Звук вокруг

Комплекты акустики окружающего звучания 5

Звук вокруг
Комплекты акустики окружающего звучания 5.1

Растущая популярность домашних кинотеатров заставляет даже самых отчаянных пуристов среди производителей акустики включать в свои модельные ряды специализированные компоненты для систем окружающего звучания. Комплекты 5.1 и стали объектом сегодняшнего сравнения
Преимущества установки в домашнем кинозале комплекта акустических систем не только одного производителя, но и из одной серии достаточно очевидны. Кроме единства отделки и дизайна, этот подход позволяет добиться однородного окружающего звукового поля, поскольку во всех колонках работают если не одинаковые, то очень близкие по своему почерку излучатели. Особенно важна здесь идентичность твитеров, потому что в высокочастотном спектре разница в характере звучания наиболее заметна. И если средне- и низкочастотные динамики нередко отличаются друг от друга по диаметру диффузоров, то пищалки в таких комплектах всегда одинаковые. 
Ровно год назад мы уже исследовали подобные наборы. Правда, тогда был взят более доступный ценовой сегмент, поэтому среди наших конкурсантов оказались и готовые комплекты «из одной коробки», и системы, составленные из отдельных компонентов. Сейчас мы решили поднять планку до 100 000 рублей за акустику 5.1. Прежде всего, это существенно расширяет выбор — варианты, суммарная стоимость которых приближается или немного превышает указанный порог, предлагают практически все производители массовой акустики. Кроме того, в отличие от прошлого раза конфигурация таких наборов более стабильна и вполне соответствует стереотипу классической кинотеатральной системы. Фронтальную плоскость обслуживают напольная пара и горизонтальный спикер центрального канала, который устанавливается либо под, либо над телевизором или проекционным экраном. Тыловые эффекты поручены паре полочников, а поддержку снизу осуществляет активный сабвуфер. Причем в данном случае речь идет о вполне серьезном басовом модуле с динамиком в 25—30 см и усилителем на 200—300 Вт. Почему мы говорим о комплекте 5.1, не рассматривая более актуальную на первый взгляд конфигурацию 7.1? Дело в том, что подавляющее большинство звуковых дорожек современных релизов на Blu-ray остаются шестиканальными, а значит, информация для заднего тыла будет формироваться ресивером искусственно. И кроме того, из наших участников можно легко получить комплект 7.1, просто добавив еще одну пару тыловых сателлитов. То есть это лишь вопрос итоговой стоимости комплекта и установленного ценового критерия отбора.
От фронтальной напольной пары подобного класса вы вправе ожидать приличного звучания не только в составе домашнего кинотеатра, но и при прослушивании музыки. Поэтому традиционно мы проверяем конкурсантов и на киноматериале, и на музыкальных треках. Для этого в состав тестовой системы включен наш референсный CD-проигрыватель, сигнал с которого снимается в аналоговом виде. Таким образом, AV-ресивер исполняет в данном случае роль интегрированного усилителя. В качестве тестового AV-ресивера выступает модель Onkyo TX-NR3009. Мы намеренно выбрали аппарат выше классом, чем участники сравнения, чтобы он смог в полной мере раскрыть их способности.



Тестовая система
1. Источник 1 – мультимедийный плеер Dune HD Base 3.0
2. Источник 2 – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
3. AV-ресивер – Onkyo TX-NR3009
4. Плазменный телевизор – Samsung PS50C6900
5. HDMI-кабели – Onetech VHD1202, длина 2 м
6. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus


Тестовый материал
1. Образ диска Blu-ray «Агент 007: Квант милосердия», DTS-HD MA
2. Образ диска Blu-ray «Чужие против Хищника», DTS-HD MA
3. Образ диска Blu-ray «Бэтмен: Темный рыцарь», Dolby TrueHD 
4. Образ диска DVD «Eagles — Hell Freezes Over», DTS
5. CD Blackmore’s Night «Fires At Midnight», SPV GmbH, 088-72430 CDE, PCM 2.0 44,1/16
6. CD Гленн Хьюз, «Building the Machine», SPV GmbH, 085-72372 CD, PCM 2.0 44,1/16


Указанные в статье цены являются ориентировочными.

Рубрикатор:
Стр. 2 - Focal Chorus 700 V
Стр. 3 - Thorens TD 240-2
Стр. 4 - KEF Q-Series
Стр. 5 - Boston Acoustics A-Series
Стр. 6 - Заключительная часть


Focal Chorus 700 V
Цена – 103 700 руб. 

Французское акустическое ателье Focal JMLab — один из крупнейших европейских производителей не только акустики Hi-Fi и High End, но и акустических систем для автомобилей. Кроме того, лаборатория Жака Мауля (именно так расшифровывается JMLab) разрабатывает и выпускает динамические головки
Домашние акустические системы Focal JMLab, выполненные в классическом форм-факторе, объединены в три серии — Utopia, Electra и Chorus. Последняя является самой младшей и, в свою очередь, делится на две линейки — 800 V и 700 V. Обозначение V в индексе модели символизирует дизайн АС, разработанный в парижской студии Pineau et Le Porcher. Концепт реализован в гриле, закрывающем лицевые панели колонок. Профиль V читается не только в оригинальной верхней его части, открывающей взору твитер, который смонтирован на металлическом основании и прикрыт собственной жесткой решеткой, но и в сечении каркасов грилей. Новый высокочастотный излучатель TNV традиционно для Focal JMLab оснащен мембраной в виде инвертированного купола, сделанной из магниево-алюминиевого сплава. Для диффузоров средне- и низкочастотных головок выбран синтетический материал Polyglass. Корпуса акустики спроектированы таким образом, чтобы в максимальной степени избавиться от параллельных поверхностей, что наряду с переменной толщиной панелей MDF (от 20 до 25 мм) способствует минимизации внутренних отражений и резонансов. 
Панели, образующие стенки корпуса, для увеличения жесткости стянуты внутренними перегородками. Колонки отделываются виниловой пленкой под дерево. 
Фронтальную плоскость в предоставленном комплекте обслуживают старшие трехполосные напольники Focal Chorus 726 V и единственная в линейке АС центрального канала Focal Chorus CC700 V. Порты фазоинвертора у первых выведены на лицевую панель, что упрощает выбор места для их установки, а центральный громкоговоритель имеет акустическое оформление «закрытый корпус», поэтому тоже может устанавливаться вплотную к стене без ущерба для качества звучания. За тыловые эффекты ответственны навесные колонки Focal Chorus SR700 V. Необходимо отметить, что система Focal оказалась единственной в тесте, где тыловые каналы обслуживают не полочники, а специальные спикеры тыловых эффектов. Правда, различаются они лишь конфигурацией корпуса, позволяющей легко вешать их на стену, — ни дипольных, ни биполярных схем здесь нет. По сути же, перед нами обычная двухполосная АС в закрытом корпусе. Для коммутации с AV-ресивером во всех акустических системах предназначена одна пара солидных винтовых терминалов — опыты с бивайрингом и биампингом производитель не приветствует. Активный сабвуфер оснащен излучателем с диффузором из того же материала Polyglass диаметром 27 см. Динамик работает в фазоинверторном оформлении — соответствующий порт выведен на днище корпуса, в связи с чем НЧ-модуль установлен на высокие резиновые опоры. Раскачивает вуфер усилитель, который действует по фирменной технологии BASH и развивает 300 ВТ продолжительной мощности, в пиках возрастающей до 450 Вт. Сабвуфер выделяется среди конкурентов наличием полноценной высокоуровневой коммутации — у него есть не только входные акустические терминалы, но и выходные. Эта особенность открывает широкое поле для экспериментов по созданию трифоника для прослушивания музыки. Впрочем, нас сегодня в большей степени интересует его работа в составе домашнего кинотеатра. 
Здесь Focal Chorus 700 V предлагает филигранную точность и высочайшую детальность звукового почерка, удивительным образом сочетающуюся с мягкостью подачи. Именно эта деликатная мягкость сглаживает всплески звуковой энергии в напряженных сценах блокбастеров и в то же время обволакивающе волшебно плетет свое полотно в спокойных и неторопливых моментах. Лишь в самых драматичных местах, с серьезными катаклизмами, хотелось бы более внятной поддержки снизу, но сабвуфер комплекта вполне гармонично увязывает себя с остальными участниками ансамбля. В целом характер звучания очень легкий и воздушный, что положительным образом влияет на воспроизведение музыки не слишком брутальных жанров. 


Результаты измерений:
Комплект акустики Focal JMLab выглядит не совсем сбалансированным. Превосходная фронтальная АС (Chorus 726 V) с лучшими показателями неравномерности АЧХ и крайне малом уровнем нелинейных искажений способна обеспечить широкую полосу воспроизводимому сигналу (рис. 1). Поддержка в басу этой паре необходима лишь на частотах ниже 60 Гц. Но комплектная бас-машина Chorus SW700 V не в силах оказать достойную помощь. Характеристики сабвуфера выявляют рост нелинейных искажений ниже отметки 50 Гц, но, даже не учитывая это, нижняя граничная частота составляет 38 Гц (рис. 3). Данный модуль приходится признать узким звеном тестируемого комплекта. Возможно, стоит увеличить бюджет проекта на 12 600 руб. и приобрести сабвуфер из серии 800 V. Спикер центрального канала без проблем перекрывает весь речевой диапазон. Флуктуации графика амплитудно-частотной характеристики умеренные (рис. 2). Средняя величина импеданса у всех колонок — около 8 Ом. При подборе усилительной техники следует учитывать, что сопротивление может опускаться ниже 3 Ом, причем частотный интервал, где располагаются эти значения, приходится на хорошо слышимую область средних частот.


Паспортные данные:
Фронтальная акустика
Тип – напольные акустические системы | Название – Focal Chorus 726 V | Частотная характеристика, Гц – 48—28 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 2 x 16,5 см, Polyglass woofer; СЧ – 16,5 см, Polyglass mid-range, ВЧ – 2,5 см, инвертированный купол TNV; частоты раздела – 300 и 3000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 2,9) | Максимальная подводимая мощность, Вт – 150 | Чувствительность, дБ – 91,5 | Габариты одной колонки, см – 99,0 x 22,2 x 37,5 | Масса одной колонки, кг – 23,5 | Цена, руб. – 45 500
Акустика центрального канала
Тип – акустическая система центрального канала | Название – Focal Chorus CC700 V | Частотная характеристика, Гц – 61—28 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ – 2 x 13,0 см, Polyglass mid-bass; ВЧ – 2,5 см, инвертированный купол TNV; частота раздела 3000 Гц) | Акустическое оформление – закрытый корпус | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 5,2) | Максимальная подводимая мощность, Вт – 100 | Чувствительность, дБ – 91 | Габариты, см – 18,5 x 49,3 x 22,9 | Масса, кг – 7,5 | Цена, руб. – 12 500
Тыловая акустика
Тип – полочная акустическая система | Название – Focal Chorus SR700 V | Частотная характеристика, Гц – 75—28 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ – 16,5 см, Polyglass mid-bass; ВЧ – 2,5 см, инвертированный купол TNV; частота раздела 3000 Гц) | Акустическое оформление – закрытый корпус | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 3,7) | Максимальная подводимая мощность, Вт – 100 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 29,5 x 39,8 x 14,9 | Масса одной колонки, кг – 4,7 | Цена, руб. – 20 600
Сабвуфер
Тип – активный сабвуфер | Название – Focal Chorus SW700 V | Выходная мощность, Вт – 300 | Частотная характеристика, Гц – 36—160 (по уровню ±3 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 40—160 | Динамическая головка, см – 27 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA x 2, LFE, высокого уровня | Аудиовыходы – высокого уровня | Габариты, см – 42,0 x 32,6 x 43,3 | Масса, кг – 15,3 | Цена, руб. – 25 100


Оценки:
1. Дизайн – 90%
2. Качество изготовления – 90%
3. Звучание в кино – 90%
4. Звучание музыки – 95%

Итоговая оценка 90%


Плюсы: интересный дизайн, мягкое и очень детальное звучание, удобство инсталляции
Минусы: порой сглаживает динамические пики

Вывод:
Комплект от самого уважаемого на родине братьев Люмьер акустического ателье сочетает выразительность сопровождения кинофильмов и фирменную музыкальность подачи материала

PSB Image
Цена – 94 990 руб.


В сегодняшнем соревновании принимают участие два представителя североамериканского континента. Заокеанская акустика славится своим крутым нравом, который как нельзя лучше подходит именно для работы в составе домашнего кинотеатра. И первым выступает участник из Канады, представляющий компанию PSB Speakers
Серия Image самая многочисленная у компании PSB Speakers. В нее входят две напольные модели, три пары полочных мониторов, два спикера центрального канала и специальная колонка тыловых эффектов для монтажа на стену. На основе этой линейки можно подобрать оптимальную конфигурацию системы окружающего звучания для конкретного кинозала и в зависимости от выделенного бюджета. Но хотя семейство Image позиционируется производителем как массовое, при его разработке были использованы решения и технологии из топовых Synchrony и Imagine. Так, в качестве высокочастотного излучателя здесь работает купольный титановый твитер, аналогичный используемому в серии Synchrony. А внешность колонок Image во многом позаимствована у акустики Imagine. 
По составу комплект не отличается от большинства участников. Во фронтальной плоскости работают старшие напольные трехполосные башни Image T6 и старший из двух спикеров центрального канала Image С5. Тыловые каналы обслуживают полочные мониторы Image B6. Сабвуферы у компании PSB Speakers не соотнесены с конкретной линейкой акустики, а объединены в отдельную категорию. Потому пользователь может сам выбрать наиболее подходящий басовый модуль. Нам, исходя из определенного бюджета и общего класса остального комплекта, наиболее гармоничной показалась модель SubSeries 300. Среднечастотный излучатель трехполосных напольников PSB Image T6 заключен в закрытую камеру и размещен над твитером. Два низкочастотных вуфера дополнены двумя портами фазоинвертора, выведенными на лицевую панель, что упрощает расстановку фронтальной пары в зале прослушивания. Фасад сделан из композита, а все динамики смонтированы на основаниях из прорезиненного материала. Такой же использован для труб портов фазоинвертора. Для установки АС в комплекте есть как резиновые ножки, так и металлические шипы. Двухполосная центральная колонка PSB Image С5 оборудована двумя динамическими головками, которые в напольных громкоговорителях выполняют функцию среднечастотного излучателя. Твитеры же во всех акустических системах комплекта идентичные. 
Порт фазоинвертора у центрального спикера смотрит назад, что необходимо учитывать при определении его места в кинозале — не стоит ставить его вплотную к стене. Аналогичная ситуация и с тыловыми мониторами PSB Image B6, но низкочастотный динамик там покрупнее — такие же работают в басовой секции фронтальных АС. Для коммутации с AV-ресивером имеются солидные позолоченные акустические терминалы, причем напольники и полочники оснащены двумя парами клемм для реализации бивайринга или биампинга. Активный сабвуфер PSB SubSeries 300 выделяется среди участников теста не только самым крупным динамиком, чей диаметр составляет 12 дюймов, но и самым мощным встроенным усилителем, способным в пике отдать до 850 Вт. По прочим показателям НЧ-аппарат тоже превосходит конкурентов из подборки — он объемнее и тяжелее всех и дороже большинства из них. Органы управления размещены у него довольно оригинально — рукоятки регуляторов уровня и частоты среза кроссовера, а также индикатор питания и переключатель фазы сигнала вынесены удобства ради на лицевую панель и закрыты лишь грилем. Еще из особенностей сабвуфера можно отметить наличие низкоуровневых выходов и выхода LFE, что позволяет при необходимости включать несколько басовых модулей в цепочку. Корпуса всех акустических систем отделаны виниловой пленкой, но она настолько искусно имитирует натуральное дерево, что ее легко принять за шпон. 
При сопровождении кинофильмов акустика PSB Image выказывает истинный заокеанский характер. Широчайший рабочий диапазон сочетается в этом комплекте с мастерской отработкой динамических пиков. Масштабные сцены, полные напряжения, рисуются крупными уверенными мазками. Детальность подачи тоже на высоте — колонки демонстрируют раскованный, но одновременно точный характер саунда. Драйв и напор не переходят в нарочитую грубость, а локализация виртуальных источников звука в пространстве настолько правдоподобна, что в плотном окружающем звуковом поле теряешь места установки акустических систем. Прекрасно проявил себя и сабвуфер PSB SubSeries 300. Превосходя конкурентов по тесту по формальным техническим параметрам, он и в деле работает увереннее. Смело ныряя в низкочастотные глубины саундтрека, НЧ-модуль не скатывается в пучину искажений, даря незабываемые ощущения любителям пощекотать нервы. Бас в его исполнении получается хлесткий и выразительный. При воспроизведении музыкального материала комплект сохраняет точность и высокую детальность звукового полотна, но отличается излишней прямолинейностью, что в сложных композициях может восприниматься как упрощение подачи. 

Результаты измерений:
Изюминкой комплекта акустических систем для домашнего кинотеатра компании PSB безусловно является сабвуфер SubSeries300. График АЧХ (рис. 3) демонстрирует широчайшую полку стабильной чувствительности от 24 до 130 Гц. Нижняя граничная частота по уровню –10 дБ имеет рекордно низкое значение 22 Гц. Сколько-нибудь серьезные продукты нелинейных искажений выявляются лишь на частотах ниже 30 Гц. Интегрированный в корпус устройства кроссовер осуществляет регулировку частоты среза в весьма широкой полосе. Все эти параметры позволяют осуществить абсолютно грамотную стыковку бас-машины с АС любого типа. Если говорить о выступающих здесь в роли фронтальных колонок Image Т6 и выбрать частотой раздела зоны ответственности классические 80 Гц, то мы получим выходную характеристику, чья неравномерность в области НЧ и СЧ не превышает 1,1 дБ, а в ВЧ-диапазоне тот же показатель имеет лучшее значение в рамках нашего теста (рис. 1). Частотные и нелинейные искажения спикера центрального канала полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к подобной АС (рис. 2).


Паспортные данные:
Фронтальная акустика:
Тип – напольные акустические системы | Название – PSB Image T6 | Частотная характеристика, Гц – 32—23 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 2 x 16,5 см, polypropylene cone; СЧ – 13,3 см, polypropylene cone, ВЧ – 2,5 см, титановый купол; частоты раздела 500 и 2200 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 (минимум 4) | Максимальная подводимая мощность, Вт – 200 | Чувствительность, дБ – 91 | Габариты одной колонки, см – 103,1 x 23,1 x 38,0 | Масса одной колонки, кг – 22,0 | Цена, руб. – 38 060
Акустика центрального канала:
Тип – акустическая система центрального канала | Название – PSB Image С5 | Частотная характеристика, Гц – 50—23 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ – 2 x 13,3 см, polypropylene cone; ВЧ – 2,5 см, титановый купол; частота раздела 1800 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 (минимум 4) | Максимальная подводимая мощность, Вт – 150 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты, см – 18,1 x 49,5 x 26,5 | Масса, кг – 8,7 | Цена, руб. – 11 690
Тыловая акустика:
Тип – полочная акустическая система | Название – PSB Image B6 | Частотная характеристика, Гц – 45—23 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ – 16,5 см, polypropylene cone; ВЧ – 2,5 см, титановый купол; частота раздела 1800 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 (минимум 4) | Максимальная подводимая мощность, Вт – 150 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 35,7 x 19,8 x 26,8 | Масса одной колонки, кг – 6,5 | Цена, руб. – 15 970
Сабвуфер:
Тип – активный сабвуфер | Название – PSB SubSeries 300 | Выходная мощность, Вт – 300 | Частотная характеристика, Гц – 27—150 (по уровню ±3 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 50—150 | Динамическая головка, см – 30 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA x 2, LFE, высокого уровня | Аудиовыходы – RCA x 2, LFE | Габариты, см – 51,0 x 39,0 x 44,1 | Масса, кг – 19,5 | Цена, руб. – 29 270



Оценки:
1. Дизайн – 95%
2. Качество изготовления – 90%
3. Звучание в кино – 95%
4. Звучание музыки – 90%

Итоговая оценка 95%

Плюсы: прекрасная динамика и напор, интересный дизайн, качественная басовая поддержка
Минусы: при воспроизведении музыки жанрово избирателен 

Вывод:
Когда речь идет о выборе комплекта акустики для сопровождения кинофильмов и приходится делать выбор между европейской утонченностью и деликатностью звучания и заокеанским размахом и драйвом, я всегда голосую за последний вариант

KEF Q-Series
Цена – 105 800 руб.

К своему пятидесятилетнему юбилею британская компания KEF обновила наиболее популярные линейки продукции. И одной из первых модернизации подверглась самая востребованная из них — Q-Series, в которой многолетний опыт компании по проектированию и производству колонок сочетается с привлекательной ценой
Название Kent Engineering & Foundry (KEF) образовано от графства Кент — именно там, близ города Мейдстоун, инженер-электрик Реймонд Кук решил в 1961 году заняться разработкой акустики. В Кенте родился знаменитый концентрический модуль Uni-Q, ставший фирменной чертой продукции KEF, а также многие другие уникальные технологии, используемые компанией при проектировании акустических систем. 
Линейка Q-Series включает весь спектр колонок для создания системы окружающего звучания в домашнем кинотеатре. В нее входят как крупные напольные башни, так и компактные полочники, дополненные двумя спикерами центрального канала и активным сабвуфером. Примечательно, что, кроме центрального громкоговорителя, остальные компоненты набора, участвующего в нынешнем соревновании, уже рассматривались на страницах нашего журнала. Однако тогда упор делался на их работу в стерео. Сейчас же приоритет у нас отдан сопровождению кинофильмов, причем в составе ансамбля. Тестируемый сегодня комплект существенно отличается от прочих конкурсантов тем, что роль фронтальной пары играет у него полочная акустика. Причина весьма банальна — с напольными колонками он ощутимо выбился бы из обозначенного бюджета. В принципе при оснащении домашних кинозалов концепция пяти небольших сателлитов, подкрепленных серьезным сабвуфером, довольно популярна и безусловно имеет право на существование. Впрочем, назвать полочники серии Q небольшими значит приуменьшить их достоинства. Крупные корпуса из панелей MDF аккуратно оклеены пленкой, умело имитирующей шпон натурального дерева. Основа арсенала колонок — фирменный модуль Uni-Q, в котором твитер установлен соосно с излучателем, отвечающим за средне- и низкочастотный спектр. Подобное решение минимизирует фазовые искажения и приближает конструкцию к идеальному точечному источнику. С далеких 60-х годов прошлого века этот узел претерпел множество усовершенствований и в текущей версии обрел оригинальную акустическую линзу для твитера, созданную в концепции Concept Blade. В заднюю стенку кабинета интегрированы небольшой кронштейн, позволяющий легко вешать колонки на стену, и оригинальная коммутационная панель с двумя парами акустических терминалов, не требующая использования внешних перемычек — достаточно установить пластиковые ручки «link» в нужное положение. Весьма удобное решение.
Центральный спикер имеет трехполосную конструкцию и помимо модуля Uni-Q оборудован низкочастотным драйвером. Второй диффузор такого же диаметра представляет собой пассивный радиатор, точно настроенный на совместную работу с портом фазоинвертора, расположенным позади него. На первый взгляд акцент на центральный канал обескураживает — мы привыкли, что в системах окружающего звучания акцент делается на фронтальную пару. В лучшем случае все АС во фронтальной плоскости оказываются одинаковыми. Здесь же в центре работает явно более продвинутая колонка. И такое решение имеет право на жизнь при оснащении домашних кинозалов, поскольку в саундтреке в большинстве случаев основная информационная нагрузка падает как раз на центральный канал. 
Активный сабвуфер с излучателем диаметром 25 см и 200-ваттным усилителем выделяется среди конкурентов по тесту акустическим оформлением в закрытом корпусе, что обещает быстрый и упругий бас. Его коммутационный арсенал ограничен низкоуровневым входом на разъемах RCA и нестандартным высокоуровневым терминалом. Чтобы можно было им воспользоваться, в комплекте есть колодка для монтажа акустического кабеля. В аппарате реализована ограниченная эквализация путем подъема усиления на 6 и 12 дБ на частоте 40 Гц — это позволяет в какой-то степени оптимизировать отдачу сабвуфера в конкретном помещении.
Применение металла не только в мембране твитера, но и при изготовлении диффузоров СЧ/НЧ-излучателей определило жестковатую манеру воспроизведения материала, что при сопровождении фильмов является скорее плюсом. Динамичные сцены передаются бескомпромиссно хлестко, с высокой детализацией звуковой картины. Поддержка сабвуфера очень четкая и всегда уместная — никакой ваты и резонансных призвуков. При этом басовый модуль не пытается отрабатывать недоступные ему частоты, отчетливо ограничивая свой рабочий диапазон снизу, что избавляет от неприятных на слух искажений, но любителям встряхнуть внутренности может показаться склонностью к облегчению подачи.

Результаты измерений:
Решение использовать в качестве фронтальной акустики полочные Q300 никак не ущемляет возможности данного комплекта компании KEF по сравнению с другими участниками теста. Колонки свободно (с учетом роста нелинейных искажений в НЧ-области) отыгрывают диапазон частот выше 80 Гц (рис. 1). Ниже этой частоты лежит зона ответственности сабвуфера Q400B. Он обеспечивает нижнюю граничную частоту 25 Гц (рис. 3). Плавный спад характеристики в левой части графика можно корректировать благодаря расширенным возможностям встроенного кроссовера, ступенчато (+6 / +12 дБ) усилив отдачу на частоте чуть выше 40 Гц. Спикер центрального канала Q200С обладает самой широкой полосой пропускания среди аналогичных компонентов в нашем тесте. Неравномерность АЧХ средняя по подборке (рис. 2), а вот отсутствие второго активного НЧ/СЧ-излучателя позволяет слушателю заметно отклоняться по горизонтальной оси без возникновения интерференционных явлений. Импеданс всех АС комплекта не опускается до неприятных для интегрированных AV-ресиверов величин. Падение значения этого показателя останавливается на уровне 4 Ом (у центральной АС чуть ниже).

Паспортные данные:
Фронтальная акустика:
Тип – полочные акустические системы | Название – KEF Q300 | Частотная характеристика, Гц – 42—40 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ – 16,5 см, алюминиевый Uni-Q; ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол; частота раздела 2500 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Максимальная подводимая мощность, Вт – 120 | Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 35,5 x 21,0 x 30,2 | Масса одной колонки, кг – 7,7 | Цена, руб. – 29 500
Акустика центрального канала:
Тип – акустическая система центрального канала | Название – KEF Q200C | Частотная характеристика, Гц – 50—40 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 13,0 см, алюминиевый ABR; СЧ – 13,0 см, алюминиевый Uni-Q; ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол; частоты раздела 500 и 2800 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор и пассивный радиатор | Сопротивление, Ом – 8 | Максимальная подводимая мощность, Вт – 130 | Чувствительность, дБ – 85 | Габариты, см – 18,0 x 52,5 x 26,0 | Масса, кг – 11,0 | Цена, руб. – 21 900
Тыловая акустика:
Тип – полочная акустическая система | Название – KEF Q100 | Частотная характеристика, Гц – 49—40 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ – 13,0 см, алюминиевый Uni-Q; ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол; частота раздела 2500 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Максимальная подводимая мощность, Вт – 100 | Чувствительность, дБ – 86 | Габариты одной колонки, см – 30,0 x 18,0 x 27,2 | Масса одной колонки, кг – 5,9 | Цена, руб. – 24 900
Сабвуфер:
Тип – активный сабвуфер | Название – KEF Q400B | Выходная мощность, Вт – 200 | Частотная характеристика, Гц – 28—140 (по уровню ±3 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – 40—140 | Динамическая головка, см – 25 | Акустическое оформление – закрытый корпус | Аудиовходы – RCA, высокого уровня | Аудиовыходы – нет | Габариты, см – 33,5 x 33,0 x 33,0 | Масса, кг – 13,6 | Цена, руб. – 29 500


Оценки:
1. Дизайн – 90%
2. Качество изготовления – 95%
3. Звучание в кино – 90%
4. Звучание музыки – 95%

Итоговая оценка 90%

Плюсы: динамичное и детальное звучание, качественная отделка, удобная коммутация, упругий собранный бас
Минусы: в некоторых сценах хотелось бы нырнуть поглубже

Вывод:
Сбалансированный комплект, создающий детальное и однородное звуковое поле с упругим и подвижным низкочастотным фундаментом. Придется по душе любителям правильного звучания домашнего кинотеатра, пусть и в ущерб эффектности
Boston Acoustics A-Series
Цена – 68 890 руб.

Наибольшую популярность и развитие тема домашнего кинотеатра получила в США, что неудивительно, учитывая просторные в сравнении с европейскими жилища американцев. Да и «фабрика грез», исправно поставляющая контент для подобных систем, там ближе и роднее. Потому местным производителям оборудования для домашних кинозалов — особое внимание
Компанию Boston Acoustics по праву можно отнести к старожилам американского рынка акустики. Ее основал в далеком 1979 году бывший сотрудник крупных акустических ателье Advent и KHT инженер Энди Котсатос. Начинала фирма с разработки и производства колонок для домашнего использования, а в 1983 году на свет появилась первая система для автомобиля. Сегодня она уделяет сфере Car Audio не меньше внимания, чем бытовому сектору, а многие модели ее автомобильных усилителей и акустики пользуются заслуженной популярностью у профессионалов автозвука. Инновационность применяемых инженерами Boston Acoustics решений подтверждена сорока патентами США. Все разработки ведутся в штаб-квартире компании в городе Пибоди, штат Массачусетс, а производство акустики младших серий с целью оптимизации расходов перенесено на заводы фирмы в Юго-Восточной Азии. 
Комплект акустики окружающего звучания Boston Acoustics A-Series по своей компоновке похож на большинство участников сегодняшнего теста. Во фронтальной плоскости работают трехполосные напольные башни Boston Acoustics A 360 и двухполосный спикер центрального канала Boston Acoustics A 225С. Тыловые эффекты поручены младшим полочным колонкам Boston Acoustics A 25, выполненным также по двухполосной схеме. Все АС оснащены одинаковыми купольными твитерами из фирменного материала Kortec, сочетающего необходимую для мембраны высокочастотного излучателя жесткость и свойственную куполам из ткани эластичность. Средне- и низкочастотные динамики колонок имеют разный диаметр, но схожую конструкцию c диффузорами из стеклокерамического полимера на резиновом подвесе. Корпуса изготовлены из толстых панелей MDF с усилением внутренними перегородками. Колонки предлагаются в черной, белой или вишневой отделке, причем в первых двух случаях они покрываются устойчивым к царапинам рояльным лаком. 
Весь комплект, включая НЧ-модуль, выполнен в фазоинверторном акустическом оформлении, причем у полочных и напольных громкоговорителей порты фазоинвертора выведены на задние стенки корпусов, что необходимо учитывать при расстановке АС в комнате прослушивания. У сабвуфера крупная труба фазоинвертора находится рядом с динамической головкой, на фасаде, поэтому этот аппарат менее привередлив относительно своего размещения в кинозале. Грили крепятся на магнитных защелках, и снимать и ставить их на колонки одно удовольствие. Напольники для устойчивости оборудованы задней горизонтальной опорой, выходящей за границы корпуса. Акустика водружается либо на резиновые ножки, либо на металлические шипы, идущие в комплекте. Сабвуфер оснащен не самым крупным в тесте излучателем, зато встроенный усилитель способен отдать в пике до 650 Вт неискаженной мощности, что лишь немногим меньше, чем у лидера по этому параметру. Коммутация ограничена низкоуровневой стереопарой и входом LFE, чего, впрочем, вполне достаточно для работы в составе домашнего кинотеатра. 
При сопровождении кинофильмов комплект Boston Acoustics A-Series демонстрирует породистый американский звук. Саундтреки воспроизводятся масштабно, без потери детальности в самых напряженных моментах. Выстрелы звучат хлестко, а столкновения машин настолько реальны, что заставляют вздрагивать. Звучание отличается отменной динамикой, весь частотный диапазон отрабатывается очень тщательно. При этом удаль и драйв не скрадывают воздушность и легкость подачи. Казалось бы, в этом комплекте удивительным образом уживаются противоречивые черты характера. К четкости локализации звуковых образов в пространстве тоже невозможно предъявить какие-либо претензии. При исполнении музыки Boston Acoustics A-Series отдает предпочтение энергичным рок-композициям. Именно здесь как нельзя кстати приходится его умение держать ритм и мастерски отрабатывать динамические пики. Но и на более спокойных жанрах высокая детальность и слитность звукового почерка сказываются весьма благотворно. Посетовать можно лишь на излишнюю прямолинейность и нивелирование тончайших нюансов. Впрочем, это по плечу лишь акустическим системам классом выше.



Результаты измерений: 
Технические параметры всех компонентов комплекта Boston Acoustics являются максимально согласованными для готового решения при построении домашнего кинотеатра. При различных уровнях громкости ни один из них не будет выпадать из общего строя по причине заметного роста искажений. Высокое значение импеданса поможет избежать проблем при использовании многоканальных усилителей, интегрированных в AV-ресивер, так как эти устройства имеют различного рода ограничения при работе с низкоомной нагрузкой. Частоту раздела между сабвуфером и фронтальной акустикой мы рекомендуем выбрать в интервале от 80 до 120 Гц. Это обусловлено не искажениями фронта — напольные акустические системы превосходно работают и ниже, однако подобное решение позволит уменьшить подъем АЧХ в верхнем басу (рис. 1). Справиться с этой задачей может и встроенный в корпус сабвуфера кроссовер. Этот модуль работает очень точно — показания на шкале регулятора в диапазоне 80—160 Гц соответствуют спаду –6 дБ (рис. 3). Частотная характеристика спикера центрального канала (рис. 2) выявляет рекордно низкую степень неравномерности.


Паспортные данные:
Фронтальная акустика:
Тип – напольные акустические системы | Название – Boston Acoustics A 360 | Частотная характеристика, Гц – 38—25 000 | Число полос – 3 (НЧ – 2 x 16,5 см, стеклокерамический полимер; СЧ – 8,9 см, стеклокерамический полимер; ВЧ – 2,5 см, мягкий купол Kortec; частоты раздела 800 и 2700 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Максимальная подводимая мощность, Вт – 200 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 106,0 x 34,5 x 27,4 | Масса одной колонки, кг – 20,0 | Цена, руб. – 31 600
Акустика центрального канала:
Тип – акустическая система центрального канала | Название – Boston Acoustics A 225С | Частотная характеристика, Гц – 65—25 000 | Число полос – 2 (НЧ – 2 x 13,3 см, стеклокерамический полимер; ВЧ – 2,5 см, мягкий купол Kortec; частота раздела 2600 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Максимальная подводимая мощность, Вт – 175 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты, см – 16,0 x 40,6 x 22,5 | Масса, кг – 7,0 | Цена, руб. – 7400
Тыловая акустика:
Тип – полочная акустическая система | Название – Boston Acoustics A 25 | Частотная характеристика, Гц – 55—25 000 | Число полос – 2 (НЧ – 13,3 см, стеклокерамический полимер; ВЧ – 2,5 см, мягкий купол Kortec; частота раздела 2400 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Максимальная подводимая мощность, Вт – 150 | Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 27,1 x 18,3 x 22,5 | Масса одной колонки, кг – 4,6 | Цена, руб. – 9900
Сабвуфер:
Тип – активный сабвуфер | Название – Boston Acoustics ASW 650 | Выходная мощность, Вт – 300 | Частотная характеристика, Гц – 28—150 (по уровню ±3 дБ) | Частота среза фильтра, Гц – нет данных | Динамическая головка, см – 25,4 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Аудиовходы – RCA, LFE | Аудиовыходы – нет | Габариты, см – 38,8 x 37,2 x 42,0 | Масса, кг – 14,1 | Цена, руб. – 19 990


Оценки:
1. Дизайн – 90%
2. Качество изготовления – 90%
3. Звучание в кино – 95%
4. Звучание музыки – 90%

Итоговая оценка 95%


Плюсы: выразительное, чистое звучание, высокая перегрузочная способность, доступная цена
Минусы: склонность к упрощению на сложном музыкальном материале 

Вывод:
Быть может, дизайн этого комплекта акустики покажется вам не слишком изысканным, но достаточно включить домашний кинотеатр, как сомнений не останется — при сопровождении фильмов Boston Acoustics A-Series выступят не хуже конкурентов с существенно более солидным ценником


Заключительная часть
Главной отличительной особенностью сегодняшнего состязания по сравнению с аналогичным тестом, проведенным нами год назад, стала возросшая стабильность конфигурации системы окружающего звучания. В более высоком ценовом сегменте на сцену выходят комплекты с полноценной фронтальной акустикой, причем в трех случаях из четырех в ее роли выступают напольные колонки. Но даже в единственном участнике, выбивающемся из этого ряда, фронтальная плоскость обслуживается крупными полочниками, способными качественно воспроизвести довольно широкий частотный диапазон. А это значит, что при построении системы окружающего саунда вы спокойно можете возложить на сабвуфер именно ту задачу, которую звукорежиссер фильма предназначил специально для него, — воспроизведение сигнала низкочастотных спецэффектов LFE. Есть у подобной схемы и еще одно преимущество. Чаще всего фронтальные АС используются не только для сопровождения кино, но и для прослушивания музыки. И здесь их возможность полноценной работы без посторонней помощи избавляет от необходимости решения очень непростой задачи согласования трифоника для стерео. 
Однако перейдем к награждению победителей. Участники соревнования разделились на две равные группы по месту своего рождения. Старый Свет представляют комплекты британского ателье KEF и французы из Focal, за Новый Свет выступают американцы из Boston Acoustic и канадцы из PSB Speakers. Скажем сразу: очевидных аутсайдеров сегодня не было — видимо, можно справедливо предположить, что с обозначенного нами ценового порога начинается взрослый домашний кинотеатр. Все участники продемонстрировали впечатляющую подачу саундтреков к фильмам, и разница в характере звучания была лишь в нюансах. Кроме того, необходимо отметить, что основным приоритетом при оценке конкурсантов стала для нас работа именно в кинотеатральной ипостаси. Достаточно сместить акцент на музыкальность, и места распределились бы иначе. Тем не менее в рамках выбранных критериев мы вынуждены констатировать победу заокеанской акустической школы. Высокая перегрузочная способность, драйв и напор при сохранении детальности звуковой картины сделали просмотр тестовых фрагментов кинофильмов по-настоящему захватывающим. Лучшим с точки зрения качества звучания оказался комплект PSB Image. Однако при определении судьбы первого места мы всегда учитываем стоимость компонентов, что вполне логично при присуждении титула «Лучшая покупка». И здесь инициативу перехватывает система окружающего звучания Boston Acoustics A-Series, которая показала вполне сравнимые с PSB Image результаты, но в то же время предлагается почти на треть дешевле. Именно этот комплект получает звание Best Buy, а замечательная акустика PSB Image удостаивается рекомендации редакции. Представители европейской школы отличились деликатностью и музыкальностью, что делает их более предпочтительным выбором в том случае, когда музыке в домашней развлекательной системе уделяется особое внимание. KEF Q-Series больше подойдет тем, кто правильность звучания ставит выше эффектности, а Focal Chorus характеризуется универсальностью применения, но при работе в составе домашнего кинотеатра сильно выиграет от смены сабвуфера на модель постарше.
Анатолий Максименко

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: