вертушку, которая буквально взорвала рынок проигрывателей грампластинок в Америке. Знаменитая VPI Scout продавалась десятками тысяч штук, что для нашего времени настоящая сенсация. Казалось бы, повторить успех Scout практически невозможно — все, чего реально было добиться в данном ценовом диапазоне, было уже достигнуто. Однако Гарри решил пойти чуть дальше и к 30-летию своей компании создать референсную машину, которая имела бы в то же время вполне конкурентоспособную цену. Так родилась на свет модель VPI Classic. Название она получила за внешний вид, напоминающий классические проигрыватели 1970—80-х годов — прямоугольный деревянный корпус и алюминиевый диск. Но несмотря на сходство со старой техникой, конструктивно новинка гораздо ближе к современным взглядам на создание виниловых вертушек. 

VPI Classic поставляется в двух коробках. В той, что побольше, лежат сам корпус проигрывателя с двигателем, тонарм, пассик, клемп, железный шаблон и набор отверток. Есть даже весы Shure для выставления прижимной силы. Во второй покоится массивный алюминиевый диск (он один весит более 8 кг!), заботливо упакованный в несколько слоев пористого защитного материала. Подшипник в Classic инвертированный, что уже стало традицией для всей продукции VPI. Сборка аппарата предельно проста. Достаточно установить диск на шпиндель с закрепленным на нем шариком, поставить верхнюю часть тонарма на принимающую игольчатую опору и соединить пассиком опорный диск и шкив двигателя. Настраивать сложную систему подвески не нужно ввиду ее отсутствия. Основным средством борьбы с вибрациями служит сама массивная конструкция проигрывателя, а также оригинальные антивибрационные ножки. Каждая из них опирается на три маленьких шарика, что позволяет не только свести к минимуму площадь контакта ножек с полкой, но и обеспечивает хорошую устойчивость проигрывателя. 

Следующий этап — установка на тонарм головки звукоснимателя и ее выставление во всех плоскостях. По традиции к вертушке прилагается железный фирменный шаблон, на который нанесена только одна точка нулевой погрешности. За подобное решение Гарри Вайсфельд подвергался неоднократной критике со стороны ортодоксальных аудиофилов, требовавших, чтобы обязательно было две нулевые точки. Однако после того как ребята с сайта vinylengine.com взяли на себя труд измерить искажения, получаемые при выставлении головки по шаблону VPI, негодующий запал у недовольных иссяк. Выяснилось, что такая геометрия дает возможность добиться более равномерного уровня искажений по всей поверхности пластинки по сравнению с традиционными точками Бервальда и Лефтгрена. Для настройки картриджа тонарм JMW 10.5i предоставляет все необходимые инструменты. Он позволяет выставить как вертикальный угол захода иглы, так и азимут, причем первый параметр можно регулировать, не прерывая проигрывания пластинки, благодаря резьбе на основании тонарма и небольшому колесику, напоминающему штурвал корабля. Подшипник у JMW 10.5i одноопорный, при этом игла установлена на дне небольшой ванночки, которую можно заполнить демпфирующим силиконовым маслом. Применять демпфер или нет, зависит как от личных предпочтений слушателя, так и от картриджа. Поэтому единственный способ принять решение — самому послушать и сделать выбор. Во время же тестирования особой потребности в дополнительном демпфировании у нас не возникло. Для компенсации скатывающей силы в тонарме есть две системы — традиционная для VPI, с использованием сопротивления скрученных между собой проводков тонарма, и привычная, с леской и грузиками.

Сам производитель рекомендует первый вариант, и так мы и поступили. Прежде чем перейти к впечатлениям от прослушивания, скажем несколько слов о размещении пластинки на диске. Здесь есть три варианта на выбор. Во-первых, можно положить пластинку непосредственно на алюминиевую поверхность диска и не использовать прижим. Второй способ — воспользоваться фирменным клемпом в сочетании с резиновой шайбой, подкладывающейся под пятак. Вкупе с навинчивающимся клемпом в районе пятака создается эффект вакуумного прижима, намертво удерживающего пластинку в контакте с диском. Такой вариант был осуществим и у всех предыдущих моделей VPI. Наконец, третья возможность. Вместе с Classic поставляется еще и самоклеющийся пробковый мат, позволяющий владельцу вертушки поэкспериментировать.

Тем, кто остановится на методе полного прижима, следует аккуратно дозировать усилие при навинчивании клемпа. Если его затянуть слишком сильно, пластинка может деформироваться, да и звук станет глуховатым. При прослушивании использовались следующие головки звукоснимателя: Grado Sonata Reference, Ortofon Rondo Bronze и Goldring 2500.

Основной претензией аудиофилов к прежним моделям VPI была некоторая отстраненность и недостаточная живость звучания, что часто списывалось слушателями на применяемые опорные диски из акрила. Этот момент следует понимать правильно — в целом тот же VPI Scout намного опережал своих соперников по ценовому диапазону, выдавая, например, максимально контролируемый и глубокий бас. Не хватало лишь малой толики той живости, за которую любители аналога ценят такие модели, как Linn LP 12 и Rega P9. Что ж, замена акрила на алюминий в целом себя оправдала. При этом результат, очевидно, так понравился хозяину VPI, что и другие представители модельного ряда получат такие же выточенные из цельного куска алюминия диски. Так вот, со всеми тестовыми картриджами новинка продемонстрировала лучшие качества, присущие проигрывателям с пассиковым приводом и массивным опорным диском. Сразу обратила на себя внимание отличная макродинамика. Переход от тихих звуков к громким происходил с пугающим реализмом, например, знаменитый удар из пинк-флойдовской «Another Brick in The Wall. Part II» заставлял вздрагивать и вжиматься в кресло. Самые сложные ритмические хитросплетения распутывались аппаратом легко и без труда. Дебютный альбом Grand Funk Railroad с его рычащей ритм-секцией иногда ставит в тупик легковесные бюджетные модели, превращающие оригинальную игру Шахера и Брюэра в настоящую какофонию, но VPI Classic смог уверенно передать их взаимодействие. Заслуги же по формированию широкой и глубокой сцены следует разделить между отличным подшипником и превосходным одноопорным тонармом, блестяще справившимся со всеми предложенными ему головками. Кстати, заявления производителя о нечувствительности проигрывателя к вибрациям полностью подтвердились. Поставив его вблизи от 15-дюймового басового динамика, я не услышал никакого отрицательного влияния на звук даже при довольно высоком уровне громкости.

Паспортные данные:
Тип – проигрыватель виниловых пластинок | Название – VPI Classic | Управление – ручное | Встроенный фонокорректор – нет | Тип привода – пассиковый | Скорости вращения, об/мин – 33, 45 | Неравномерность вращения, % – 0,1 | Детонация (WRMS), % – менее 0,2 | Уровень рокота – –80 дБ | Габариты, см – 22 x 52 x 39 | Масса, кг – 22


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы:  пуленепробиваемая конструкция, отличный тонарм, низкая чувствительность к вибрациям, превосходное звучание
Минусы:  нет


Вывод:
VPI Classic имеет все шансы завоевать со временем культовый статус и стать классикой не только по названию, но и по праву.


Александр Чечелёв


Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: